Стр. 53

Ковалева А.В.
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.В. Ковалева, студент юридического факультета Российской таможенной академии

Научный руководитель – Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права, доцент кафедры гражданского права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье проведен анализ применения в ходе предварительного расследования преступлений такого организационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности, как оперативно-розыскное сопровождение. Помимо этого, исследованы особенности его применения при расследовании преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: таможенные органы, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное сопровождение, предварительное расследование, преступление.

Оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования преступлений является элементом одной из организационно-тактических форм оперативно-розыскной деятельности (ОРД) и должно осуществляться параллельно предварительному расследованию, то есть начинаться с момента возбуждения уголовного дела и заканчиваться после его направления прокурору для передачи в суд.

Количество уголовных дел, возбужденных в 2020 г. на основе представленных результатов оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, по сравнению с 2019 г. увеличилось на 4% и составило 1853 (1786) дела или 88% от общего количества уголовных дел, возбужденных в 2020 г. [1] Это свидетельствует о весьма существенном вкладе ОРД в результаты правоохранительной деятельности таможенных органов.

Одной из основных целей оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования преступлений является создание благоприятных условий для его всесторонности и объективности. Указанное сопровождение предполагает проведение определенных оперативно-розыскных мероприятий, основаниями для проведения которых являются наличие возбужденного уголовного дела и поручение следователя или дознавателя по уголовным делам, находящимся в их производстве [2].

Представляется, что «оперативно-розыскное сопровождение уголовного судопроизводства обусловливает его ориентацию на уголовный процесс, а оперативно-розыскные мероприятия здесь выступают инструментальным средством его обеспечения» [3]. То есть, использование возможностей ОРД позволяет получить оперативную информацию, например, о ранее неизвестных фактах преступной деятельности подозреваемых, обвиняемых лиц, их соучастниках, местонахождении вещественных доказательств и т.д., которую дознаватели (следователи) реализуют с помощью процессуальных средств, устанавливают и фиксируют необходимые для доказывания по уголовному делу обстоятельства совершения преступления, что в итоге создает предпосылки для более эффективного расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Кроме того, важной частью оперативно-розыскной работы по сопровождению предварительного расследования преступлений в сфере ВЭД является преодоление противодействия со стороны лиц, совершающих подобные преступления, и их преступных связей. Это противодействие следует рассматривать как комплекс противоправных деяний, принимаемых такими лицами в целях создания препятствий по расследованию совершенных ими преступлений, выявлению соучастников, установлению размера материального ущерба и т.д. Противодействие может замедлять и даже приостанавливать уголовное судопроизводство за счет инициирования различных факторов, среди которых можно выделить следующие:

– сокрытие или уничтожение орудий, средств, следов преступления;

– подбрасывание ложной информации, вещественных доказательств, подставных свидетелей;

– использование несовершенства системы законодательства;

– давление на судопроизводство с помощью коррумпированных должностных лиц;

– формирование благоприятного для преступной среды общественного мнения и психологического фона и др.

Транснациональные организованные преступные группы располагают значительными финансовыми, материальными и иными возможностями. В процессе криминального противодействия правоохранительным органам они используют средства и методы, фактически сходные с оперативно-розыскными мерами: скрытое наблюдение, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, получение компьютерной информации и т.д. Причем для выполнения такой работы могут привлекаться бывшие, а зачастую и действующие сотрудники правоохранительных органов, имеющие опыт осуществления ОРД.

Исходя из этого, в ходе оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования уголовных дел, а в перспективе – и судебного разбирательства по ним – оперативные сотрудники таможенных органов должны организовывать мероприятия по нейтрализации указанных негативных факторов, исходя в каждом конкретном случае из обстоятельств дела, а при необходимости – инициировать государственную защиту дознавателей, судей, оперативных сотрудников, свидетелей, потерпевших других участников уголовного судопроизводства, а также их близких.

Перспективным направлением оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования и судебного разбирательства является деятельность, связанная с добыванием в ходе выполнения отдельных поручений дознавателей (следователей) актуальной оперативно-розыскной информации и ее использованием в доказывании после рассекречивания[1]. Следует согласиться в этом плане с В.П. Хомколовым [4], который отмечает, что эффективность информационного обеспечения предварительного расследования зависит прежде всего, от реализации всех его составляющих: правильного определения источника информации; пригодности тех или иных сведений для установления истины; их оперативной передачи дознавателю (следователю) без искажений и в максимальном объеме; способности дознавателя (следователя) грамотно использовать полученные сведения для решения задач предварительного расследования.

Таким образом, потребность в получении оперативно-розыскной информации о преступлениях в сфере ВЭД, совершаемых транснациональными организованными преступными группами, не ограничивается временными рамками процесса выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а остается актуальной и в процессе предварительного расследования таких преступлений, а в последствии – и на этапе судебного разбирательства по ним. В этих целях для повышения качества предварительного расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности предлагается расширить понятийно-терминологический аппарат, предусмотренный ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ, за счет внесения в него понятия оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования. Наряду с этим в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» следует внести положения, связанные с осуществлением различных организационно-тактических форм ОРД, включая и оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования и судебного разбирательства. Это позволит в значительной мере систематизировать и усовершенствовать практику процессуального противодействия преступности, в том числе – и в сфере внешнеэкономической деятельности.


[1] Обозначенное выше положение о придании официального статуса оперативно-розыскной информации не может повлиять на качество судебного разбирательства, поскольку предоставленные суду доказательства вновь подлежат оценке.

Использованные источники:

  1. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации (данные за 2020 год) / УТРД, Москва, 2021. С. 1-45.
  2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»  Ст. 7, п. 1, 3 // URL: http://www.pravo.gov.ru.
  3. Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2004. XIV. 848 С.
  4. Хомколов В.П. Организация управления оперативно-розыскной деятельностью: системный подход. М.: Закон и право, ВНИТИ. 1999. С. 91.