Стр. 37

Евдокименко Е.С., Кхатри Т.

СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ НЕОБРАБОТАННЫХ И ГРУБО ОБРАБОТАННЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ ТОВАРНОЙ ПОЗИЦИИ 4403 ТН ВЭД ЕАЭС

УДК 339.543

УДК 339.543

Е.С. Евдокименко, Т. Кхатри, студенты 3 курса, факультета таможенного дела, Российской таможенной академии

Научный руководитель – Ю.Н. Вербицкая, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Российской таможенной академии, кандидат экономических наук

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы таможенного контроля необработанных и грубо обработанных лесоматериалов товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС. Авторами предлагаются пути совершенствования таможенного контроля рассматриваемых товаров для четкого отделения их от товаров-прикрытий товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС.

Ключевые слова:  таможенный контроль, необработанные лесоматериалы, грубо обработанные лесоматериалы, лесоматериалы, товарная позиция 4403 ТН ВЭД ЕАЭС, товарная позиция 4407 ТН ВЭД ЕАЭС, товары-прикрытия.

Одной из наиболее актуальных проблем современного лесопромышленного комплекса (ЛПК) Российской Федерации является высокая степень криминализации отрасли, с которой также связаны сложности, проведения таможенного контроля лесных товаров при их вывозе за пределы РФ. В 2020 году президентом РФ был отмечен факт стагнации развития дальневосточного ЛПК в сфере глубокой переработки лесоматериалов и нерациональный экспорт простого сырья – необработанных и грубо обработанных лесоматериалов, классифицируемого в товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС.

Так, в соответствии с Поручением Президента РФ от 6 ноября 2020 года, ключевой задачей Правительства РФ совместно в Государственной Думой Федерального Собрания РФ должны обеспечить проведение комплекса мер, направленных на декриминализацию ЛПК, в том числе на борьбу с незаконным вывозом необработанных и грубо обработанных лесоматериалов [1].

Несмотря на принятые меры, вопрос декриминализации ЛПК остается актуальным. Так, в таблице 1 представлена статистика по выявленным Федеральной таможенной службой (ФТС России) правонарушениям при экспорте продукции ЛПК за 2021 год.

Таблица 1

Статистика по выявленным ФТС России административных правонарушениям (АП) при экспорте лесоматериалов в 2021 году [2]

Статья КоАП РФВозбуждено дел об АПСтоимость предмета АП (руб.)Назначено наказаний
КоличествоСумма штрафов (руб.)Стоимость конфиската (руб.)
16.1 ч. 1317424766057,0011080216,810,00
16.1 ч. 33619993400,453868206000,000,00
16.1610,0000,000,00
16.2 ч. 12954345635774,00283378923664,3213798261,84

Продолжение таблицы 1

Статья КоАП РФВозбуждено дел об АПСтоимость предмета АП (руб.)Назначено наказаний
КоличествоСумма штрафов (руб.)Стоимость конфиската (руб.)
16.2 ч. 2881317187377,3060011111296,072299511,27
16.2 ч. 3461650923,18673190000,000,00
16.2210,0015000,000,00
16.33616243869,2971830356400,00313200,00
16.73124240580,49301500000,000,00

Анализ представленных в таблице 1 данных позволяет отметить, что наиболее часто встречаемыми составами административных правонарушений, выявляемых ФТС России, являются ч. 3 ст. 16.1 (незаконное перемещение через таможенную границу товаров, транспортных средств международной перевозки), ч. 1 и 2 ст. 16.2 (недекларирование либо недостоверное декларирование), ст. 16.3 (несоблюдение запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Это связано с введением заградительных ставок вывозных таможенных пошлин (практическим запретом экспорта) на товары группы 4403 ТН ВЭД ЕАЭС и стремлением экспортеров к вывозу таких товаров под видом товаров-прикрытий товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС.

Вопросы совершенствования таможенного контроля при вывозе лесоматериалов являются актуальными для рассмотрения и изучения. Более того, значимость проблемы возрастает ввиду вступления в силу новой редакции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, предъявляющей новые размерные требования к размерам необработанных и грубо обработанных лесоматериалов (товарная позиция 4403).

В условиях острой необходимости развития внутреннего производства лесоматериалов и пиломатериалов с высокой добавленной стоимостью, переориентации отечественного ЛПК на экспорт продукции с глубокой степенью обработки  важной задачей таможенных органов является обеспечение таможенного контроля в целях предотвращения рисков, связанных с вывозом товаров с кодом 4403 ТН ВЭД ЕАЭС (необработанные и грубо обработанные лесоматериалы) под видом товаров-прикрытий с кодом 4407 ТН ВЭД ЕАЭС (лесоматериалы низкой степени обработки).

В целях осуществления всеобъемлющего таможенного контроля в качестве объектов таможенного контроля необходимо выделить признаки, присущие товарам указанной товарной позиции. Ими являются способ и степень обработки товара, а также его размеры. В таблице 2 авторами выделены и проанализированы признаки, влияющие на возможность отнесения лесоматериалов к товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС.

Таблица 2

Идентификационные признаки товаров товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежащие таможенному контролю [3, c. 23]

Признак товара (4403 ТН ВЭД ЕАЭС)Документ, закрепляющих идентификационный признакВлияние на отнесение (неотнесение) к товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭСТаможенный контроль идентификационного признака
Способ обработкиПриказ ФТС России от 17.11.2021 № 995 “Об утверждении Разъяснений о классификации в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС отдельных видов товаров”.Обработка лесоматериалов в продольном направлении осуществляется с двух-четырех сторон: 1. Стесывание поверхности топором, стругом. 2. Грубое пиление по всей длине 3. Наличие остатков коры требует дальнейшей обработки для получения готовой пилопродукции.Не осуществляется.
Степень обработкиТН ВЭД ЕАЭС (текст товарной позиции 4403, пояснения к ней).Подразумевается удаление внешнего и внутреннего или только внешнего слоя коры, или удаление только выпуклостей лесоматериала для удобства транспортировки и предотвращения гнили.Не осуществляется.
Размеры и сорт лесоматериалаПриказ ФТС России от 17.11.2021 № 995 “Об утверждении Разъяснений о классификации в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС отдельных видов товаров”.Установлены номинальные размеры лесоматериала: 1. Диаметр наименьшего поперечного сечения – не менее 15 сантиметров. 2. Длина – более 1 метра.Осуществляется путем сопоставления размера поперечного сечения лесного товара с установленным значением поперечного сечения лесоматериала.

Таким образом, в таблице 2 авторами выявлены недостатки таможенного контроля необработанных и грубо обработанных лесоматериалов, обусловленные его неполнотой ввиду отсутствия методики определения ряда идентификационных признаков товаров товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС, что подтверждает необходимость поиска перспективных направлений развития и совершенствования таможенного контроля товаров товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС в части установления способа и степени обработки с помощью технических средств таможенного контроля.

Таможенный контроль на основе идентификации способа обработки лесоматериала напрямую связан со степенью глубины обработки, так как определяет дальнейшие возможности использования лесоматериала (для дальнейшей обработки или для использования «как есть»), а также назначения обработки (транспортировка, обеспечение сохранности, предотвращение гнили и др.), поэтому целесообразным представляется формирование единого подхода к проведению таможенного контроля этих признаков.

Степень глубины обработки является разграничительным признаком между товарами товарных позиций 4403 и 4407 ТН ВЭД ЕАЭС (последние могут использоваться как товары-прикрытия для необработанных и грубо обработанных лесоматериалов, поэтому осуществление таможенного контроля товаров по данному признаку должен проводиться на основании установления факта проведения поверхностной обработки для однозначного отнесения товара к товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС и исключения его из товарной позиции товара-прикрытия 4407 ТН ВЭД ЕАЭС.

Для решения данной проблемы авторами предлагается включение в инструкции должностных лиц таможенных органов по осуществлению таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов норм процентной доли площади лесоматериала, покрытого корой (заболонью) на основании специфических свойств пород древесины, при наличии – также способа ее обработки при помощи метода усеченного конуса согласно формуле (1).

где   dk – диаметр бревна в верхнем торце с корой, сантиметры;

         Dk – диаметр бревна в нижнем торце с корой, сантиметры;

         d – диаметр бревна в верхнем торце без коры, сантиметры;

         D – диаметр бревна в нижнем торце без коры, сантиметры

         N – норматив площади, покрытой корой для лесоматериалов 4403

Kf – коэффициент, зависящий от способа обработки

Предлагаемая в формуле (1) методика основана на сравнении покрытой корой площади перемещаемого лесоматериала с установленным нормативом покрытой площади исходя из коэффициента, установленного в зависимости от способа обработки породы древесины.  Такая методика позволит однозначно выявлять лесоматериалы товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС, перемещаемых под видом товаров-прикрытий товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС.

Таким образом, анализ подходов к таможенному контролю вывозимых лесоматериалов позиции 4403 позволяет сделать выводы о состоянии таможенного контроля данных товаров.

1. Таможенный контроль вывозимых необработанных и грубо обработанных лесоматериалов необходим ввиду учащения случаев недостоверного декларирования таких товаров с целью обхода установленных запретов и ограничений, тарифных барьеров в отношении лесоматериалов.

2. Осуществление таможенного контроля лесоматериалов необходимо проводить с опорой на идентификационные признаки товаров позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС для однозначного подтверждения заявленного кода ТН ВЭД ЕАЭС.

3. В данный момент технологии таможенного контроля в отношении экспортируемых лесоматериалов неполноценны, ввиду чего таможенный контроль не является эффективным. В статье авторами предлагается способ актуализации технологии таможенного контроля, основанный на установлении нормативных критериев по площади остатков коры и заболони, которые детально разграничивают товары позиций 4403 и 4407 ТН ВЭД ЕАЭС.

Использованные источники:

  1. Поручение Президента РФ от 06.11.2020 «Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74777897/.
  2. Таможенная статистика [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной таможенной службы. URL: https://customs.gov.ru/statistic.
  3. Евдокименко Е.С., Кхатри Т. Проблемы идентификации и классификации лесоматериалов различной глубины обработки // Студенческий сетевой научный журнал «Administrative Consulting». ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президента Российской Федерации». Управленческое консультирование. Том 7. Выпуск №3 (15), 2021. C. 17-26.
  4. ГОСТ 35294-2013. Лесоматериалы круглые. Методы измерений [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200108364/.
  5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. № 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» [Электронный ресурс] // Таможенные документы | Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/21sr0080/.
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 № 312-р «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400235155/.