Стр. 29

Гарин М.С.

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.С. Гарин, студент юридического факультета Российской таможенной академии

e-mail: mishagarin2002@mail.ru

Научный руководитель – Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права, доцент кафедры гражданского права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье проводится анализ особенностей налоговой системы РФ и проблем налогообложения на современном этапе развития России.

Ключевые слова: налоговая система, налогообложение, Налоговый кодекс РФ.

Стоит заметить, что Правительством РФ выбрана неправильная модель налоговой системы. Принимая во внимание то, что если проанализировать развитие налогового законодательства со времени, когда оно было утверждено, то можно сделать вывод, что компетентные органы государственной власти никаким образом не занимаются усовершенствованием налоговой системы. Это сказывается не только на экономической сфере, а тормозит развитие почти каждого сектора ввиду того, что налоговая система не адаптируется под стремительно развивающуюся экономику. Ведь правильно выбранная система налогообложения и создания ее работающих механизмов положительно скажется на каждом гражданине страны.

         Таким образом, можно считать вполне справедливым, что стоит начать серьезную работу по адаптации российской системы налогообложения под современные реалии стремительно развивающейся экономики. Главным образом, сделать налоговую систему более привлекательной для иностранных инвестиций, распределить нагрузку таким образом, чтобы не пострадали уже стабильные сферы экономики.

         Ф.А. Баташева в своей научной статье убеждена в том, что нужно «дополнить первую и вторую части Налогового rодекса Российской Федерации [1] (НК РФ) специальным налоговым режимом для налогообложения организаций, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. В нем предусмотреть полное освобождение от налогов данных организаций» [2]. Предложение автора объективно можно считать вполне актуальным. Ведь освобождение организаций, ведущих передовую научную деятельность в области открытия новейших технологий обязательно должно поощряться государством. Также вполне рационально будет выделение различного рода привилегий так называемым «стартапам» [3], которые только начинают свой путь в изучении новейших технологий (например, не полным освобождением от налогов и сборов, а частичное освобождение по отдельным секторам).

         Налоговая система, которая функционирует в Российской Федерации на данный момент, характеризуется большим количеством ненужной бюрократической работой, сложностью механизмов сбора и проверки системы налогообложения.

         Исходя из вышенаписанного можно выделить следующую проблему – налоговый контроль. Проблемы налогового контроля напрямую вытекают из излишней бюрократии и сложности механизмов налогообложения, поэтому в Российской Федерации может произойти резкий скачек нарушений в сфере налогового законодательства. Решению данной проблемы может поспособствовать грамотное распределение полномочий между государственными органами, в компетенцию которых входит контроль соблюдения налогового законодательства, проведение различных работ по оптимизации работы путем устранения этапов, которые не вносят должный вклад в развитие данной системы, а также стараться сделать механизм налогов и сборов максимально простым. Все вышеописанное не только облегчит работу государственных органов, но и снимет достаточно большую нагрузку и с налогоплательщиков.

Довольно серьезной проблемой является частое изменение или переработка норм НК РФ. А.А. Афонина указывает: «Явным недостатком налоговой системы РФ к тому же является нестабильность налогового законодательства» [4]. Многие ученые и правоведы отмечают, что Налоговый кодекс принимался в кратчайшие сроки, поэтому кодекс не подвергался тщательной обработке и анализу. Это привело к тому, что большое количество норм Налогового кодекса не имеет четкой структуры, многие формулировки имеют искаженную форму и противоречивость, между главами отсутствует логическая связь. Именно это привело к тому, что недобросовестные налогоплательщики пользуются недостатками Налогового кодекса и нарушают налоговое законодательство.

В процессе отмены и принятия определенных норм появляется шанс создания дополнительных рисков для физических и юридических лиц. Есть смысл утверждать, что в обязанности государства должно входить готовность гарантировать стабильность налогового законодательства на определенный период времени.  Также следует установить ограничение, согласно которому разрешается редактировать НК РФ только после истечения определенного количества времени (например, раз в 4 года). Также стоит добавить то, что компетентные органы обязаны будут уведомлять налогоплательщиков о планах потенциальных изменений, а не после их непосредственного принятия.

Ф.А. Баташева считает, что весомым недостатком в системе налогообложения является «усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения» [2]. С точкой зрения автора можно согласится, ведь эта проблема является следствием того, что законодательные органы при разработке очередного нормативно-правового акта не учитывают мнения ученых и правоведов, находясь в своеобразном «вакууме». Это приводит к тому, что после вступления нормативно-правовых актов в юридическую силу обнаруживается большое количество различных недостатков, которые выражаются в противоречивости и искажении формулировок. Вышеперечисленное приводит к тому, что этими самими недочетами недобросовестные граждане пользуются в своих корыстных целях. В качестве примера можно привести п.6 ст. 94 НК РФ [1], в норме которой указаны термины «изъятие» и «выемка». Законодатель не поясняет принципиальное различие между этими понятиями. Так же в п.3 ст. 94 НК РФ указывается то, что «до начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности» [1]. В данной норме законодатель не уточняет, какие именно права и обязанности должен разъяснить должностное лицо.

Таким образом, устранение различных неточностей и сомнительных формулировок в Налоговом кодексе РФ повысит его качество и значительно сократит количество правонарушений в области налогового законодательства. В долгосрочной перспективе вполне рациональным действием является перепись действующего кодекса и составлению новых глав. Главным образом, руководствоваться уже накопленным опытом, например: мнением ученых и правоведов, а также судебной практикой судов по решению налоговых споров.

Следующей объективной проблемой является определенная конфронтация участников налоговых отношений. Суть заключается в том, что налоговые органы обладают всеми полномочиями применить меры принуждения по отношению к налогоплательщику. Следствием этого является появления конфликтов в налоговой области еще в больших количествах. Поэтому возникает необходимость защиты и отстаивания интересов субъектов налогового права. Таким образом, исходя из анализа некоторых проблем налоговой системы, можно прийти к выводу, что Налоговый кодекс Российской Федерации не является идеальным нормативным правовым актом, ведь он имеет большое количество недостатков в своих различных проявлениях. В настоящем научном исследовании проанализирована их малая часть. Посредством раскрытия проблем Налогового кодекса РФ также были предложены пути их возможного решения.

Использованные источники:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  2. Баташева Ф.А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию// Молодой ученый. 2015. №17. С. 435-438.
  3. Стартап – временная организация, созданная для поиска бизнес-модели, которая является повторяемой и масштабируемой.
  4. Афонина А.А.  Проблемы современной налоговой системы РФ и пути ее совершенствования // Экономические науки: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13.