Стр. 13

Будаева Д.Б.
НАВИГАЦИОННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛОМБЫ КАК ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА ПЕРЕВОЗОК

УДК 339

Будаева Д.Б., студент 4 курса факультета международных отношений специальности «таможенное дело» Белорусского государственного университета

Аннотация. В данной статье проанализированы последние эксперименты таможенных служб государств-членов Евразийского экономического союза в сфере внедрения навигационных электронных устройств мониторинга (пломб) при осуществлении транспортировки товаров. Описаны предпосылки для внедрения вышеописанных устройств при внутренних перевозках. Кроме того, выявлены аспекты, не позволяющие полностью перейти от физического таможенного контроля к цифровому.

Ключевые слова: таможенный контроль, цифровая экономика, электронные навигационные пломбы, таможенный контроль, эксперимент.

На сегодняшний день уровень развития экономики той или иной страны характеризуется наличием цифровых активов, инновационных платформ, роботизированных систем и технологий дополненной реальности. Таким образом, можно говорить о том, что экономика приобретает цифровой характер. Логистическая деятельность в рамках функционирования цифровой экономики, или, как принято говорить, Индустрии 4.0, требует тщательной проработки, а также поиска современных подходов и методов функционирования. Постановлением Совета Министров от 2 февраля 2021 г. № 66 утверждена Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы, которая является основным практическим инструментом внедрения передовых информационных технологий в отрасли национальной экономики и сферы жизнедеятельности общества в указанный период. Государственной программой предусматривается выполнение мероприятий по созданию современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, внедрению цифровых инноваций в отраслях экономики, а также обеспечению информационной безопасности. Кроме того, продолжается совершенствование инфраструктуры электронного правительства путем создания межведомственных информационных систем [1].

Любое перемещение товаров через таможенную границу требует не только слаженной работы таможенных органов в части совершения таможенных операций по выпуску товара, но и в области таможенного контроля. Таможенная служба любого государства стремится оказать максимальное содействие развитию бизнеса, международному обмену товарами и услугами путем внедрения автоматизированных систем и новейших разработок, направленных на ускорение выпуска товаров при соблюдении всех норм законодательства. В таможенном деле постоянное использование последних цифровых разработок способствует не только бесперебойной торговле. Одним из индикаторов развития таможенных органов является использование неинтрузивного контроля в целях сокращения времени проведения таможенного контроля. Одним из средств достижения данной цели является внедрение электронных навигационных пломб.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 599       от 9 сентября 2022 года предусмотрено лицензирование импорта товаров из древесины определенных товарных позиций, указанных в приложении к вышеуказанному нормативно-правовому акту [2]. Данная мера применяется в отношении товаров, происходящих из стран Европейского союза. Однако следует отметить, что Республика Беларусь сама является производителем материалов из белорусской древесины, но весной 2022 года западные государства полностью запретили импорт белорусских лесоматериалов, изделий из древесины и древесного угля [3]. Таким образом, у отечественных производителей появилась необходимость искать новые рынки сбыта. Помимо Китая, нашу продукцию готовы приобретать компании в Азербайджане, Грузии, Ливане, Израиле, ОАЭ и Турции.

Торговля с вышеуказанными государствами возможна при перемещении автомобильных транспортных средств с товарами по территории Российской Федерации для последующего их вывоза с таможенной территории ЕАЭС. При этом товары помещаются под таможенную процедуру экспорта на территории Республики Беларусь. В связи с этим белорусским и российским правительством было принято решение о проведении эксперимента по применению навигационных электронных пломб [4]. До 1 июля 2023 года автомобильные транспортные средства, перемещающие лесоматериалы и продукцию деревообработки, которые были помещены под таможенную процедуру экспорта на территории Беларуси, оборудуются электронными устройствами мониторинга. Следует отметить, что участие в вышеуказанном эксперименте является для перевозчиков добровольным.

После того, как устройство мониторинга будет установлено, информация о декларации на перевозимые товары, сведения о номере электронной пломбы направляются сотрудникам Федеральной таможенной службы (далее – ФТС России). В соответствии с Техническими условиями информационного взаимодействия между ФТС России и Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь об организации обмена информацией (электронными копиями деклараций на товары) осуществляется обмен сведениями, необходимыми для проведения эксперимента. Кроме того, на базе информационной системы РУП «Белтаможсервис» и ООО «Центр развития цифровых платформ» создается интегрирования системы для отслеживания перевозок. В отличие от сегодняшних реалий, доступ к информации о перевозке имел только национальный оператор, который осуществлял навешивание электронных устройств. Если в пути следования у должностных лиц таможенных органов возникает необходимость проведения таможенного досмотра, то сотрудники таможни Беларуси или России уведомляют своих уполномоченных операторов. Для размыкания пломбы используется мобильное устройство, либо сотрудник уполномоченного оператора отключает ее дистанционного. В рамках эксперимента нарушение целостности пломбы или несанкционированное ее вскрытие не влечет за собой административной ответственности, а приравнивается к отсутствию устройства на грузовом отсеке.

Несмотря на то, что участие в вышеописанном эксперименте является добровольным для перевозчиков, оплату за установку устройства мониторинга все же нужно произвести. Для снятия навигационной электронной пломбы при оставлении территории Российской Федерации для участников эксперимента доступны только четыре пункта пропуска на государственной границе: на границе с Азербайджаном («Яраг-Казмаляр»), на границе с Казахстаном («Маштаково», «Бугристое» и «Петухово»). Въехать на территорию российского государства из Республики Беларусь транспортное средство международной перевозки может через контрольные посты «Красное», «Рудня» и «Красный Камень». Пилотный проект продлится до 1 июня 2023 года и направлен, в том числе и на то, чтобы адаптировать всех участников международной перевозки к обязательному применению навигационных устройств мониторинга при внутренних перевозках по территории ЕАЭС.

Кроме того, в рамках ЕАЭС анонсировано проведение еще одного эксперимента между Россией, Казахстаном и Кыргызстаном. Его вступление в силу запланировано на апрель 2023 года [5]. Обязательное пломбирование будет применяться для грузов, следующих не только автомобильным, но и железнодорожным транспортом. Использовать устройства мониторинга будут прежде всего для контроля за транзитными перевозками, а также за перемещением алкогольной и табачной продукции, которые помещаются под таможенную процедуру экспорта. Главная цель эксперимента – ускорить совершение таможенных формальностей, т.к. на одном устройстве хранится вся необходимая информация о перевозке. Однако успешной реализации проекта может помешать несколько факторов. Во-первых, участие в эксперименте не является добровольным, в отличие от аналогичного, проводимого в нашей стране и описанного выше. Министерства транспорта стран-участниц эксперимента сами определили, какие перевозчики будут участвовать. Заместитель генерального директора АО «Инженерный промышленный концерн «Страж» пояснил, что у пломбировочных устройств есть множество уязвимостей, которые позволяют осуществить несанкционированный доступ к грузу без фактического нарушения целостности устройства [5]. Таким образом, можно отметить, что уже в обозримом будущем электронные навигационные устройства мониторинга будут применяться не только при транзитных перевозках, но и во время перемещения товаров, помещенных под иные таможенные процедуры. Это приведет к еще большему упрощению совершения операций по таможенному контролю, однако даже при повсеместном использовании пломбировочных устройств нельзя полностью отказаться от проведения физического таможенного контроля в пути следования, при убытии товаров с таможенной территории ЕАЭС. Во-первых, потому, что любая система, даже самая совершенная, может дать сбой. В случае неисправности работы электронного навигационного устройства может быть потерян сигнал, о чем перевозчик может не знать. При контроле с помощью мобильного устройства сотрудник таможенных органов может выявить, что на некоторых участках маршрута связи с устройством не было. При этом доподлинно неизвестно, была ли нарушена целостность пломбы или сигнал был потерян в связи с неисправностью устройства. Можно говорить о том, полностью заменить таможенный контроль в классических формах не представляется возможным.

Использованные источники:

  1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2021 г. № 66 «О Государственной программе «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы» // URL: https://etalonline.by/document/?regnum=C22100066.
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 сентября 2022 г. № 599 «О лицензировании импорта отдельных видов товаров из древесины» // URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22200599&p1=1&p5=0
  3. Council Regulation (EU) 2022/355 of 2 March 2022 amending Regulation (EC) No 765/2006 concerning restrictive measures in view of the situation in Belarus // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32022R0355
  4. Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2023 № 150 «О проведении эксперимента по применению навигационных пломб в отношении лесоматериалов и продукции деревообработки, помещенных под таможенную процедуру экспорта в Республике Беларусь, перемещаемых по территории Российской Федерации автомобильным транспортом в целях последующего убытия с территории Евразийского экономического союза» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302020021
  5. Кыргызстан, Казахстан и Россия запускают эксперимент по использованию электронных навигационных пломб [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://trans.info/ru/kyirgyizstan-kazahstan-i-rossiya-zapuskayut-eksperiment-po-ispolzovaniyu-elektronnyih-navigatsionnyih-plomb-333650 , свободный. – (дата обращения: 09.04.2023).