Стафеев В.А.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНЕ ФОНДОВОГО РЫНКА РОССИЙСКИХ АКЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
УДК 347.34
В.А. Стафеев, студент юридического факультета Российской таможенной академии
e-mail: stafeev.vladimir08@gmail.com
Научный руководитель – Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права, доцент кафедры гражданского права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. В статье проведен анализ рынка ценных бумаг в Российской Федерации в современных условиях экономических санкций. Отдельно уделено внимание правовому регулированию фондового рынка России в настоящее время.
Ключевые слова: санкции, фондовый рынок, рынок ценных бумаг, акции.
В начале 2022 Россия столкнулась с рядом экономических санкций со стороны Соединенных штатов Америки, Европейского союза и ряда других стран. По количеству наложенных санкций Россия обогнала Иран, имея на счету 7116 санкций.
Экономическая система России была готова к таким ограничениям, многие регуляторы финансовой системы (Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации) приняли ответные экономические меры и различные нормативно-правовые акты для сглаживания негативных последствий санкций.
Ограничения, введенные против России, полномасштабно охватывают всю финансовую систему, включая фондовый рынок российских акций (так, например среднее падение всех котировок составило 45%), который будет рассмотрен в данной статье. Будут рассмотрены следующие вопросы: Какие основные нормативно-правовые акты регулируют фондовый рынок; какие были приняты нормативно-правовые акты в условиях экономических санкций?
Фондовый рынок является важнейшей частью экономической системы России, так как именно в этой отрасли возникают гражданско-правовые отношения по поводу выпуска, продажи и покупки различных ценных бумаг. Данные отношения прямо влияют на экономику России, так, например, они позволяют российским компаниям получать дополнительный капитал для развития, также денежные средства, находящиеся на рынке, помогают перераспределять капитал из одной отрасли экономики в другую, тем самым обеспечивая рост отстающих сфер.
Ключевым принципом работы рынка ценных бумаг является свободное движение денежных средств, которое закреплено в 1 главе, статье 8, в части 1 Конституции Российской Федерации. Это обеспечивает единое экономическое пространство, в котором могут свободно перемещаться денежные средства, тем самым способствуя стабильному экономическому росту [1].
Для регулирования фондового рынка был издан в 1996 году Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» [2]. Данный нормативно-правовой акт регулирует те отношения, которые возникают при эмиссии и обороте ценных бумаг независимо от организации, которой были выпущены ценные бумаги, а также различные особенности деятельности участников рынка [2]. Не мало важными положениями Федерального закона являются статьи, которые регулируют поведение иностранных организаций и лиц по выпуску и обороту ценных бумаг на территории Российской Федерации, так как по статистике в период с 2010-2019 увеличение иностранных инвестиций в российскую экономику составило 47,37% (с 9152 млрд. руб. до 19319 млрд. руб.). Данные положения закрепляют права и обязанности иностранных лиц и организаций, к таким положениям относятся следующие статьи: 8.4, 8.9, 9.1 и другие.
Также рынок регулируется некоторыми положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации. Этому посвящена глава 7, где отражено определение ценной бумаги и перечислены ее виды [3]. Налоговым кодексом Российской Федерации, так как доходы от инвестиций в виде дивидендов попадают под ставку налогообложение в размере 13%, это закреплено главе 23, статья 208, пункт 1 [4].
К сожалению, вышеперечисленные нормативно-правовые акты не в полной мере регулируют фондовый рынок в настоящее время в связи с жесткими санкциями, поэтому ряд регуляторов финансовой системы приняли нормативно-правовые акты, которые направлены на стабилизацию экономической ситуации и обеспечению дальнейшего роста, но они в той же степени дополняют прошлые нормативно-правовые акты.
Так, например, Центральный банк Российской Федерации 3 марта 2022 года выпустил указание «Об обязательных резервных требованиях» [5], в котором были указаны нормативы обязательных резервов для кредитных организаций. Данные нормативы были установлены для того, чтобы кредитные организации могли иметь увеличенные резервы для исполнения своих обязательств перед физическими и юридическими лицами [5]. Это обеспечивает финансовую стабильность кредитных организаций, а те компании, акции которых размещены на бирже, смогут не потерять стоимость своих ценных бумаг на общем фоне падения котировок фондового рынка российских акций. Также Центральный банк Российской Федерации издает информационные письма для участников фондового рынка российских акций, примером могут послужить информационные письма, выпущенные связи с временным закрытием фондового рынка, установлением комиссии на покупку доллара.
Один их финансовых регуляторов Министерство финансов также выпускает нормативно-правовые акты для стабилизации экономики. Приведем, к примеру приказ от 25 апреля 2022 года №155 «О предоставлении субсидий акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение неполученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займа)». Это позволит поддерживать проведение жилищной политики в непростое время, и не позволит акционерному обществу обанкротиться [6]. Для повышения доходов казны Министерство финансов выпустило приказ 21 марта 2022 года №109 «Об утверждении прейскуранта цен на алмазы природные необработанные». Увеличенные доходы пойдут на стабилизацию экономики страны и на обеспечение социальной политики для незащищенных слоев населения, также это будет поддерживать компаний в этой сфере, например, АЛРОСА, тем самым увеличив их доход от своей деятельности.
Правительство Российской Федерации для поддержки экономики создало специальный Президиум Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций [7]. Также Правительство Российской Федерации направило 1 трлн. руб. из Фонда национального благосостояния для выкупа российских акций из-за их крупнейшего падения котировок на биржи (среднее падение котировок всех акций составило 45%). Это позволило фондовому рынку восстановиться, тем самым не допустить невыполнение обязательств акционерных обществ перед своими акционерами.
Таким образом, фондовый рынок российских акций регулируется в основном нормативно-правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. В условиях экономических санкций они были вынуждены выпускать различные приказы и распоряжения для экономики, дабы уменьшить убытки из-за мер, примененными иностранными государствами. Эти нормативные правовые акты прямо или косвенно влияют на фондовый рынок российских акций: выделяются субсидии компаниям, уменьшаются некоторые требования для возможности свободного развития бизнеса, устанавливаются налоговые каникулы. Эффективность этих мер мы можем оценить уже сейчас, так, к примеру курс доллара был снижен с 124 рублей до 64 рублей, тем самым стабилизировав валютную ситуацию между долларом и рублем. Дальнейшее регулирование фондового рынка будет диктоваться развитием экономической ситуацией.
Использованные источники:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание российского законодательства.
- Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ // Собрание российского законодательства.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.04.1994, ст. 142, ст. 143 // Собрание российского законодательства.
- Налоговый кодекс Российской Федерации 17.07.1998, ст. 208 // Собрание российского законодательства.
- Указание Банка России от 23.03.2022 N 6099-У «Об обязательных резервных требованиях» // Официальный сайт Центрального Банка.
- Приказ Минфина России от 25.04.2022 № 155 «О предоставлении субсидии акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи // Официальный сайт Министерства финансов.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2020 года №236 и распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2020 года №529-р // Собрание российского законодательства.