Стр. 17

Вердеш Б.А.
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ТАМОЖЕННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЫХОДА РФ НА ВОСТОЧНЫЕ РЫНКИ

УДК 339.56

Б.А. Вердеш

студент экономического факультета Ростовского филиала

Российской таможенной академии

e-mail: verdesh.bogdan@mail.ru

Аннотация. Актуальность темы объясняется ростом санкционного давления со стороны недружественных стран по отношению к деятельности российских компаний, функционированию отраслей, а также конкретным физическим лицам, что определяет необходимость поиска надежных партнеров и развития взаимовыгодных экономических отношений со странами других регионов мира, в частности Китайской Народной Республикой.   Цель исследования – раскрыть содержание взаимоотношений Российской Федерации и Китайской Народной Республики   в таможенной сфере, что является фактором развития торговых и иных форм международных экономических отношений стран.  В статье представлены результаты ретроспективного анализа российско-китайских отношений, аналитический обзор динамики показателей внешней торговли России, а также субъектов РФ, граничащих с Китаем, затронуты вопросы о перспективах сотрудничества стран.

Ключевые слова: внешняя торговля, таможня, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, санкции, экономическая сфера, сотрудничество, торговое партнёрство, восточные рынки.

Введение

Актуальность исследования российско-китайских таможенных взаимоотношений определена прежде всего сменой географии торговли РФ с западного направления на восточное из-за санкционного давления со стороны Соединённых Штатов Америки (США) и недружественных стран Западной Европы. Новые реалии внешнеэкономических связей актуализируют анализ сложившихся торговых связей страны с Китайской Народной Республикой (КНР), которая является стабильным и давним торговым партнёром восточного направления сотрудничества. Сказанное определяет интерес к вопросам таможенного и экономического взаимодействия Российской Федерации (РФ) и КНР.

Цель данного исследования – провести анализ российско-китайских взаимоотношений в экономической и таможенной сфере, с учетом сложившихся форм сотрудничества и связей стран.

Объект анализа данной работы – взаимоотношения российской и китайской сторон в экономической и таможенной сфере. Предмет исследования – таможенные формы сотрудничества, способствующие повышению экономической эффективности взаимодействия стран.

Методология исследования объекта и предмета данной работы основана на признании роли внешнеэкономических связей страны как фактора обеспечения устойчивости развития национальной экономики. Данный подход реализуются с помощью исследовательского инструментария, включающего:

1) применение нормативного подхода в оценке тенденций и перспектив развития российско-китайских экономических отношений с точки зрения существующих и будущих форм приграничной торговли РФ и КНР;

2) проведение анализа динамики экономических показателей внешнеэкономической деятельности (ВЭД) РФ и КНР в период с 2018-2021 гг.

3) выявление функциональной связи между процессами введения санкций и переориентации рынков сбыта и закупки товаров с региона Западной Европы в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);

4) формулирование результатов и практических выводов проведённого исследования.

Использование указанных выше подходов и инструментов позволили провести анализ взаимоотношений КНР и РФ в экономической и таможенной сферах, результаты которого представлены в последующих разделах данной работы.

Современные российско-китайские экономические взаимоотношения

Актуализация российско-китайских экономических взаимоотношений в современных условиях, определяет важность ретроспективного анализа экономических связей двух стран. Формирование новых форм экономических отношений между государствами началось сразу после распада СССР и происходило в несколько этапов:

Первый этап связан с подписанием 5 марта 1992 года Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономических отношениях. Данный документ заложил основу дружбы РФ и КНР, которая проявлялась в создании благопри­ятного режима для ведения торговли, а также взаимное освобождение от таможенных пошлин и других видов налогов [1].

Начало второго этап правомерно датировать 3 сентября 1994 года, когда было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенном деле. Данный документ способствовал развитию таможенного сотрудничества РФ и КНР, которое реализовалось в следующих аспектах:

а) облегчение и ускорение перемещения товаров и пассажиров между двумя государствами;

б) обмен опытом своей деятельности и информацией в области таможенного дела [2].

Важно отметить, что данное соглашение действует и в настоящее время, что ещё раз подчёркивает особый характер взаимоотношений РФ и КНР.

Третий этап реализовался в 1996 году и связан с заявлением, которое было дано на высшем государственном уровне стран о строительстве «партнерских отношений стратегического взаимодействия», ориентированных на XXI в. [3].

Четвертый этап справедливо приурочить к 16 июля 2001 года. В этот день был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Данный договор был подписан на два десятилетия, а в долгосрочной перспективе был направлен на развитие всесторонних отношений, добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.

Данные документы заложили основу для развития дружбы и различных форм сотрудничества, прежде всего экономического, внешнеторговых связей, которые остаются значимыми для РФ и в обозримом будущем. В настоящее время продолжают приниматься нормативно-правовые документы и публиковаться официальные заявления о всеобъемлющем партнёрстве и стратегическом взаимодействии. Также следует отметить, что, несмотря на двусторонние договоры между РФ и КНР, деятельность по торговле стала также регулироваться правилами ВТО, которые помогают унифицировать и упростить осуществление внешнеэкономической деятельности.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что КНР является для России не только стратегическим партнёром, но и страной, стремящейся к добрососедским, дружественным отношениям. Благодаря такому сотрудничеству создаются условия для решения задач коллективной безопасности в восточноазиатском регионе на основе заключения договоров о сотрудничестве в области безопасности между двумя ядерными государствами. Дальнейший анализ предусматривает характеристику реальных примеров и форм сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в аспекте приграничной торговли.

На основании Федерального закона 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» приграничная торговля – это особый вид внешней торговли, осуществляемый на приграничных территориях с целью удовлетворения потребностей населения (физических и юридических лиц), проживающих на данной территории. Приграничная торговля осуществляется в соответствии с международным договором Российской Федерации и сопредельного иностранного государства или группы сопредельных иностранных государств, предусматривающим предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении торговли товарами и услугами [4].

Граница между РФ и КНР проходит на территории шести административных образований:

1. Республика Алтай.

2. Забайкальский край.

3. Амурская область.

4.  Еврейская автономная область.

5. Хабаровский край.

6. Приморский край.

На основании официальной статистики базы данных Сибирского и Дальневосточного таможенного управления, автором построена таблица, характеризующая, динамику внешнеторгового оборота названных регионов с участниками внешнеэкономической деятельности Китая (табл.1).

Таблица 1. Внешнеторговый оборот субъектов РФ, граничащих с КНР

Величина внешнеторгового оборота, тыс. долл.
 2018201920202021
Республика Алтай7 230,87 619,49 664,44 587,6
Амурская область569 204,3511 769,9549 711,7609 055,4
Хабаровский край1 851 371,3978 467,7921 609,71 203 843,2
Забайкальский край900 450,7916 757,21 417 976,31 835 437,6
Еврейская автономная область169 209,8137 227,3201 046,4399 271,7
Приморский край4 000 535,84 239 287,44 152 250,35 126 466,4

Источник: Внешняя торговля субъектов РФ ДФО и СФО. Официальный сайт Дальневосточного и Сибирского таможенного управления [5, 6].

Анализируя данные табл. 1, можно сделать вывод о том, что сохраняются тенденции снижения внешнеторгового оборота в различные периоды у двух регионов: Республики Алтай и Хабаровского края. Однако, несмотря на это, остальные регионы стремятся к увеличению объемов внешнеторгового оборота. Это ещё раз подтверждает тезис о том, что РФ и КНР заинтересованы в укреплении экономического сотрудничества. Стоит также иметь ввиду, что данный факт носит и отрицательную составляющую. С повышением внешнеторгового оборота также и увеличивается зависимость данных регионов от КНР.

Помимо взаимодействия регионов РФ, граничащих с КНР, следует затронуть вопросы динамики внешнеторгового оборота двух стран. На основании данных Федеральной таможенной службы РФ об объемах экспорта и импорта в период с 2018-2020 гг.  автором предложена диаграмма, позволяющая охарактеризовать изменения во взаимной торговле стран (см. рис.1)

Рис.1.  Динамика внешнеторгового оборота РФ и КНР

Источник: Итоги внешней торговли с основными странами в 2018, 2019, 2020, 2021 году. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [7].

График, представленный на рис.1 показывает, что существует положительная тенденция к увеличению экспорта и импорта между Россией и Китаем. Официальные источники в настоящее время предоставляют данные о том, что объем товарооборота РФ и КНР за первое полугодие 2022 года повысился и значительно превосходит показатели, аналогичного периода 2021 года.

В товарной структуре импорта китайских товаров в РФ за последние 20 лет увеличилась доля поставок технологичных видов продукции. Так, если в 2001 г. на электрические машины и оборудование и реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства приходилось 17% российского импорта из Китая, то в 2020 г. доля этих двух товарных позиций уже превысила 51%. Российский импорт электрических машин и оборудования на 48% обеспечен поставками из Китая, на 29% оборудованием и механическими устройствами, на 9% средствами наземного транспорта.

В то же время структура российского экспорта также изменилась. Если в 2001 г. на топливо минеральное, нефть и продукты их переработки приходилось 8% российского экспорта в эту страну, то в 2021 г. их доля уже достигла 66,5%. В условиях ближайшего сокращения российского экспорта минеральных продуктов в западные страны, очевидно, следует ожидать дальнейшего увеличения значимости китайского рынка для сбыта этого вида российской продукции [8]. Это вновь подтверждает, что Российская Федерация намерена усилить взаимодействие с Китайской Народной Республикой. Здесь особую роль должны играть таможенные органы, которые в соответствии с ориентирами развития, предусмотренными «Стратегией развития Федеральной таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» постоянно совершенствуются и не отстают от основных трендов цифровизации, чему будут способствовать и заявленные странами встречи, обменом опытом по применению цифровых технологий в таможенном администрировании.

Констатация факта роста внешней торговли России с другими странами требует акцентирования внимания на существенных переменах в географии товаропотоков. Как отмечалось ранее, по причине введения экономических санкций товарооборот России и стран Западной Европы в первой половине 2022 года существенно снизился, в сравнении с аналогичным периодом в 2021 году. Однако компенсационный эффект был достигнут благодаря повышению товарооборота со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Ближнего Востока. Произошедшие перемены вносят новый исторический виток в развитие экономики России. Действующие договоренности и ожидаемое заключение новых договоров о взаимовыгодном сотрудничестве со странами данных регионов могут способствовать достижению положительных для функционирования российской экономики результатов.

В этой связи возникает проблема кадровой обеспеченности и повышения уровня квалификации кадров. Как известно территория Дальнего Востока характеризуется низкой плотностью населения в сравнении с другими регионами России.  Требуется заинтересованность населения в проживании на восточных территориях, стимулирование внутренней миграции. В настоящее время существует особая система льгот и мер поддержки работникам таможенных органов и иным категориям граждан, но эти меры будут недостаточными для обеспечения роста населения в данных регионах. Следовательно, Правительству РФ и администрациям муниципалитетов необходимо проводить последовательную работу и принять соответствующие меры по стимулированию переселения и подготовке кадров, с учетом повышения роли восточного вектора развития российской экономики. С появлением кадров на местах социально-экономическая система будет полноценно функционировать. Таким образом, необходимо добиваться реализации комплекса мер и направлений в регионах Дальнего Востока, развиваться комплексно, равномерно, включая совершенствование инфраструктуры, логистики и обеспеченности деятельности таможенных органов.

Выводы

Исследование перемен, происходящих в сфере внешнеэкономических отношений, прежде всего во внешней торговле России в настоящее время, позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Изменения в географии товаропотоков внешней торговли России связаны со сменой приоритетов и переключением на рынки стран АТР и Ближнего Востока.

2. В перспективе РФ придерживается курса на активное экономическое и иные формы сотрудничества с КНР.

3. Приграничная торговля, как особый вид международной торговли, активно практикуется в регионах РФ, граничащих с КНР. В четырех российских приграничных регионах сложилась положительная динамика роста товарооборота с территориями конкретных административных образований КНР.

4. Объемы внешней торговли РФ и КНР увеличиваются, совершенствуется товарная структура в направлении поставок из КНР наукоемкой продукции.

5. Повышается роль Федеральной таможенной службы РФ в переориентации и адаптации экономики РФ к дальнейшим изменениям в географии торговли. Перед таможенными органами стоят задачи обеспечения подготовки квалифицированных кадров в соответствии с требованиями цифровизации. Развитие различных форм сотрудничества, обмен опытом, в том числе в области совместного использования цифровых технологий со странами АТР и Ближнего Востока будет способствовать таможенному и торговому сотрудничеству стран. В целом следует отметить возможность реализации положительных тенденций при своевременном реагировании на потери от введённых санкций и перехода на восточных рынках. Минимизация негативных воздействий санкций возможна, благодаря активному развитию внешнеэкономических отношений с партнерами из АТР и Ближнего Востока. Восточный вектор является перспективным направлением, по которому открывается возможность продвижения российской экономики в обозримом будущем.

Использованные источники:

  1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономических отношениях (Пекин, 5 марта 1992 г.) (с изменениями и дополнениями) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru
  2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Москва, 3 сентября 1994 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru
  3. Майданевич Ю.П., Бабашина А.С. Российско-китайские экономические отношения: история и пути развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 178–181.
  4. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consultant.ru
  5. Официальный сайт Дальневосточного таможенного управления [Электронный ресурс]. URL: https://dvtu.customs.gov.ru
  6. Официальный сайт Сибирского таможенного управления [Электронный ресурс]. URL: https://stu.customs.gov.ru
  7. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru
  8. Школяр Н.А. Смена приоритетов внешней торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2022.  № 5. С. 95–107.