Стр. 65

Шевандина С.А.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 336.221

С.А. Шевандина, магистрант юридического факультета Российской таможенной академии

e-mail: sonya712@bk.ru

Научный руководитель – Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права, доцент кафедры гражданского права, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Данная статья посвящена анализу государственного финансового контроля, стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года, а так же ее задачам.

Ключевые слова: финансовый контроль, финансовая безопасность, органы финансового контроля, бюджетные средства.

Государственный финансовый контроль, представляющий собой деятельность контрольных органов по обеспечению законности, эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств является важным инструментом создания развитой экономики и обеспечения экономической безопасности России. Так, в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года, основными задачами по развитию системы государственного управления в сфере экономики, в числе прочих являются:

– совершенствование государственного контроля за реализацией иностранных инвестиционных проектов в предприятия и сферы, имеющие важное стратегическое значение для страны;

– повышение качества бюджетного планирования;

– улучшение эффективности бюджетных расходов;

– повышение качества контрольно-надзорных органов [1].

В качестве основных задач государственного финансового контроля можно выделить:

– поддержка финансовой безопасности государства;

– гарантия финансовой стабильности хозяйствующих субъектов;

– увеличение финансовых ресурсов государства, а также их наиболее эффективного использования;

– контроль за соблюдением своих обязательств хозяйствующими субъектами перед органами власти всех уровней;

– улучшение эффективности общей финансовой политики;

– обеспечение интересов различных хозяйствующих субъектов в финансовой сфере с одновременным постоянным контролем за их деятельностью и увеличением ответственности за ее результаты [2, с. 496].

Учитывая складывающуюся в последнее время политическую и экономическую ситуацию в стране и мире, усугубляющуюся последствиями пандемии короновирусной инфекции, роль финансового контроля возрастает многократно. Особенно важен такой контроль в нашей стране, поскольку в связи с введением необоснованных политически-мотивированных экономических санкций Россия недополучает большую часть необходимых для дальнейшего экономического развития инвестиций, которые играют огромную роль в развитии как всей страны, так и отдельных регионов [3, c. 137-141]. Ограничивают такие санкции и поступление в нашу страну новых научных разработок и инвестиционных технологий. Помимо этого, важность государственного финансового контроля за бюджетными средствами увеличивается в связи с активным исполнением государственных программ по национальным проектам, в том числе с привлечением существенных бюджетных средств, а также постепенным переходом на цифровую экономику, что также требует, как существенных вложений бюджетных средств, так и контроля за их законным и эффективным расходованием.

Таким образом, вопросы правового регулирования государственного финансового контроля в настоящее время представляют одно из наиболее актуальных направлений финансового права.

В последнее время представители юридической науки в своих работах достаточного много внимания уделяют как теоретическим вопросам государственного финансового контроля, так и его практическим аспектам.

Так, по мнению Т. П. Хребтовой ни юридическая литература, ни нормативные акты не содержат единого понятия государственный финансовый контроль, что может способствовать различному толкованию данного понятия субъектами финансовой сферы, и как следствие – неправильному пониманию сущности этого вида контроля. По мнению автора, часть специалистов под государственным финансовым контролем понимается определение законности расходования финансов, в то время как другие авторы выделяют оценку их эффективного использования. Вместе с тем наиболее обоснованной представляется точка зрения ученых, рассматривающие финансовый контроль в виде широкой деятельности уполномоченных органов, как по определению законности расходования финансовых средств, так и по эффективности результата такой деятельности [4, c. 279-286].

Принципам государственного финансового контроля посвящена работа Н.Н. Пономаренко, в которой в качестве основных таких принципов автор выделяет систематичность, целостность, последовательность, независимость, результативность, плановость и т. д [5, c. 154-165]. Вместе с тем, столь широкий подход к определению принципов государственного финансового контроля не способствует одной из задач установления принципов – определения особенностей рассматриваемого вида контроля, а также выделение его специальных методов и приемов. Кроме того, представляется спорным выделение в качестве отдельного принципа «конфиденциальность планов», поскольку задачами финансового контроля все-таки в большей степени являются недопустимость незаконного и малоэффективного расходования бюджетных, а не установление виновных лиц, что является, в большей степени, функцией правоохранительных органов.

Среди нормативных документов, регулирующих вопросы государственного финансового контроля, в первую очередь можно назвать Бюджетный кодекс Российской Федерации, в котором целый одноименный раздел освящен вопросам финансового контроля [6]. Однако и в этом разделе, и в статье 6 Бюджетного кодеса РФ, содержащей основные понятия и термины, используемые в кодексе, само определение государственного финансового контроля отсутствует, что представляется неправильным с точки зрения законодательной техники, поскольку, как было указано выше, это определение вообще нормативными актами не определено. Помимо БК РФ понятие государственного финансового контроля используется и в других нормативных актах, среди которых можно назвать Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»[7], Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[8], Положение о Министерстве финансов Российской Федерации [9] и многие другие.

В юридической науке высказывается мнение, что существует необходимость в принятии единого федерального закона о государственном финансовом контроле, который должен содержать определение самого этого понятия, его принципы и функции, перечень органов финансового контроля с перечислением их функций и много других вопросов, связанных с деятельностью в области государственного финансового контроля [10, с. 202-209.]. Вопрос о необходимости выработки единого понятия государственного финансового контроля не вызывает сомнений, однако такое определение может быть зафиксировано и в соответствующем разделе БК РФ. Что же касается необходимости принятия отдельного федерального закона о государственном финансовом контроле, то на наш взгляд этот вопрос требует более детальной теоретической проработки и практического обоснования.

Рассматривая различные нормативные акты, регулирующие правоотношения в области государственного финансового контроля, нельзя не отметить, что до настоящего времени не определено полное разделение полномочий между государственными органами, выполняющими финансовый контроль. Действительно, в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 25.06.1996 года № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» финансовый контроль в нашей стране реализуется абсолютно разными государственными органами, среди которых, помимо Счетной палаты, Министерства финансов и Центрального банка, присутствуют также Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба [11]. Помимо этого, в обозначенном документе предусмотрена возможность, согласно которой государственный финансовый контроль могут осуществлять и другие государственные органы.

Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время сразу несколько государственных органов наделенных полномочиями по осуществлению государственного финансового контроля, разграничение деятельности этих органов не предусмотрено ни одним документом, что отрицательно сказывается на осуществлении самого контроля, поскольку может случится ситуация, когда один и тот же орган государственной власти или юридическое лицо будут в одно и то же время, или в пределах небольшого временного интервала проверяться по одному и тому же вопросу разными государственными органами, а другой государственный орган или предприятие останутся просто за пределами такого пристального внимания со стороны государственных контролирующих органов.

По мнению ученых решить этот вопрос можно либо путем поправок в БК РФ, либо принятием нового нормативного акта, однако для принятия окончательного решения в этом вопросе, на наш взгляд, необходимо более глубокое исследование вопроса.

По мнению ряда ученых, применяемые к нарушителям финансовой дисциплины меры наказания на сегодняшний день малоэффективны, поскольку не соизмеримы с размером причиненного ущерба, в то время как ужесточение наказания будет способствовать повышению финансовой дисциплины среди участников [12].

С одной стороны, данное предложение может, по мнению авторов, существенно уменьшить размер причиняемого бюджету ущерба, однако на наш взгляд как минимум два довода могут указывать на недостаточную эффективность предлагаемых мер.

Во-первых, в последнее время в нашей стране взят курс на декриминализацию экономических преступлений, а во-вторых, как известно, гораздо более эффективным средством со всякого рода нарушениями является его неотвратимость, а не строгость.

Большие положительные изменения в сфере государственного финансового контроля должны произойти с введением в указанную сферу цифровых технологий, связанных в первую очередь с обработкой большого объема данных, а также использованием искусственного интеллекта, что дат возможность создать единый механизм определения эффективности финансового контроля, быстро обрабатывать большие объемы данных и перемещать их между органами, осуществляемыми государственный финансовый контроль.

Таким образом, система организации государственного финансового контроля нуждается в реформирование, существует ряд проблем, которые необходимо решить, в первую очередь, на законодательном уровне.

Комплексное принятие мер, поможет совершенствовать систему государственного финансового контроля в Российской Федерации, что поспособствует развитию экономики страны, а прозрачная система организации государственного финансового контроля, увеличит процент доверия со стороны населения к государству. В заключении можно сделать вывод, что несмотря на достаточно эффективное осуществление государственного финансового контроля в последние годы и большой нормативно-правовой базы по этой сфере правоотношений существуют теоретические и практические вопросы, требующие незамедлительного внимания со стороны научного сообщества и решения со стороны законодателя.

Использованные источники:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года».URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ukaz-208.pdf (дата обращения 04.06.2021).
  2. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М. Финансы и статистика. 2012.
  3. Шпинев Ю. С. Понятие, сущность и правовая природа инвестиций // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №4. С. 137-141.
  4. Хребтова Т. П. Государственный финансовый контроль: сущность, содержание, виды // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. Вып. 1 (838). 2021. С. 279-286.
  5. Пономаренко Н.Н. Государственный финансовый контроль: принципы организации // Сборник научных работ серии «Финансы, учет, аудит». 2020. № 3 (19). С. 154-165.
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Российская газета от 12 августа 1998 г. № 153-154.
  7. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Российская газета от 10 апреля 2013 г. № 77.
  8. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета от 13 июля 2002 г. № 127.
  9. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // «Российская газета» от 31 июля 2004 г. № 162.
  10. Быковская Ю.В. Проблемы финансового контроля в современной России и пути их решения // Вестник экономической безопасности. 2019. №1. С. 202-209.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9789
  12. Лысенко А. А., Шайбакова Л. Ф. Законодательное регулирование государственного финансового контроля в России // Вопросы студенческой науки. 2020. Выпуск № 11 (51). С. 110-114.