Стр. 61

Мандравин Г.А.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИOННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.А. Мандравин, студент юридического факультета Российской таможенной академии

e-mail: ga.mandravin20@customs-academy.ru

Научный руководитель – Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права, доцент кафедры гражданского права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье проведен комплексный анализ правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации с начала XXI века.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционный климат, правовое регулирование.

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации берет свое начало еще со второй половины XVIII века. Тогда финансовыми инструментами являлись займы у частных лиц и монастырей, а также реквизиции [1]. Инвестиционное направление активно развивалось вплоть до революции 1917 года, после которой оно начало деградировать, так как система инвестирования частными домохозяйствами была полностью разрушена и государство не хотело допускать наличие свободной денежной массы у населения.

Активное развитие инвестиционной деятельности началось в 2000-е годы после проведения реформ. Сейчас она представляет собой огромную систему, которая является важнейшим инструментом развития экономики государства. Инвестиционная деятельность имеет несколько целей:

1. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности населения и различных предприятий.

2. Внедрение и развитие новых продуктов.

3. Достижение высокой доходности.

4. Предотвращение обесценивания денежных средств.

5. Обеспечение ускоренного развития экономики на высоких темпах, развитие конкурентоспособности.

Для осуществления инвестиционной деятельности в правильном направлении было принято несколько законов. На федеральном уровне сфера инвестиций регулируется следующими нормативными правовыми актами РФ:

1. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

2. Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

4. Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 29.11.2001 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»

6. Федеральный закон от 30.12.1995 №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 №883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями», в части, не противоречащей Налоговому кодексу Российской Федерации»

Помимо законов государство регулирует инвестиционную деятельность другими способами, т.к. его роль в данной сфере велика. Например, оно формирует оптимальную налоговую систему, которая будет удовлетворять все потребности инвесторов и отвечать всем целям государства. Также государство может осуществлять поддержку малых предприятий с целью появления новых продуктов и объектов инвестирования для дальнейшего развития экономики. Оно же распределяет природные ресурсы и обеспечивает льготные условия для их использования, благодаря чему предприятиям легче развиваться.

На данный момент в России инвестиционная деятельность только развивается. За последние года увеличилось количество людей, инвестирующих свои денежные средства, чтобы уберечь их от инфляции. За счет этого компании улучшают старые продукты и придумывают новые. Однако существует несколько проблем, которые не дают в полной степени развивать инвестиционное направление. Одной из них является нестабильность налоговой системы. Мы можем наблюдать, что налогообложение не меняется, однако увеличивается количество всевозможных сборов, из-за чего предприятия уходят с рынка. В такой ситуации у инвестора пропадает желание вкладываться в малый бизнес.

Российское инвестиционное направление не регулирует некоторые вопросы из-за устаревшего законодательства, поэтому многие инвесторы предпочитаю вкладывать в зарубежные компании, где инвестиционная деятельность имеет устойчивый опыт.

Инвестиционная деятельность помимо федерального уровня осуществляется и на региональном. В данном случае стоит обратить внимание на наличие нарушений нормативных правовых актов и отсутствия соответствия законов субъектов и федеральных законов [2]. На региональном уровне существуют следующие проблемы:

1. Органы государственной власти зачастую могут превышать свои полномочия. Самостоятельно принимают направления экономического развития, которые не всегда схожи с такими направлениями на федеральном уровне.

2. В регионах принимают законы, которые противоречат федеральным, из-за чего у рядового инвестора происходит путаница в голове [3].

Главной проблемой в современной инвестиционной деятельности, как отмечает А.А. Багаева, что российские компании не рассматривают фондовый рынок, как механизм, который способен привлечь инвестиционные ресурсы, а региональные компании зачастую не имеют доступ к этому механизму [3].

Важно сказать, что рынок ценных бумаг сейчас является неустойчивым, что отталкивает инвесторов от вложений в него. Существует большое количество причин для этого:

1. Нынешний фондовый рынок не является прозрачным, из-за чего люди не понимают его работу изнутри. Им тяжело разбираться в советах опытных инвесторов, т.к. они, понимая это работу, объясняют на сложном языке.

2. В нашей стране нет уроков финансовой грамотности. Именно поэтому люди не привыкли откладывать деньги и не понимают для чего нужно инвестировать. Сейчас невероятно малое количество ресурсов могут дать нормальные знания об этом.

3. Также в нашей стране очень неустойчивое положение в экономической сфере, из-за чего происходят постоянные изменения в экономических процессах. Законы, которые были приняты много лет назад, постоянно теряют свою актуальность.

Инвестиционный климат Российской Федерации не является благоприятным. Помимо вышеперечисленных проблем существует еще большое количество базовых, например, коррупция во властной системе, неустойчивость банковской системы, из-за чего люди не могут получить кредит на долгосрочной основе для реализации своих проектов.

У российского инвестиционного направления только начинается развитие и у него действительное хорошие перспективы. У современного поколения меняются взгляды на обращение с деньгами. Оно все больше и больше придает значение финансовой грамотности. Однако, чтобы все это было не напрасно, государство должно помогать своими методами развитию инвестиционной деятельности. В первую очередь надо решить проблемы, которые были перечислены выше. Начать стоит с разработки более актуального законодательства, т.к. без правового регулятора не получится выстроить устойчивую систему. Государству обязательно надо обратить внимание на повышение финансовой грамотности населения и заинтересованности в инвестиционной деятельности. Для это стоит сделать деятельность фондового рынка более прозрачной, чтобы рядовой инвестор мог понимать работу этой системы. Также стоит внедрить уроки финансовой грамотности в школы и университеты, увеличивать количество государственных программ по темам денежных средств и инвестиций, т.к. сейчас люди, ведущие частные курсы, не помогают другим, а «крадут» у них деньги, не давая никаких дельных советов.

Использованные источники:

  1. Иванов В.В. Этапы развития инвестиционной деятельности в России // Евразийский научный журнал, 2016. С. 341.
  2. Ашмаров И.А. К вопросу о государственном регулировании инвестиционной деятельности в России // ЭКОНОМИНФО, №1. 2009. С. 35.
  3. Багаева А.А. Проблемы и перспективы законодательного регулирования инвестиционной деятельности в России // Проблемы экономики и юридической практики, 2009. С. 22.