Стр. 93

Сучкова Е.С.
ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 342.951

Е.С. Сучкова, студент юридического факультета Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

e-mail: Liz.veta11@yandex.ru

Научный руководитель – Н.А. Ронжина, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

e-mail: nigeer1@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы противодействия коррупции в таможенных органах, антикоррупционные механизмы, а также предлагаются практические решения для борьбы с коррупцией в таможенных органах.

Ключевые слова: коррупция; должностные лица; таможенные органы; Федеральная таможенная служба; противодействие коррупции; антикоррупционные меры; антикоррупционные механизмы.

На сегодняшний день такое явление как коррупция является острой проблемой как в системе таможенных органов, так и в других публичных структурах, порождая ряд политических проблем: она влияет на эффективность работы государственных органов и отрицательное отношение народа к власти, подрывая тем самым авторитет государства, именно поэтому противодействие этой незаконной деятельности является первоочередной задачей для государства.

Появление коррупции зависит от множества факторов, как от недобросовестного отношения должностных лиц и взяткодателей, так и от тех норм и устройства, которые регламентируют правоотношения в данной сфере. В таможенных органах, среди должностных лиц регулярно выявляется большое количество правонарушений и преступлений коррупционной направленности. Контрабанда, неуплата таможенных платежей и многие другие правонарушения зачастую являются последствиями коррумпированности должностных лиц таможенных органов.

Коррумпированность должностных лиц таможенных органов тесно связана и с экономической составляющей, поскольку в таком случае развивается теневая экономика, денежные средства выходят из официального оборота, что деструктивно влияет на функции обложения таможенными пошлинами, сборами и налогами. Но в тоже время наличие такого явления сигнализирует об экономических проблемах, возможно, о финансовом не благосостоянии граждан и многих других важных социально-экономических вопросах. Исходя из этого, следует признать, что коррумпированность в таможенных органах подрывает экономическую безопасность страны.

Одна из главных проблем в этой сфере – несовершенство законодательства, которое недостаточно систематизировано, как следствие, не проработаны те механизмы, с помощью которых реализуются необходимые меры по противодействию коррупционной деятельности. Стоит отметить, что в последние годы это направление претерпело ряд изменений, что говорит о процессе совершенствования административно-правовых мер антикоррупционной политики в положительную сторону, что на практике отражается в виде уменьшения количества выявленных коррупционных деяний, по сравнению с предыдущими годами.

Меры сдерживания коррупции, которые реализуют таможенные органы можно разделить на две группы: меры предупредительно-профилактического характера и непосредственно меры пресечения и привлечения к ответственности.

Практически любое явление в правовой среде регламентировано тем или иным нормативно-правовым актом, и коррупция не является исключением. Правовую основу вышеупомянутых мер составляют такие нормативно-правовые акты как: Конституция РФ [1], ТК ЕАЭС [2], различные специальные федеральные законы, например, ФЗ «О таможенном регулировании» [3], ФЗ «О противодействии коррупции» [4] и другие Указы Президента и Постановления Правительства, а также иные нормативно-правовые акты.

В рамках противодействия таможенными органами системно реализуется ряд организационно-административных мероприятий, которые прежде всего имеют своей целью точное выполнение требований таможенного законодательства, борьбу с коррупцией. Например, в 2021 году был принят «план Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции на 2021 – 2024 годы» [5], он, в свою очередь, был разработан в исполнение Указа Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы» [6].  Итогами текущего выполнения основных пунктов вышеупомянутого плана ФТС России являются проведенные проверочные мероприятия, а также специальная статистика, которая имеется в общем доступе на официальном сайте Федеральной таможенной службы.

Среди прочих, функционирующих в настоящее время, в органах публичной власти действуют механизмы по борьбе с коррупцией включающие создание специализированных подразделений – управлений по профилактике коррупционных нарушений со стороны должностных лиц. В таможенных органах, это реализуется путем создания специализированного подразделения ФТС России – Управления по противодействию коррупции (далее – Управление). В его полномочия входят: оперативно-розыскная деятельность; сбор и анализ информации о фактах нарушения антикоррупционного законодательства; предупреждение, выявление и пресечение коррупционных деяний. В частности, Управление рассматривает обращения граждан, должностных лиц по вопросам противодействия коррупции.

Таможенные органы тесно взаимодействуют с администрациями субъектов, Прокуратурой РФ и другими структурами, в рамках проведения совместных оперативно-розыскных мероприятиях и иной совместной деятельности. Подобное взаимодействие положительно влияет на антикоррупционную деятельность, а также способствует своевременному пресечению тех или иных правонарушений коррупционной направленности [7].

Несмотря на большое число принимаемых мер, которые в основном являются продуктивными, следует отметить, что не все формы профилактики и контроля в полой мере эффективны, например, практика предоставления деклараций о доходах, и проверка законности получения дохода является в большей степени формальной.

Статистические данные наглядно показывают результативность борьбы с коррупцией в таможенных органах.  За первую половину 2022 года возбуждено 96 уголовных дел, из них – 77 по преступлениям коррупционной направленности, среди них как в отношении должностных лиц, так и в отношении взяткодателя.  Иными правоохранительными органами возбуждено одно уголовное дело по преступлению коррупционной направленности в отношении 5 должностных лиц таможенных органов. Таким образом, общее количество коррупционных преступлений, возбужденных в отношении должностных лиц таможенных органов, составила 97,5 % [8].

Данный показатель является высоким, и отражает результативность антикоррупционной деятельности, в частности проводимых мероприятий в отношении должностных лиц таможенных органов. В октябре 2021 года на официальном сайте ФТС России проведен опрос пользователей по оценке работы по противодействию коррупции, проводимой ФТС России по профилактике коррупционных и иных правонарушений в 2021 году [9]. Получены следующие результаты (см. таблицу):

Таблица

Результаты статистического опроса по оценке уровня работы по борьбе с коррупцией в таможенных органах

Таким образом, граждане оценили деятельность работы по противодействию коррупции, проводимой кадровым подразделением ФТС на достаточно высокий уровень – 80%, данный показатель является несомненно положительным, хотя всего 20% оценили антикоррупционную деятельность на низком уровне, этот показатель имеет место и им нельзя пренебрегать. Деятельность соответствующих органов не является всеобъемлющей, и коррупция является серьезной проблемой, которая требует тщательной проработки и комплексного решения.

На сегодняшний день, антикоррупционное законодательство и специализированные механизмы требуют доработки и адаптации к нынешним экономическим и социальным условиям. Нельзя не отметить те успехи, которые в данный момент зафиксированы в статистических данных. Принимаемые меры создали все необходимые условия для правового взаимодействия граждан и должностных лиц и должны привести к положительным результатам в борьбе с коррупцией во всех сферах, в том числе в деятельности таможенных органов Российской Федерации. В современных реалиях актуален процесс цифровизации ФТС России, с помощью центров электронного декларирования исключается человеческий фактор, что в данном случае положительно влияет, проявляясь в снижении уровня коррумпированности в таможенных органах.

Тем не менее, коррупция как явление продолжает существовать и оказывает негативное влияние на систему государственных органов, на результативность принимаемых решений на разных уровнях и на общество в целом. Особенностью подобных противозаконных деяний является то, что в данном случае обе стороны, которыми являются взяткодатель и взяткополучатель, являются заинтересованными, что усложняет выявление коррупционного факта.

С введением множества санкций в отношении России, значительно изменилась ситуация относительно экспорта и импорта товаров и услуг, появилось множество нюансов, например, параллельный импорт и другие, которые необходимо адаптировать под текущую ситуацию, следовательно, подобные нововведения могут неоднозначно повлиять на уровень коррумпированности среди должностных лиц таможенных органов.

Борьба с коррупционной деятельностью осуществляется в интересах как государства, так и граждан, поскольку отсутствие такого явления дает возможность полноценного функционирования правовой системы, в которой выполняются все административно-правовые нормы, по обеспечению национальной безопасности в стране. «Совершенствование существующих норм, предусматривающих ответственность за коррупцию, которые содержатся в различных отраслях права, требует системного подхода. При изменении конкретных норм следует ориентироваться на действующую модель антикоррупционного законодательства, которое на данный момент не представляет собой самостоятельную отрасль права, а является всего лишь отраслевым институтом государственного права» [10].

Для борьбы с коррупцией среди должностных лиц таможенных и иных органов власти могут быть приняты следующие практические решения:

– ужесточить отбор претендентов, конкурсные испытания, а также проверки на профессиональную пригодность.

– создать отдельную рабочую структуру в Правительстве РФ для более детального анализа и борьбы с коррупцией, который контролировался бы главой государства;

– показательное привлечение к ответственности за коррупционные действия, независимо от уровня служебного положения и занимаемой должности (введение публичных исправительных работ, увеличение штрафов и т.д.) [11] ;

– обеспечить гражданам и должностным лицам возможность анонимно обращаться об известных им коррупционных фактах и предоставить им гарантии защиты от возможных негативных последствий подобного обращения;

– создать отдельный реестр для фиксирования должностных лиц, которые привлекались к ответственности за злоупотребление служебными полномочиями и совершали деяния коррупционного характера, ввести запрет на занятие ими государственных должностей;

         – сменить стереотип мышления граждан о невозможности повлиять на проблему коррумпированности и произвола со стороны должностных лиц органов государственной власти, с помощью средств массовой информации.

Ведь прежде всего необходимо повысить правовую культуру и правовое сознание граждан: добросовестность сторон правоотношений является ключевым моментом, от уровня которой зависит масштаб правонарушений в коррупционной сфере.

Гражданам стоит быть более бдительными и заинтересованными в правомерном поведении при совершении таможенных операций, уплате таможенных пошлин, предоставлении соответствующих деклараций и т.д. А должностным лицам, в свою очередь, необходимо в полной мере владеть информацией о правомерных процессуальных действиях, а также об ответственности за коррупционные деяния.

Должностным лицам таможенных органах необходимо контролировать правомерное поведение участников правоотношения, обеспечивать законность и безопасность функционирования всей таможенной системы и таможенных процессов, но не в коем случае не являться фигурантом правонарушений и преступлений [12]. Таким образом, рассмотренные меры, применяемые в комплексе, способны значительно снизить коррупцию в деятельности таможенных органов, в других структурах и в целом стране. Поскольку коррумпированность должностных лиц находится на достаточно высоком уровне, данную деятельность необходимо не только выявлять и пресекать, но и предотвращать, используя для этого все необходимые методы административного управления.

Использованные источники:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет–портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru  (дата обращения: 25.06.2022).
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (ред. от 29.05.2019) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/  (дата обращения: 25.06.2022).
  3. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 38. – Ст. 6252.
  4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (часть I). – Ст. 6228.
  5. Приказ ФТС России от 30.09.2021 № 848 «Об утверждении плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, на 2021 – 2024 годы». [Электронный ресурс] // Официальный интернет–портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru  (дата обращения: 25.06.2022).
  6. Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы» [Электронный ресурс] // web-сервер Кремля http://www.kremlin.ru  (дата обращения: 25.06.2022).
  7. Ронжина Н.А. Специфика административно-правового статуса таможенных органов как субъектов обеспечения экологической безопасности Евразийского экономического союза // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (61). С. 90–96.
  8. Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации за 1 квартал 2022 года. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.gov.ru (дата обращения: 25.06.2022).
  9. Результаты онлайн-опроса граждан по оценке работы по противодействию коррупции, проводимой кадровым подразделением ФТС России в 2021 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.gov.ru (дата обращения: 25.06.2022).
  10. Набиуллин, А. И. Проблемы противодействия коррупции в современной России / А. И. Набиуллин. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2019. № 50 (288). С. 546–549. [Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/archive/288/65043/ (дата обращения: 23.06.2022).
  11. Ронжина Н.А., Пурчел В.А., Глухих А.В. Место дисциплинарной ответственности в системе мер обеспечения экологического правопорядка [Текст] // Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции   «Актуальные проблемы науки и техники» (14 января 2022 г., г. Уфа). Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2022. C. 109–117.
  12. Метальникова А.В., Ронжина Н.А. Правопорядок в таможенных правоотношениях: понятие и меры обеспечения [Текст] // Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции «Интеграция науки, образования, общества, производства и экономики» (15 октября 2021 г., г. Уфа). Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2021.  C. 114–120.