Стр. 77

Поклад В.С.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 378.1 : 004.9

В.С. Поклад, студент факультета таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии

e-mail: poklad.victoriya2003@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые понятия об информационных технологиях, и сфера их применения в современном мире, в частности, в образовательной среде с выделением ключевых преимуществ их использования и анализом процесса модернизации. Ввиду остроты вопроса об услугах образования, совершенствование данного процесса является наиболее актуальным на сегодняшний день.

Ключевые слова: информационные технологии, образовательная среда, цифровизация, компьютеризация, процесс обучения.

Введение

Современная образовательная система в настоящее время очень активно развивается, так как она не может оставаться в стороне от современных общественный тенденций. Цифровизация и глобализация изменили повседневную жизнь людей, в связи с чем данные направления развития приобрели тесные связи с процессом обучения подрастающего поколения. Так, все большее количество информационных технологий проникает в сферу образования, тем самым совершенствуя ее.

Цель данной статьиизучение способов применения информационных технологий в образовательной среде и характера их влияния на образовательный процесс.

1. Информационные технологии и их составляющие элементы.

Информационные технологии и Интернет бурно развиваются с 1980-х гг., играют качественно новую роль в экономической и социальной жизни развитых стран: оказывают огромное влияние на общество, экономику и профессиональную деятельность [1], в сферу которой входит образовательная среда.

Вместе с этим общество также не стоит на месте и развивается посредством влияния глобализации и цифровизации. Так, мы наблюдаем эволюцию информационного общества, характеризующуюся повышением производственной эффективности и потреблением значительного количества информации посредством IT-технологий.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: информационные технологии — это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. [2]

Таким образом, основная цель информационных технологий представляет собой совершенствование методов и средств обработки данных, требуемых обществу в целом и каждой личности в частности.

Основными информационными операциями можно считать следующие:

1. Сбор данных.

2. Сортировка и фильтрация.

3. Обработка данных и их архивация.

4. Защита и хранение информации и др.

Исходя из этого, важно отметить, что цифровизация в форме информационных технологий сегодня используется во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовательной среде, не ставшей исключением. Более того, компьютеризация не просто является дополнительным элементом, совершенствующим уровень знаний обучающихся при помощи специальных программ, она является его неотъемлемой частью, способной упростить некоторые задачи посредством применения информационных технологических средств.

Однако не всегда использование новых технологий в образовании имеет одни только преимущества. Безусловно, предполагаются значительные затраты как на закупку специального оборудования, так и на привлечение компетентных специалистов, для работы с ним, что также предполагает постоянное совершенствование знаний, являющееся далеко не самой простой задачей для педагогического состава.

2. Модернизация системы образования.

Модернизация образовательной среды представляет больший спектр инновационных возможностей развития общества. Ее база заключается в реализации совершенно новых способов совершенствования сферы обучения.

Наиболее актуальным считается системно – деятельностный подход, позволяющий сформировать определенные знания и овладеть специальными навыками работы с информационными технологиями, использование которых является частью цифровизации современного общества.

Учитывая тот факт, что сегодня сложно представить любое заведение без каких-либо признаков компьютеризации, учебное заведение напрямую не может без них обойтись. Так, во многих классах или аудиториях имеется компьютер, к которому, как правило, прилагается интерактивная доска, позволяющая транслировать информацию прямо из сети Интернет.

Но помимо комплексных средств компьютерных технологий, основными компонентами информационных технологий также считаются программные средства и системы организационно-методического обеспечения.

Так, в современных системах образования, наиболее распространенные многофункциональные офисные прикладные программы и средства ИТ[3]:

1. Электронные таблицы.

2. Текстовые редакторы.

3. Программы подготовки презентаций.

4. Органайзеры.

5. Системы управления базами данных.

6. Графические пакеты.

3. Преимущества информационных технологий.

Информационные технологии предполагают анализ данных, на основе которого далее формируется план ее преобразования. Так, в образовательной среде данная цель трансформируется в облегчение и совершенствование учебного процесса, посредством существующих преимуществ технологической сферы.

Так, основными плюсами являются следующие:

1. Многофункциональное проведение занятий при помощи использования средств аудио- и видео-информации.

2. Более высокий уровень запоминания новой информации благодаря визуальному восприятию.

3. Скорость и простота взаимодействия между обучающим и обучающимися посредством электронных почт, мессенджеров.

4. Структурирование информации для ее качественного восприятия и др.

Также необходимо отметить, что благодаря представленным преимуществам становится намного проще заинтересовать и замотивировать обучающихся, поскольку использование информационных технологий в образовании способствует совершенствованию навыков моделирования и визуализации, повышению аналитических способностей посредством сравнительного метода информации, а также ускорению поиска, отбора и фильтрации данных.

4. Недостатки использования информационных технологий

Наряду с преимуществами, информационные технологии в образовательном процессе имеют также ряд недостатков. Так, выделяют следующие проблемы:

         1. Неравномерное распределение информационного объема. Данные, предоставляемые компьютерными ресурсами существенно превышают масштаб материалов, способных быть охваченными студентом для усвоения информации.

         2. Индивидуальная идентификация образовательного процесса. Возникновение данной проблемы обусловлено восприятием каждого человека в отдельности. Так, кому-то потребуется больше времени на осваивание темы, в то время, как другой студент справится гораздо быстрее с поставленной задачей. Основной смысл данной проблемы заключается в том, что при прохождении материала, студенты остаются на разном уровне восприятия информации, что противоречит традиционной форме системы образования и вызывает трудности у преподавателя.

         3. Несоответствие системного мышления человеку. Безусловно, компьютерное мышление запрограммировано, как правило, в двоичной системе, что не удовлетворяет многообразию мыслительного процесса человека. Важно найти определенный алгоритм использования компьютерного устройства, который не ограничит мыслительную деятельность учащегося, а наоборот ее разовьет. Необходимо вовремя заметить автоматизм в действиях студента, который ограничивает его мышление «машинными» установками.

         Добиться требуемого результата вероятно путем совмещение традиционных методов обучения с параллельным применением информационных. Также допускается разработка программ с возможностями обеспечения пользователя построением индивидуального алгоритма действий.

         4. Психологическое давление, оказываемое на пользователя. Ввиду программного обеспечения, составленного высококвалифицированными специалистами, учащемуся может не хватать уровня подготовки для их использования даже с подсказками, в связи с чем он будет перенапрягаться.

         Для успешного использования информационных технологий в образовательном процессе недостаточно будет их внедрения. Необходимо проводить тщательную подготовку педагогического состава и специалистов, которые в свою очередь поделятся полученными знаниями и навыками с обучающимися.

         Рекомендуется также разработка предметных программ, оправдывающих использование компьютерных технологий в изучении конкретной дисциплины. Идеальная модель программы также бы подстраивался под уровень знаний студента и формат его мыслительного процесса, подкрепляя это условия и методами обучения индивидуально для него.

Однако перечисленные выше проблемы и недостатки компьютеризации в образовании являются далеко не единственными. Так, например, еще можно выделить следующие:

1. Информационная культура педагогического состава.

2. Подготовка преподавателей к использованию информационных технологий.

3. Техническое оснащение оборудованием вузов и школ и т.д. [5]

Очевидно, что темпы развития компьютерной техники явно опережают исследования и рассмотрение проблем, связанных с ее эксплуатацией [7].

5. Задачи информатизации образования

Информатизация образования — это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания [9].

Безусловно, основной целью процесса информатизации в образовательной системе является формирование информационной культуры, достижение которой возможно посредством выполнения поставленных перед информатизацией образования задач:

1. Повышение квалификации специалистов в сфере информационной подготовки на основе использования компьютерных технологий.

2. Реформа образовательного процесса путем внедрения различных методов образования в совокупности с информационными технологиями.

3. Интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.) [9].

4. Соответствие уровню подготовки студента и его индивидуальным особенностям.

5. Обеспечение непрерывности и преемственности в обучении [9].

6. Совершенствование формата дистанционного обучения и др.

Сформировав информационную культуру пользователя, можно будет смело говорить о наличии у студента особых знаний в технологической сфере, которые он сможет применять на практике посредством использования полученных навыков и умений владения средствами обработки и анализа данных.

Заключение Таким образом, процесс информатизации сегодня активно преобразует образовательную среду в положительном направлении, позволяя тем самым совершенствовать навыки и получать новые знания в процессе обучения. Именно поэтому сегодня трудно представить образовательное учреждение без каких-либо информационных технологий, позволяющих подготовить и выпустить грамотных и квалифицированных специалистов.

Использованные источники:

  1. Гаврилов М. В., Климов В. А. Информатика и информационные технологии: Учебник для вузов, 4-е изд., пер. и доп. Издательство Юрайт, 2022, 383 с.
  2. Алешин Л.И. Информационные технологии: Учебное пособие / Л.И. Алешин. – М. :Маркет ДС, 2011 – 384 с.
  3. Красовская Л.В., Исабекова Т.И. Использование информационных технологий в образовании // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №4: 29-36.
  4. Чугунов, А. В. Социальная информатика: учебник и практикум для академического бакалавриата, 2-е изд., перераб. и доп. М: Издательство Юрайт, 2019, 256 с.
  5. Горбунова, Л. И. Использование информационных технологий в процессе обучения / Л. И. Горбунова, Е. А. Субботина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 544-547.
  6. Максимовская, М. А. Информационное управление школой // Информатика и образования – 2003.- № 11.
  7. Машбис, Е. И. Психолого–педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., Просвещение, 2006.
  8. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. — М., Академия, 2000.
  9. Пащенко, О.И. Информационные технологии в образовании: Учебнометодическое пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – 227 с.