Стр. 53

Пискунова А.И.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

УДК 336.2

А.И. Пискунова, студент экономического факультета Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

e-mail: apiskunova2002@gmail.com

Научный руководитель – И.В. Муллина, старший преподаватель кафедры управления Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

e-mail: x003an@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется влияние цифровых технологий на налоговое администрирование. Основной целью исследования является рассмотрение основных информационных программ налоговой системы. В работе раскрыто понятие «налоговое администрирование», изучены основные элементы информационной системы налоговых органов, оценена динамика налоговых поступлений. В результате подчеркнуто, что информационные технологии оказывают положительное влияние на деятельность налоговой системы.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровые технологии, налоговое администрирование, налоговые органы, налоги.

За последнее десятилетие на российскую экономику оказывает наибольшее влияние цифровизация. В том числе в финансовой сфере применение новых информационных технологий повышает эффективность функционирования налогового администрирования.

Под налоговым администрированием понимают систему управления отношениями в сфере налогообложения, основанную на законодательстве о налогах и сборах [8].

В настоящее время налоговые органы в процессе налогового администрирования активно используют информационные технологии в повседневной работе такие как АИС «Налог-3», АСК НДС-3, межведомственный и межстрановой информационный обмен, передача налоговой отчётности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, внедрение онлайн-сервисов [6].

Внедрение современных цифровых технологий в налоговой системе позволяет добиться следующих результатов:

– автоматизировать систему налогового контроля;

– обеспечить полноту взимания налогов и своевременность их поступления в бюджет;

– оказать необходимые цифровые государственные услуги в сфере налогообложения;

– снизить трансакционные налоговые издержки [7].

В настоящее время отмечают следующие основные элементы в цифровой информационной системе налоговых органов, которые были внедрены за последние 10 лет (рис.1). Данные разработки привели к сокращению количества проводимых проверочных мероприятий и увеличению показателя налоговых поступлений в бюджет.

Рис. 1. Основные элементы цифровой системы информации ФНС России [9]

В последние годы Федеральная налоговая служба России (далее – ФНС России) активно использует автоматизированную информационную систему «Налог-3» (далее – АИС «Налог-3»).  АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, которая повышает уровень автоматизации ФНС России по всем выполняемым функциям. Данный программный продукт позволяет бесконтактно осуществлять прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных и сведений [10].

АИС «Налог-3» решает следующие задачи:

– формирование централизованной информационной базы;

– упрощение взаимодействия с налогоплательщиком благодаря перевода данных в электронный вид;

– сокращение издержек, возникающих в работе налоговых органов;

– повышение эффективности налогового контроля, с помощью создания единого реестра.

Следует отметить, развитие онлайн-сервисов ФНС России доступных для всех налогоплательщиков: «Личный кабинет налогоплательщика», сервисы «Прозрачный бизнес», «Налоговая нагрузка» и т.д. [7].  

Под «личным кабинетом налогоплательщика» подразумевают информационный ресурс, который предназначен для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей. Интернет-сервис размещён на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (далее – ФНС России). Согласно данным ФНС России к концу 2021 года на портале зарегистрировано более 40 млн. пользователей. Самыми востребованными функциями сервиса являются заполнение налоговых деклараций и оплата налогов [10].

Электронный сервис «Прозрачный бизнес» предоставляет информацию в онлайн режиме об юридических лицах. Например, благодаря данной программе можно узнать реквизиты организации, сведения об основном виде деятельности и уставном капитале, о наличии недостоверных сведений об органах управления организации и многое другое [10].

В доходной части государственного бюджета размер налоговых поступлений достаточно высокий. В соответствии с таблицей налоговые доходы и платежи составляют свыше 85% от общих доходов.

Таблица

Динамика налоговых поступлений в 2014-2020 гг. (% к ВВП) [1]

Показатель2014201520162017201820192020
Доходы всего33,8732,4032,9233,8035,9336,1635,39
Налоговые доходы и платежи31,3628,9728,6430,3532,7232,5330,44
В том числе       
Налог на прибыль организаций3,013,133,243,583,954,163,76
Налог на доходы физических лиц3,423,383,533,543,523,623,98
Налог на добавленную стоимость4,995,105,345,595,796,506,73
Акцизы1,361,291,581,741,531,251,81
Таможенные пошлины6,994,053,082,803,572,771,75
Налог на добычу полезных ископаемых3,683,883,424,505,905,593,70
Страховые взносы6,286,426,676,716,566,826,85
Прочие налоги и сборы1,651,731,781,881,901,831,86

Уровень налоговых поступлений за анализируемый период снизился на 0,92% и составил за 2020 год 30,44%. Основной причиной является снижение объемов добычи и реализации нефти, неустойчивость на валютных рынках, снижение цен на нефть и газ.

Ключевым элементом налоговых поступлений является налог на добавленную стоимость. За исследуемый период его значимость в масштабах ВВП выросла на 1,74% (в 2014 году рассматриваемый вид налога составил 4,99%, а в 2020 году – 6,73%). 

Согласно рис. 2 наблюдается положительная динамика поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет за последние 5 лет. Налоговые доходы за 2017-2021 г. увеличились на 9963 млрд. руб. или в 1,6 раза. Необходимо отметить, что за исследуемый период снижение налоговых доходов наблюдается в 2020 году на фоне кризисных явлений.

Рис. 2. Динамика налоговых доходов за 2019-2021 г., млрд. руб. [10]

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который является частью стоимости товара или услуги. Иными слова, это надбавка к стоимости товара, работы или услуги. Данный вид налога уплачивается в федеральный бюджет [4].

Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, включается в таможенные платежи. К последним также относится ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, акцизы и таможенные сборы [2].

Выявление нарушений, которые связаны с уклонением от уплаты НДС, требуют проверки большого количества документов. Внедрение автоматизированной системы контроля за возмещением НДС (далее – «АСК НДС») позволяет достичь роста поступлений НДС. Данная система автоматически анализирует поданные налоговые декларации и движение денежных средств с целью обнаружения нарушений. Рассматриваемая программа работает без участия налогового инспектора [4].  

С 2015 года АСК НДС-2 введена в эксплуатацию. Основная цель сервиса – предотвратить незаконные действия со стороны налогоплательщиков при начислении НДС и предъявлении налога к вычету. Создана централизованная база данных, которая содержит сведения из книг покупок и продаж, поэтому можно проследить цепочку переводов [8].

АСК НДС-3 – новейшая версия системы автоматизированного контроля денежных средств. Обновленная программа позволяет отслеживать перемещение денежных средств между счетами юридических и физических лиц.

Необходимо отметить, следующие этапы цифровизации налогового администрирования НДС [9].

Первым этапом является цифровизация документооборота НДС, который предполагает регистрацию налогоплательщиков на портале Федеральной налоговой службы, переход на стандартизированную электронную форму счетов-фактур.

Второй этап заключается в цифровом налоговом учёте НДС. Данная стадия предусматривает предоставление в налоговые органы информации о налогообложении НДС.

Третий этап – цифровой аудит НДС. Необходимо использовать цифровые технологии, которые обеспечивают налоговые органы важной информацией о реализации товаров в режиме реального времени.

Четвёртый этап подразумевает цифровое налогообложение НДС. Активно применяется автоматизация налогообложения НДС, при которой величина налога определяется государством. Оплата автоматически списывается со счетов предприятий [9].

Таким образом, цифровизация налогового администрирования НДС помогает решить основную проблему, связанную с уклонением от исполнения налоговых обязательств.  В заключение, можно отметить, что наблюдается положительное влияние цифровых технологий на процесс налогового администрирования, которое приносит значительное преимущество в деятельность налоговых органов. В дальнейшей перспективе цифровизация в налоговых органах требует развития и улучшения, чтобы добиться «прозрачности» налоговой системы.

Использованные источники:

  1. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (утв. Минфином России) // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (Приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Вишневский В.П., Гончаренко Л.И., Никулкина И.В., Гурнак А.В. Налоги и технологии: прошлое, настоящее и будущее налоговой системы России // Пространство экономики. 2020. №4.
  4. Голик Е.Н. Цифровизация администрирования НДС в системе обеспечения экономической безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. №2.
  5. Горбунова Е.С. Автоматизированная информационная система «Налог-3» как единое централизованное информационное пространство Федеральной налоговой службы России // Наука и образование сегодня. 2019. №10 (45).
  6. Кирова Е.А., Кожебаткина А. В. Модернизация налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Вестник ГУУ. 2020. №9.
  7. Петухова Р.А., Григорьева Я.А. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2019. №46.
  8. Садикова Н.В., Цельникер Г.Ф. Налоговое администрирование и его сущность // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №5-2.
  9. Строителева В.А. Цифровизация налогового администрирования НДС в интересах пресечения уклонения от исполнения налоговых обязательств // Учет и статистика. 2019. № 1(53). С. 132-138.
  10. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/