Стр. 17

Буренина А.C.

ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЯХ

УДК 339

А.С. Буренина, студент 5 курса, факультета таможенного дела, Ростовский филиал Российской Таможенной Академии

Научный руководитель – Татьяна Евгеньевна Ивахненко, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат химических наук, доцент

Аннотация. В данной статье проанализирован порядок проведения экспертизы наркотических средств и психотропных веществ в таможенных целях. На основании анализа выявлены особенности идентификации наркотических средств и психотропных веществ и проблемы, возникающие при её проведении.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры, сильнодействующие вещества, психоактивные вещества, таможенная экспертиза, идентификация, органические соединения.

Введение

Наркотические средства и психотропные вещества, употребляемые в немедицинских целях, представляют собой опасность как для каждого человека в отдельности, так и для общественности в целом. Пагубное влияние наркотические средств, психотропных веществ и их прекурсоров на психическое и физическое состояние организма, обязало мировое сообщество в сфере здравоохранения принять меры по борьбе с незаконным распространением и употреблением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В целях исключения случаев нелегального производства, контрабанды и последующей нелегальной продажи запрещенных или контролируемых к обороту веществ, был создан «Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» [1]. Все психоактивные вещества и прекурсоры данных веществ, поименованные в указанном перечне, регулируются отдельными законодательными правовыми актами и перемещаются по территории стран-участниц ЕАЭС в особом порядке. Статистические данные таможенных органов в отношении проведенных экспертиз показывают, что, не смотря на ужесточенные меры федерального контроля, случаи выявления неправомерного перемещения контролируемых веществ, на практике, достаточно часты. При возникновении подозрений на нарушение законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, таможенными органами, для разъяснения возникающих вопросов по идентификации, требующих специальных знаний, пробы и (или) образцы запрещенных веществ направляют на экспертизу в таможенных целях.

Цель статьи – анализ актуальной системы административных правовых и законодательных актов по контролю противодействия незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу ЕАЭС, а также рассмотрение значимых особенностей идентификации психоактивных веществ в таможенных целях, определяющих меры таможенного и федерального контроля.

Особенности перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу ЕАЭС

Помимо требований федерального и международного контроля к производителям препаратов, содержащих в составе наркотические средства и психотропные вещества, которые легально могут применятся только по медицинскому назначению в процессе прохождения курса лечения, не зависимо от заявляемых целей ввоза (вывоза) контролируемых или запрещенных к обороту веществ, установлены специальные требования по легальности их перемещения через таможенную границу ЕАЭС.

Правомерное и законное перемещение наркотических средств и психотропных веществ является возможным только при строгом соблюдении законодательно установленных условий, среди которых: перемещение запрещенных или контролируемых к обороту веществ уполномоченными государственными органами, научными организациями или юридическими лицами, имеющими разрешительные лицензии и сертификаты на перемещение, только в научно-исследовательских целях или экспертной деятельности [2]. Также, законно перемещать наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры могут физические лица, предоставляющие подтверждающую медицинскую документацию о назначении контролируемых веществ в терапевтических целях и другие случаи, установленные законодательством.

Однако, практика работы таможенных органов, показывает, что статистически, новые виды запрещенных психоактивных веществ, поступают в оборот контрабандным путём, либо через интернет, посредством электронных покупок с последующей пересылкой международными отправлениями.

В случае обнаружения нарушения положений законодательства по обороту наркотических средств и психотропных веществ, пробы (образцы) запрещенных веществ направляются на экспертизу в ЦЭКТУ и его региональные филиалы. Экспертные исследования назначаются на основании решений, постановлений и запросов, оформленных региональными таможенными органами, а также органами правоохранения, в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий в рамках применения мер таможенного контроля.

Требования, предъявляемые к перемещению наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу ЕАЭС, выделяют запрещенные вещества в особую группу товаров, подлежащих усиленному контролю при проведении экспертизы в таможенных целях. Особенности проведения их идентификации обусловлены не только необходимостью определения специфических идентификационных признаков и характеристик товаров, но и мерами наказаний, применяемых в случае выявления правонарушений.

Особенности проведения экспертизы наркотических средств и психотропных веществ в таможенных целях

Объектами экспертных исследований являются как товарные продукты, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, так и пробы (образцы) изымаемые правоохранительными подразделениями ФТС России и других органов исполнительной власти. В соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 3-ФЗ [2] и Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 [1], под строгим государственным контролем находятся следующие вещества:

  • наркотические средства, психотропные, сильнодействующие вещества;
  • аналоги наркотических средств и психотропных веществ;
  • препараты, в составе которых содержатся наркотические средства, психотропные вещества;
  • прекурсоры;
  • ядовитые сильнодействующие вещества;
  • производные всех перечисленных веществ.

В случае если наркотические средства и психотропные вещества заявлены для перемещения через таможенную границу ЕАЭС как классифицируемые в группе 29 ТН ВЭД ЕАЭС «Органические химические соединения» [3], экспертиза в таможенных целях проходит в три этапа. Подготовительный этап проведения экспертизы органических соединений в чистом виде заключается в получении проб (образцов) проведения экспертизы, изучении товаросопровождающей документации и дополнительных материалов о конкретных видах веществ, а также, запрос необходимой дополнительной информации об исследуемом объекте. На следующем, аналитическом этапе, проводятся визуальный осмотр, непосредственное проведение идентификации объекта с выбранными экспертом методами исследования и оценка полученных результатов либо определение необходимости в продолжении экспертных исследований. При условии, что заявляемые о товаре сведения верны, и объект исследования действительно является товаров группы 29 ТН ВЭД ЕАЭС, на заключительной стадии осуществляется формулировка выводов, упаковка образцов для возврата и оформление экспертизы в установленном порядке [4].

При подозрении таможенными органами в нарушении законодательства в сфере оборота запрещенных или контролируемых веществ, наркотические средства и психотропные вещества направляются на особую экспертизу в таможенных целях. Задачей подобного экспертного исследования является достоверная идентификация в объекте исследования контролируемого или запрещенного вещества. Следствием этого факта выступает определение количества идентифицированного вещества в целях квалификации правонарушения или преступления уполномоченными правоохранительными органами в соответствии с законодательством.

Основная особенность экспертизы наркотических средств и психотропных веществ в таможенных целях заключается в проведении количественного и качественного химического анализа исследуемого объекта, в то время как, для других органических соединений или других продуктов химии, смежных отраслей, установление структурного состава не является приоритетным. При идентификации наркотических средств и психотропных веществ важно именно определение наличия или отсутствия в пробе контролируемых или запрещенных веществ, для последующей квалификации правонарушения или преступления. Для остальных органических соединений, в рамках проведения экспертизы в таможенных целях, определяются только идентификационные признаки и характеристики из примечаний и пояснений к товарным группам. Большинство наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ имеют в своей структуре атомы азота в составе аминогруппы, что определяет их идентификационные характеристики.

Контролируемые вещества, в экспертной практике чаще всего встречаются в солевой форме, которая является более стойкой при хранении и более удобно для рекреационного использования благодаря повышенной водорастворимости. Следовательно, ещё одной особенностью идентификации наркотических средств и психотропных веществ является перевод вещества из солевой формы в форму свободного основания, который обеспечивается подщелачиванием водного раствора идентифицируемого вещества, а также добавлением подходящих органических растворителей.

В целом, схема исследования [5] наркотических средств и психотропных веществ, разделяет аналитические методы идентификации запрещенных или контролируемых к обороту веществ на три группы:

  1. Аналитические методы, определяющие структуру соединения (ИК-спектроскопия, масс-спектрометрия, спектроскопия ядерного магнитного резонанса);
  2. Аналитические методы, основанные на разделении веществ по их физическим и/или химическим свойствам (тонкослойная хроматография, газовая хроматография с пламенно-ионизационным детектированием, высокоэффективная жидкостная хроматография с ультрафиолетовым детектированием);
  3. Аналитические методы с групповой селективностью (групповые качественные реакции, определение температуры плавления или показателя преломления) численное значение которых зависит от молекулярной структуры и степени чистоты химического соединения;

Согласно вышеперечисленным группам аналитических методов можно выделить следующую особенность проведения идентификации наркотических средств и психотропных веществ. Ко многим известным запрещенным или ограниченным к обороту веществам определены методики количественного определения, в которых дано краткое описание способа определения контролируемых веществ и необходимые для этого материалы.

Аттестованные методики количественного определения контролируемы веществ важны в первую очередь для правильности проведения идентификации и последующего установления применяемой ответственности за нарушение законодательства.

Заключение

Анализируя вышеизложенное, необходимо отметить, что законодательство по обороту запрещенных или контролируемых к обороту веществ прежде всего, направлено на пресечение случаев неправомерного пересечения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу ЕАЭС. Изученные особенности проведения экспертизы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, показывают значимость применения института экспертизы в таможенных целях для повышения эффективности контроля за перемещением запрещенных веществ через таможенную границу ЕАЭС. Оперативная межведомственная работа экспертов ЦЭКТУ, проводящих идентификацию наркотических средств и психотропных веществ, по аналогии химических структур с известными органическими соединениями, подлежащими федеральному контролю, помогают решать задачи подтверждения факта нарушения законодательства по обороту контролируемых веществ.

Использованные источники

  1. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» [Электронный ресурс] //Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  2. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. №80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» [Электронный ресурс] //Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] //Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  5. Исследование сильнодействующих веществ, часто встречающихся в экспертной практике: информационное письмо / А.А. Ачкасова [и др.]. – М.: ЭКЦ МВД России, 2009.