Стр. 13

Беспалова А.А.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИСОЕДИНЕНИЕ

УДК 347.45/.47

А.А. Беспалова, студент юридического факультета Российской Таможенной академии

e-mail: bespalovaa20@icloud.com

Научный руководитель – Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права, доцент кафедры гражданского права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье рассмотрено правовое регулирование порядка заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей. На основании судебной практики и практики органов Федеральной антимонопольной службы проанализированы проблемы приенения норм, регулирующих отношения в сфере заключения договора на технологическое присоединения.

Ключевые слова: договор на технологическое присоединение, сетевая организация, потребитель, энергопринимающее устройство, процедура технологического присоединения, сроки, рынок электроэнергетики.

В условиях современной реальности сложно представить жизнь без электрической энергии. Высокая концентрация технологий как в производстве, так и в обиходе порождает рост объема потребления электроэнергии в рамках Единой энергосистемы России. АО «ЕЭС» провело сравнительный анализ объема потребленной электрической энергии на территории Российской Федерации за апрель 2021 и апрель 2022. Согласно результатам исследования, за рассмотренный период указанный объем увеличился на 2,2 % [1]. Данный показатель возрастает по мере развития нового производства, предпринимательской деятельности и жилищного строительства, чем обусловлен постоянно возрастающий спрос на рассматриваемую процедуру. Технические особенности энергетического производства определяют сложность правового регулирования данной отрасли. На практике в виду столкновения интересов субъектов, осуществляющих профессиональную деятельность в области электроснабжения, и субъектов, являющихся зачастую обывателями в данной отрасли, существуют проблемы правоприменения норм, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики.

Технологическое присоединение представляет собой процесс создания технической возможности для потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами потребителей. Основанием данной процедуры является договор на технологическое присоединение.

Так, договором на технологическое присоединение является соглашение, заключаемое между сетевой организацией и потребителем, где предметом является реализация мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства.

Обязательным субъектом рассматриваемого договора выступает сетевая организация, которая представляет собой коммерческую организацию, основным видом деятельности которой является передача электроэнергии.

В каждом конкретном случае стороной договора может выступать сетевая организация, отвечающая определенным характеристикам.

Так, нормами действующего законодательства предусмотрено, что гражданин, имеющий намерение заключить договор на технологическое присоединение, обращается в сетевую организацию, расположенную на наименьшем расстоянии от границ объекта, к которому требуется подключение.

Заявитель может выбрать сетевую организацию в случае, когда на расстоянии менее 300 метров от его энергопринимающего устройства находится несколько таких сетевых организаций.

Данные положения направлены на обеспечение оптимизации затрат на реализацию мероприятий по технологическому присоединению.

Проблема правоприменения указанных норм заключается в том, что на практике потребители злоупотребляют правом, подавая заявки на заключение договора сразу в несколько сетевых организаций, несмотря на императивный запрет подобных действий. В такой ситуации сетевые организации начинают делегировать обязанность по заключению друг другу.

Судебная практика исходит из того, что, руководствуясь целью эффективного правосудия, необходимо обязать заключить договор ту сетевую организацию, которая находится ближе к земельному участку такого заявителя [2]. Для определения точного расстояния лица вправе обращаться за такой информацией в органы местного самоуправления.

Кроме того, в рамках российского законодательства действует принцип однократности технологического присоединения, согласно которому потребитель может присоединить энергопринимающее устройство однократно. Следовательно, в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор.

Потребителями электрической энергии являются физические и юридические лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд, в целях ее продажи, а также использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению [3]. Классификация потребителей осуществляется на основании максимальной запрашиваемой мощности.

Договор на технологическое присоединение является публичным. Сетевая организация как профессиональный участник рынка обязана акцептовать предложение каждого обратившегося заявителя. Офертой заключения договора является заявка потребителя на заключение договора. Действующим законодательством об электроэнергетике предусмотрен исчерпывающий перечень сведений и документов, которые заявитель обязан предоставить при подаче заявки на заключение договора на технологическое присоединение. Однако на практике возникают спорные ситуации.

Требования сетевой организации предоставить иные сведения и документы, не предусмотренные законом, расцениваются как уклонение от заключения договора и злоупотребление доминирующим положением на рынке естественной монополии, что влечет наложение административной ответственности. Однако, несмотря на достаточно формализованный подход законодателя к процессу заключения договора на технологическое присоединение, на практике по вине сетевых организаций возникают спорные ситуации касательно сведений и документов, предоставляемых потенциальным потребителем. Так, например, Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации к административной ответственности привлечена сетевая организация, которая отказалась заключить договор на технологическое присоединение, мотивируя свои действия тем, что потребитель не обосновал выбор категории надежности энергопринимающего устройства, указанной в заявке [4]. Антимонопольный орган разъяснил, что сетевая организация заявляет требования, не установленные действующим законодательством.

Таким образом, исходя из презумпции добросовестности, потребители сталкиваются с злоупотреблением со стороны профессиональных участников рынка электрической энергии, что на практике провоцирует неблагоприятные экономические последствия для обеих сторон.

В рамках правового регулирования представляется необходимым ввести запрет сетевым организациям не только на требование сведений и документов, не предусмотренных действующим законодателем, но и на требование обосновать сведения, которые потребитель указывает в заявке. Подобная норма сократит риск уклонения сетевой организации от заключения договора об осуществлении технологического присоединения. Необходимость такого положения обусловлена столкновением интересов профессионального участника рынка и потребителя как менее осведомленной стороны правоотношений в сфере электроэнергетики. Кроме того, деятельность сетевых организаций должна быть направлена на создание недискриминационных условий функционирования розничного рынка электрической энергии. Одним из механизмов реализации данного принципа является информирование потребителей о необходимости и разумности совершения тех или иных действий в случае их волеизъявления осуществить технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств.

Исходя из принципа соблюдения баланса экономического интереса сторон отношений в области технологического присоединения, законодатель устанавливает сроки совершения тех или иных действий при заключении договора. Значение таких сроков заключается в намерении минимизировать риски неблагоприятных экономических последствий для участников правоотношений.

Так, сетевая организация обязана рассмотреть направленную заявку в течение 3 дней с момента ее подачи, а в случае временного технологического присоединения – в течение 10 дней.

Нарушение сроков рассмотрения заявки сетевыми организациями расценивается как недобросовестное поведение профессиональных участников рынка электрической энергии, а также злоупотребление доминирующим положением, что влечет наложение административного штрафа [5].

При наличии всех необходимых документов и сведений, приложенных к заявке, сетевая организация, рассмотрев их, направляет заявителю проект договора, технические условия (неотъемлемое приложение к договору) и счет на оплату мероприятий по технологическому присоединению.

Так, сетевая организация принимает правовой статус оферента. Акцепт потребителя выражается путем оплаты счета, направленного на реализацию мероприятий по технологическому присоединению.

Договор вступаем в силу (считается заключенным) в день, когда в сетевую организацию поступил экземпляр договора, подписанный заявителем.

Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию. Таким образом, в современных реалиях несмотря на большую концентрацию императивных норм, регулирующих отношения сторон договора на технологическое присоединение, участники рассматриваемых правоотношений, в том числе судебные и государственные органы, сталкиваются с проблемами правоприменения. Данные проблемы обусловлены в первую очередь необходимостью соблюдения экономических интересов сторон, которые наделены разным набором прав и обязанностей в рамках рассмотренного вопроса. Однако действующее законодательство в сфере электроснабжения нацелено на реализацию принципа обеспечения бесперебойного и надежного функционирования розничного рынка, согласно которому при надлежащем исполнении потребителями обязанностей перед профессиональными субъектами электроэнергетики спрос на электрическую энергию должен быть удовлетворен. Что, как следует из анализа судебной и антимонопольной практики, не всегда коррелируется с реалиями осуществления предпринимательской деятельности субъектами гражданских правоотношений.

Использованные источники:

  1. Информационный обзор «Единая энергетическая система России: промежуточные итоги» // Официальный сайт Системного оператора Единой энергетической системы. URL: http://so-ups.ru (дата обращения: 21.03.2023).
  2. Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 1 февраля 2022 г. по делу № А26-2975/2021[электронный ресурс]//Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
  3. Пронина Е.В. Проблематика правового регулирования заключения договора энергоснабжения//Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. № 1. С. 53-58.
  4. Решение ФАС РФ от 2 сентября 2022 г. № 04/10/18.1-475/2022 [электронный ресурс]//Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
  5. Постановление УФАС от 17.02.2023 № 010/04/9.21-749/2022[электронный ресурс]//Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
  6. Шафир А.М. Рынок энергоресурсов и его правовое регулирование: монография. – Москва: Проспект, 2018. 112 с.
  7. Уринсон. Я.М., Кожуховский И.С., Сорокин И.С. Реформирование российской электроэнергетики: результаты и нерешенные вопросы//Экономический журнал ВШЭ, 2020. С. 323-339.