Стр. 73

Пахалюк Е.М.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ДОСКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ

УДК 004.921

Е.М. Пахалюк, студент факультета таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии

e-mail: elizavetapahaluk196@gmail.com

Аннотация. В статье представлена сущность виртуальных досок, проведен сравнительный анализ интерфейсов виртуальных досок на примере российских платформ sBoard и EdLoop. Выявлены преимущества в виде повышения уровня усвоения материала учениками и студентами при их совместной работе на онлайн досках.

Ключевые слова: онлайн доска, виртуальная доска, платформа, студенты, преподаватели, образование, инструменты, функции, эффективность, усвоение материала.

Введение

В настоящее время в мире наблюдается тенденция перехода работы, обучения и других видов деятельности на информационные пространства. Во многом этому поспособствовало появление и обострение новой коронавирусной инфекции в 2020 году, в связи с распространением которой, люди вынужденно отказались от комфортного устоявшегося уклада жизни и перестроились под новые реалии.

Во время самоизоляции ученики и студенты перешли на дистанционное обучение. Умение организовать свою учебную деятельность, находясь в домашних условиях, когда многие вещи являются отвлекающими факторами, казалось для многих юношей и девушек непосильным трудом. Перед учителями и преподавателями возникла сложная задача – концентрация внимания сотен человек на изложении их материала. Важно, чтобы занятия у людей, получающих образование, проходили в интерактивной форме, разнообразие элементов которой способствовали бы усидчивости и заинтересованности слушателей лекций и участников практических занятий.

1. Онлайн-доски в учебном процессе

К каким традиционным методам обращаются учителя и педагоги для иллюстрации материала? Прежде всего, это использование магнитной доски, на которую можно прикрепить контрастные карточки. Кроме того, внимание привлекает крупное написание цветными маркерами ключевых аспектов дискуссии (в случае необходимости они легко стираются и корректируются с помощью губки). Таким образом, демонстрация материала посредством «физической» доски в значительной степени улучшает степень концентрации внимания студентов.

Существуют ли изобретения, альтернативные таким общепринятым доскам? ИТ-специалисты 21 века разрабатывают огромное количество инструментов в виде приложений для компьютеров и мобильных телефонов с доступом во Всемирную паутину. Так, были созданы и виртуальные доски (онлайн доски), которым преподаватели отдали большое предпочтение в период карантина, ведь эти платформы оснащены комплексом функций демонстрации информации, которые смогут повысить эффективность обучения в режиме онлайн.

Онлайн доски – это сервис, предназначенный для совместной работы лектора и слушателей, который комбинирует графическую, звуковую и анимированную информацию и преобразует ее в интерактив – взаимное искреннее взаимодействие людей в режиме реального времени. Первые виртуальные доски начали появляться еще в 2006-2007 годы.

Использование онлайн досок оказывает значительное содействие выполнению больших объемов работ (они заняли бы несколько тетрадных листов) в рамках небольшого поля экрана компьютера (на рис. 1. представлен спектр действий, которые могут осуществляться пользователями виртуальных досок) [1].

Рис. 1. Действия, доступные в виртуальной доске

Цифровые доски оперируют возможностью объединения протекающего на этой платформе процесса работы с другими приложениями для осуществления демонстрации экранов и создания видеоконференций. Очень удобно, когда каждый участник может наблюдать за ходом действий преподавателя. Виртуальные доски дают возможность использовать различную палитру цветов для написания текстов и рисования, размещать готовые шаблоны и фигуры.

Платформы не только позволяют работать в режиме онлайн, но и имеют функцию сохранения своих результатов в виде файлов различных форматов и предоставляют к ним доступ для всех участников, чтобы впоследствии они могли продолжить выполнение неоконченных заданий [2].

Сохранение опыта использования доски оказывает благотворное влияние на процесс обучения студентов – повышает их усидчивость  и сосредоточенность, самоорганизованность и в целом мотивирует приобретать знания  и опыт[3].

Далее рассмотрим и сравним самые популярные отечественные виртуальные доски: sBoard (представлена на рис. 2) и EdLoop (демонстрация работы онлайн доски ниже на рис. 3). Главное их отличие – командная и персональная работа.

2. Онлайн-доска sBoard

Рис. 2. Онлайн-доска sBoard

Доска sBoard преимущественно направлена на коллективную работу – задействуется неограниченное количество участников. Для пользования платформой достаточно пройти регистрацию на официальном сайте и подтвердить электронную почту, чтобы завершить регистрацию.Эта онлайн доска имеет 4 основных тарифа, один из которых – базовый, он является бесплатным и включает в себя следующие функции:

1. Поделиться ссылкой с другими людьми.

2. Переименование доски.

3. Отмена действий.

4. Выделение и изменение объекта.

5. Навигатор по доске.

6. Рисование.

7. Стирание.

8. Отрезок.

9. Фигуры (эллипс, треугольник, квадрат).

10. Написание математических формул.

11. Написание текста с регуляцией размера букв.

12. Доска в клетку/точку.

13. Регуляция толщины и цвета линии.

Доска sBoard для удобства пользователей разделена на клетки, но в настройках можно поменять параметры, заменив разметку на точечную либо исключить ее. Кроме того, можно вписать доску по ширине экрана, увеличить или уменьшить масштаб [4].

3. Онлайн-доска EdLoop

В сравнении с платформой sBoard, доска EdLoop имеют 3 тарифа, один из которых также является базовым, и доступ к нему предоставляется бесплатно. Эта доска предполагает индивидуальную работу с учеником – больше подходит для репетиторской деятельности. Для того чтобы заниматься с несколькими учениками, нужно задействовать несколько виртуальных комнат.

Рис. 3. Онлайн доска для репетитора EdLoop

Арсенал доски EdLoop содержит функции, во многом схожие с виртуальной доской sBoard: можно включать и выключать клетку, пользоваться инструментами (линия, прямоугольник, эллипс), писать тексты, вставлять изображения, менять цвета, удалять объекты, очищать доску одним нажатием, возвращать последнее действие, добавлять страницы и переключаться между ними. Преподаватель взаимодействует с учеником посредством создания виртуальной комнаты, установлением аудио-, видео- или текстового формата общения. Для работы собеседника с преподавателемученику необходимо зарегистрироваться на платформе и ввести необходимый номер комнаты [5].

Таким образом, весомыми отличительными факторамидвух рассматриваемых онлайн досок являются видеосвязь в онлайн доске EdLoop и наличие на платформе sBoardвозможности протестировать все функции бесплатно в течение 20 минут. Известно, что на стадии разработки sBoard находится обеспечение доступа видеосвязи по аналогии с программой для видеоконференций Zoom (наличие зала ожидания) [6].

Заключение

Несмотря на то, что приложения в виде онлайн досок стремительно развиваются, важно не только внедрение сервиса в образовательную среду, но и осуществление контроля за его качеством на данном этапе.

Так, отдельного внимания заслуживает грамотное проведение организации программ, направленных на подготовку и переподготовку преподавательского состава, работающего в виртуальном пространстве. Большое значение имеет то, чтобы со стороны преподавателей не возникало непонимания насчёт использования информационной платформы, чтобы они были компетентными во время использования ресурса, смогли в полной мере донести информацию до студентов и обеспечить гарантию выполнения задания каждым в установленный срок. Таким образом, «введение» виртуальных досок в образовательную программу способствует росту удовлетворенности обучающихся и получению высоких учебных результатов только при правильной организации рабочего процесса разработчиками программы и экспертами, которые предварительно протестируют новые девайсы [7, c. 23-24].

После организации слаженной работы студентов и преподавателей в виртуальной доске, следует повысить устойчивость внимания студентов, используя наглядный материал: графики, таблицы и презентации, что непосредственно поспособствует поддержанию интереса молодых людей к изучаемой дисциплине. Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский: «Наглядность служит лучшим средством достижения детьми самостоятельности в процессе обучения», и она должна проявляться на всех этапах работы с учениками (этапы представлены на рис. 4), и ее в полной мере может обеспечить онлайн доска.

Рис. 4. Этапы обучения [8, с. 345] Таким образом, можно сделать вывод, что виртуальные доски являются универсальным и уникальным инструментом в современном мире, когда существует необходимость удаленной работы. Именно такие ресурсы предоставляют возможность сохранять чувство уверенности, эмоционального удовлетворения глубокого усвоения материала благодаря понятным в использовании инструментам.

Использованные источники:

  1. O wiki. Obr55.ru: Виртуальные доски; URL: https://wiki.obr55.ru/index.php?title=Виртуальные_доски.
  2. Microsoft 365: Доска (Майкрософт) Цифровые холсты для совместной работы в Microsoft 365 помогут продуктивно проводить собрания и сделают обучение более наглядным; URL: https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-whiteboard/digital-whiteboard-app.
  3. Бабина Е. О. Онлайн-доска как инструмент дистанционного обучения: Всероссийский педагогический журнал «Современный урок»; URL: https://www.1urok.ru/categories/21/articles/35403.
  4. Борис Ульянов Лучшие онлайн-доски с поддержкой русского языка: выбор ZOOM; URL: https://zoom.cnews.ru/publication/item/64495.
  5. Как пользоваться Sboard // Доска для онлайн-занятий // Ясно Ясно для репетиторов. [видеозапись] // YouTube; URL: https://www.youtube.com/watch?v=7d02honHDd0&t=267s.
  6. Инструменты онлайн доски. [видеозапись] // YouTube; URL: https://www.youtube.com/watch?v=gyyAI3_61Fc&t=4s.
  7. Лейбина А. В. Способы повышения онлайн-образования // Электронный журнал Современная зарубежная психология 2020. Том 9. № 3. С. 21-33; URL: https://psyjournals.ru/files/116328/jmfp_2019_n3_Leybina_Shukuryan.pdf.
  8. Долганина В. В., Ширванян А. Э. Условия повышения устойчивости внимания у студентов в рамках дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. С. 343-346; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-povysheniya-ustoychivosti-vnimaniya-u-studentov-v-ramkah-distantsionnogo-obucheniya.