Стр. 9

Баранова А. П.
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РФ КАК СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

УДК 336.24

А. П. Баранова, студент юридического факультета Российской таможенной академии

e-mail: ap.baranova20@customs-academy.ru

Научный руководитель – Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права, доцент кафедры гражданского права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация.

Финансы играют важную роль в жизни каждого человека. Особое значение они имеют для государства. Благодаря им происходит его становление на начальном этапе, дальнейшее развитие, а также непосредственно его укрепление. Также финансы в определенной степени способствуют развитию статуса государства перед другими странами, а именно благодаря целесообразному и разумному использованию финансовых ресурсов Российская Федерация находится в рейтинге среди ведущих держав мира в плане экономической независимости. Для того чтобы не уступать своих позиций на мировой арене предпринимаются определенные меры, позволяющие отслеживать, как и каким образом расходуются запасы государственной казны, а также как осуществляются те или иные операции, связанные с финансовыми ресурсами.

В связи с этим существует специальная деятельность государственных органов, которые выполняют вышеперечисленные задачи, именуемая как финансовый контроль. Под ним понимается совокупность различных действий, выполняемых специально уполномоченными на это субъектами, с помощью различных способ и средств, с целью проверки всей финансовой деятельности хозяйствующих субъектов требованиям финансового законодательства. На сегодняшний момент финансовый контроль – это есть не только проверка правильности ведения финансово-отчетной документации, выполнения требования финансового законодательства, но и выявление и пресечение нарушений финансовой дисциплины [1].

Данная деятельность может осуществляться в следующих направлениях, во-первых, это может быть контроль за тем, используются ли по своему целевому назначению денежные средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Далее следует назвать такое направление, как контроль за соблюдением установленных правил и нормативов по совершению различных финансовых операций, осуществляемых как физическими, так и юридическими лицами. Немало важным направлением является контроль по соответствию финансовых показателей, указанных в отчетных и бухгалтерских документах и справках. Также следует отметить, контрольную деятельность, связанную с проверкой сроков и объемов поступления денежных средств из одних бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в другие. Стоит отметить, что список данных направлений достаточно обширен, поскольку финансовый контроль распространяется на все сферы хозяйствования.

Из определения финансового контроля вытекает следующее утверждение, а именно это то, что он осуществляется специальными субъектами в лице государственных органов и их должностных лиц. К таковым можно отнести, например, Счетную палату, которая является постоянно действующим органом в сфере государственного финансового контроля [2]. Также данной компетенцией обладает и Президент Российской Федерации, но в данном случае контроль за всей финансовой деятельностью реализуется благодаря специализированному органу – Контрольного управления Президента РФ. Нельзя не сказать также и про роль исполнительных органов государственной власти, подразделяющихся в свою очередь на органы общей компетенции, в число которых входят Правительство РФ, Правительства субъектов РФ, и органы специальной компетенции, состоящие из Министерства финансов Российской Федерации, и подведомственных ему Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной пробирной палаты и, конечно же, Федеральной таможенной службы (ФТС России). Роль последнего органа достаточно значительна в судьбе Российской Федерации, поскольку деятельность ФТС России приносит государственной казне около половины ее дохода. Для более детального анализа роли Федеральной таможенной службы в сфере осуществления финансового контроля необходимо выяснить, что из себя в целом представляет данный государственный орган. Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, который находится в ведении Министерства финансов РФ и осуществляет контрольную и надзорную деятельность в сфере таможенного дела, функции в области валютного регулирования, борьбу с незаконным перемещением через таможенную границу различных товаров, то есть контрабандой.

Как ранее уже было отмечено, ФТС России приносит огромную часть доходов в бюджет нашей страны. В первую очередь это связано с тем, что таможенные органы осуществляют взимание таможенных пошлин и сборов у участников внешнеэкономической деятельности. Также доходные статьи федерального бюджета составляют денежные средства, уплачиваемые лицами в виде штрафов и различных пени, вследствие нарушения ими таможенных правил и положений. Исходя из многообразия финансовой деятельности, Федеральная таможенная служба автоматически становятся одним из субъектов осуществления финансового контроля. Стоит отметить важный момент, что контроль в данной сфере осуществляется в двух формах. Во-первых, это непосредственно контроль за поступлением в государственную казну денежных средств, получаемых от внешнеэкономической деятельности, именуемый как внешний контроль, а также внутренний контроль за использованием финансовых ресурсов, предоставляемых федеральному органу из федерального бюджета для его качественного и полноценного функционирования, а также для осуществления им поставленных целей и задач.

 Что касается внутреннего финансового контроля в таможенных органах, то он подразумевает собой осуществление специальных действий, направленных непосредственно на проверку всей финансовой деятельности органа специальным внутриведомственным лицом. В данном случае такими полномочиями обладает Контрольно-ревизионное управление ФТС России. Оно осуществляет следующие функции. Во-первых, данное управление вправе осуществлять аудиторские проверки. Их главной целью является установление факта достоверности бюджетной и финансовой отчетности, предоставляемой таможенным органом, а также соответствия совершаемых им различных бюджетных операций действующему законодательству Российской Федерации. Важно отметить, что осуществление аудиторских проверок возможно как планово, то есть в соответствии с годовым планом, утверждаемым руководителем Федеральной таможенной службы, так и внепланово – проверки, проводимые по поручению руководства выше­стоящих органов [3]. Во-вторых, стоит сказать и про проведение контрольных мероприятий в области закупок для нужд Федеральной таможенной службы России и подведомственных ей учреждений и предприятий.

В качестве еще одного немало важного субъекта, уполномоченного осуществлять внутренний финансовый контроль в таможенных органах, следует назвать Финансово-экономическое управление ФТС России, осуществляющее проверки за правильностью и точностью оформления бухгалтерских и иных отчетов, мониторинги за применением нормативно правовых актов, касающихся финансового-экономической сферы. Однако стоит заметить один важный момент. На сегодняшний день наблюдается одна из серьезнейших проблем таможенных органов, заключающаяся в том, что таможенные органы в течение довольно продолжительного времени составляют рейтинг лиц, подверженных такому негативному явлению, как коррупция. В результате следует, что внутренний финансовый контроль, осуществляемый в таможенных органах, реализуется не в полной мере, что в результате вытекает в коррумпированность должностных лиц. Здесь для устранения негативных явлений и для достижения высоких результатов, помимо имеющегося контроля, необходимо также внедрять в деятельность силы иных государственных структур.

Разобравшись с финансовым контролем, который осуществляется непосредственно внутри государственного органа, следует перейти к еще одной разновидности контроля в финансовой сфере, который также осуществляется должностными лицами таможенных органов, но имеет иное предназначение, а именно это внешний контроль. Его суть заключается напрямую в том, что таможенные органы осуществляют контролирующую деятельность за всеми участниками внешнеэкономической деятельности, осуществляющих ввоз или вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС, за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных пошлин, сборов, налогов и иных платежей [4]. В этом случае данные органы предстают в роли фискалов, выполняющих функцию пополнения государственной казны. В случае недобросовестного осуществления должностных обязанностей таможенными органами финансовой составляющей Российской Федерации грозит существенная опасность, заключающаяся непосредственно в уменьшении объемов денежных средств, инвестируемых в различные государственные программы и направления, а также многое другое. Таким образом, можно сделать вывод, что финансовый контроль представляет собой совокупность действий, осуществляемых с целью проверки всей финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, с помощью различных методов: проверок, ревизий, наблюдений. Одним из тех, кто уполномочен осуществлять данную деятельность, является Федеральная таможенная служба Российской Федерации, реализующая контроль, как внутри своего ведомства, так и непосредственно связанный с внешнеэкономической деятельностью.

Использованные источники:

  1. Андреева А. С. Виды, формы и методы финансового контроля в области таможенного дела // Молодой учёный. 2020. № 38 (328). С. 79-81.
  2. Недосекова Е. С. Финансовое право: учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 366 с.
  3. Полещук Т. А., Баженова М. О. Государственный финансовый контроль в таможенных органах // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 4(29). С.82-84.
  4. Станкевич Г. В. Современные подходы к пониманию института финансового контроля // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. №8. С. 123-126.