Стр. 21

Богданов Н.А.

ГОСУДАРСТВО И КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.БАНК РОССИИ КАК РЕГУЛЯТОР ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Н.А. Богданов, студент юридического факультета Российской таможенной академии

e-mail: n330707@yandex.ru

Научный руководитель – Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права, доцент кафедры гражданского права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье проведен анализ структуры банковской системы РФ и роли Центрального Банка, как мегарегулятора финансовых правоотношений.

Ключевые слова: финансовые отношения, банковская система, Центральный Банк Российской Федерации, кредитная организация, банк.

Генезис экономики демонстрирует возрастание роли кредитных организаций в финансовых отношениях.

Статья 8 Конституции РФ устанавливает: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» [1]. Это означает, что государство признает рыночные отношения свободными и выступает гарантом этой свободы.

Российская Федерация относительно недавно стала государством с рыночной экономикой. А значит, мы находимся на этапе развития финансовых отношений, в которых кредитные организации занимают свою нишу.

Коммерциализация явилась толчком к изменению мышления людей, способствовала переоценке ценностей, явилась основой, благодаря которой человек понял, что финансы не ограничиваются в их бумажном выражении. Они есть целый институт, который развивается в тесной взаимосвязи с научно-техническим прогрессом.

Ярким олицетворением развития капитализма служит появление колоссального количества кредитных организаций на территории новой России. Они развиваются, расширяются и привносят новые, интересные продукты на наш рынок.

Банковская сфера претерпевает изменения постоянно. Пару лет назад невозможно было представить, что можно будет оплачивать проезд, используя отпечаток пальцев и даже лицо. Этими примерами не ограничивается развитие банковской деятельности, однако они наиболее ярко демонстрируют изменения в повседневной жизни.

 Сегодня подавляющее большинство людей имеют в своем телефоне мобильный офис, благодаря которому стали возможны операции, такие как: отправление денежных средств как внутри банка, так и между разными банками, конвертация валюты, создание вкладов и накопительных счетов, отслеживание анализа расходов и многое другое. Все вышеуказанное упрощает методы взаимодействия банка с клиентом, делает его удобнее и эффективнее.

Банковская сфера получает активное развитие в нашей стране. Деятельность банков направлена на привлечение клиентов и в связи с этим происходит постоянная модернизация системы, ее обновление. Так, например, банки открывают новые продукты, упрощают сервис для того, чтобы клиенту было удобно пользоваться предоставляемыми услугами. 

Для того чтобы организовать деятельность кредитных организаций, государство осуществляет необходимый контроль и надзор. Начиная с регистрации юридического лица в налоговых органах, предприниматель взаимодействует с государственными органами в большей или меньшей степени на протяжении всего пути осуществления своей деятельности [2].

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации в вопросе регулирования деятельности кредитных организаций является Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» [3] (ФЗ о банках).

Государство и кредитные организации находятся в тесной взаимосвязи. С одной стороны, кредитные организации способствуют росту экономики страны, беспрерывно осуществляя финансовые операции, с другой, – государство поддерживает кредитные организации с законодательной и финансовой точек зрения.

Исследуя кредитные организации и их деятельность, необходимо уделить особое внимание главному мегарегулятору финансовых отношений в России – Центральному банку Российской Федерации (ЦБ РФ, Банк России). Тенденция изменения полномочий ЦБ РФ наталкивает на мысль о том, что он постепенно трансформируется из юридического лица в государственный орган в рамках самостоятельной ветви власти.

Часть отечественных экономистов сходится во мнении касательно необходимости выделения ЦБ РФ в отдельную ветвь власти. Степень влияния ЦБ РФ на экономическую, а, следовательно, и на другие сферы жизни общества, позволяет им выдвинуть такое предложение. Она больше, чем у любого государственного органа, с похожей организационно-правовой формой.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус ЦБ РФ, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [4] и другими федеральными законами.

ЦБ РФ имеет право на издание нормативных правовых актов в пределах своей компетенции. Этот факт является отражением привилегированности статуса ЦБ РФ как государственного органа. ЦБ РФ издает, в пределах своей компетенции, указания Банка России, инструкции Банка России, положения Банка России [5].

ЦБ РФ осуществляет лицензирование кредитных организаций на осуществление банковской деятельности. Так, Центральный банк осуществляет свою контрольную функцию во внутриэкономическом пространстве.

ЦБ РФ хранит на своих счетах денежные средства кредитных организаций, образуя «резервный фонд», без создания которого и без соответствия нормативам, установленным Банком России, кредитная организация не сможет осуществлять свою деятельность.

Тенденция фактического выделения ЦБ РФ в самостоятельную ветвь власти является спорным вопросом, анализ которого достоин отдельной научной работы. Однако при исследовании вопроса о роли влияния государства на кредитные организации нельзя было не упомянуть этот важный аспект.

Помимо активного развития ЦБ РФ и кредитных организаций на российском рынке, необходимо отметить генезис законодательного регулирования банковской сферы в целом.

Законодатель, осознавая важность свободы деятельности кредитных организаций в рыночной экономике, тем не менее, активно участвует в регулировании базовых составляющих процессов экономики, предавая им законность и порядок. Необходимость государственного вмешательства обосновывается значимостью стабильного развития экономической среды, без которой возрастает вероятность ухудшения экономической обстановки в стране.

Отчетливо наблюдается тенденция обновления законодательной базы в вопросах финансовых отношений. Это объясняется несколькими факторами: потеря актуальности законов, не отвечающих требованиям развития экономики, банковской системы, борьба с мошенниками и мошенническими схемами, направленными на обман и получение дохода преступным способом, политикой государства, которая также имеет тенденцию изменения.

Над всеми кредитными организациями, помимо различных уполномоченных на то органов, стоит ЦБ РФ. 

«Центральный Банк – это особый публично-правовой институт России, главный банк первого уровня. Главный эмиссионный и денежно-кредитный регулятор страны, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. 

В свою очередь, «кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения, лицензии Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество» [3].

«Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц» [3].

«Закон о банках и банковской деятельности – это основной документ, регулирующий создание и деятельность кредитных организаций на территории России, принят 2 декабря 1990 года. Закон состоит из 7 глав и 43 статьей, часть из которых подразделяет на подстатьи. Сфера действия закона распространяется на все кредитные организации, он является регулятором их деятельности» [6].   

Вопрос роли вовлеченности государства в рыночную экономику является дискуссионным, поскольку нет единого ответа или определенного процента, насколько государство может вмешиваться в экономические отношения. Ясно то, что без законодательного регулирования экономические процессы не смогут развиваться положительным образом. Также очевидно, что степень государственного вмешательства должна не оказывать негативного влияния на рыночные отношения, не должна диктовать свои условия участникам рынка.

Во всех демократических странах экономика и, как следствие, банковская сфера находятся во взаимодействии с государственным аппаратом. Более того, во времена кризиса и других неблагоприятных ситуаций государственный контроль усиливался. Россия обладает прекрасной возможностью пользоваться примером стран, чья экономика является рыночной как минимум одно столетие. Необходимо проводить анализ становления и развития опыта зарубежных стран, избегать ошибок, допущенных ими. При такой модели работы экономика Российской Федерации имеет все шансы на реализацию тех целей, достигнув которые, страна выйдет на новый уровень.

Использованные источники:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Ст. 8.
  2. Митрохин В.В. Государство и его роль в развитии банковской системы, 2005.
  3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
  4. Федеральный закон 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  5. Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  6. Бобин С. С. Банковская система развитие банковской системы в России, 2010.