Стр. 41

Дашевская Р.Е.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 339.543

Р.Е. Дашевская, студент факультета таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии

e-mail: rimma_dasha@rambler.ru

Научный руководитель – С.А. Михайлова, старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля Ростовского филиала Российской таможенной академии

e-mail: mihaylova.svetlana22@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются система обязательной маркировки товаров в Российской Федерации и особенности проведения таможенного контроля за товарами, подлежащими маркировке. Автором исследованы категории товаров, в отношении которых планируется или введена цифровая маркировка, а также проанализированы особенности, касающиеся перемещения таких товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: маркировка товаров, средства идентификации, цифровой код, таможенный контроль, таможенное декларирование.

Введение

Незаконный оборот товаров в современных реалиях является одной из важнейших проблем, стоящих перед государством. Одним из способов борьбы с контрабандной и фальсифицированной продукцией является механизм прослеживаемости и маркировки товаров. На таможенные органы Российской Федерации возложена проверочная деятельность, касающаяся обязательной маркировки товаров идентификационными (контрольными) знаками, осуществляемая как на этапе ввоза товаров и их таможенного декларирования, так и после выпуска товаров.

Цель данной статьи – рассмотреть особенности действующей системы обязательной цифровой маркировки товаров в Российской Федерации (РФ), а также исследовать особенности, касающиеся таможенного декларирования и таможенного контроля в отношении маркируемой продукции.

Особенности цифровой маркировки товаров в Российской Федерации.

Началом развития системы обязательной маркировки стал 2016 год, а первой категорией товаров, на которую она была установлена – меховые изделия. Маркировка выступает важной частью национальной системы прослеживаемости, являясь при этом особым идентификатором товара.

На сегодняшний день перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации или контрольными идентификационными знаками (КИЗ), стал значительно шире. Он нормативно закреплен Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 №792-р [1] и включает в себя помимо меховых изделий также табачную продукцию, обувь, лекарственные средства, фототовары, шины и велосипеды, товары легкой промышленности, молочные товары, упакованную воду и другие. С 1 сентября 2019 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7.08.2019 №1028 [2] был проведён пилотный проект по маркировке кресел-колясок, который на данный момент успешно завершен. В результате него перечень товаров расширен на две товарные позиции: кресла-коляски с ручным приводом (без механических устройств для передвижения), имеющие код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) 8713 10 и кресла-коляски электрические (прочие, оснащенные двигателем или другими механическими устройствами для передвижения) – 8713 90.

Необходимо отметить, что Минпромторгом России, органом, который обладает полномочиями по разработке предложений по расширению перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке КИЗ, прорабатывается вопрос о проведении эксперимента отдельных видов медицинских изделий. Также уже находятся в разработке и планируются к внедрению требования на биологически активные добавки к пище (БАД), антисептики и другие категории товаров, приведенные в табл.1.

Таблица 1

Категории товаров, в отношении которых проводится эксперимент по внедрению обязательной маркировки средствами идентификации

Категория товараГод окончания эксперимента
1. Биологически активные добавки к пище2023
2. Пиво и слабоалкогольные напитки2023
3. Антисептики2022
4. Медицинские изделия2023

Средство идентификации состоит из различных цифр, букв латинского алфавита (как строчных, так и прописных) и специальных символов. В большинстве случаев также используется штриховой код, как правило, DataMatrix, изображенный на рис.1. Благодаря этому средство идентификации может восприниматься не только как текст, но и рисунок, условный знак.

Рис.1 Идентификационный знак маркировки товаров

Сущность маркировки заключается в передаче оператором уже сформированных кодов в машиночитаемой форме участникам оборота товаров и последующее нанесении ими средства идентификации на товар или его упаковку. Так или иначе, данный процесс нацелен на предотвращение незаконного производства и оборота фальсифицированной, либо контрафактной продукции.

На сегодняшний день Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) создана уникальная система национальной цифровой маркировки «Честный знак». Именно она является гарантом подлинности приобретаемого товара и его количества. Кроме того, должностные лица таможенных органов используют данное приложение при проведении таможенного контроля маркированной продукции, в том числе и после выпуска товаров.

Таможенный контроль товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Система прослеживаемости приобретает особую значимость в условиях роста незаконного оборота ввозимых товаров и составления новых схем уклонения от уплаты таможенных платежей. Она является цифровым проектом, который направлен на сбор, учет и хранение сведений о товарах, а также выступает гарантом подлинности и правильности занесения информации по главам изделий.

Именно поэтому важная роль отводится контролю за соблюдением требований законодательства в части обязательной маркировки товаров. Федеральная таможенная служба России является федеральным органом исполнительной власти, который наделен полномочиями обеспечивать проведение обязательной маркировки.

При совершении таможенных операций в отношении ввозимых товаров на этапе декларирования важно обратить внимание на заполнение граф декларации на товары (ДТ), в частности на 31 графу, ведь именно она имеет первоочередное значение для целей маркировки товаров. Подраздел «13» графы несет в себе информацию об общем количестве идентификационных кодов, нанесенных на каждую единицу товара, а также раскрывает кодовое значение уровня маркировки. Все это помогает импортерам обобщить информацию о перемещаемой продукции и упростить процесс контроля за ней.

Примечательно, что некоторые КИЗ (на основе RFID-меток), нанесенные на меховые изделия, при вывозе товаров также подлежат декларированию ввиду некоторых технических характеристик. На это следует обратить внимание при заполнении 44 графы ДТ. Она должна содержать в себе реквизиты нотификации всех используемых RFID-меток. Необходимо также отметить, что вывоз и ввоз через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, содержащих криптографические средства, возможен только после получения разрешения уполномоченного органа – Федеральной службы безопасности России.

При проведении таможенного контроля маркируемой продукции особая роль отводится такой мере, как проверка маркировки товаров. При ее реализации таможенные органы в целях подтверждения легальности ввоза проверяют наличие на товаре или его упаковке идентификационных знаков. В случае, когда обязательная маркировка отсутствует, такой товар считается ввозимым без совершения таможенных операций и выпуска. В целях профилактики правонарушений данная мера реализуется в частности подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров в рамках проведения проверочных мероприятий. Для считывания кода, нанесенного на определенный товар, используется специальное устройство, а в случае его отсутствия – приложение «Честный знак», которое по своему функционалу отличается от приложения для простых потребителей. После наведения области считывания на средство идентификации, нанесенное на каждую единицу продукции, должностное лицо таможенного органа получает полную информацию о товаре.

Так с января по июнь 2022 года по итогам проверочных мероприятий, проведенных в регионе деятельности Южного таможенного управления (ЮТУ) было выявлено 1996 единиц продукции, обладающей признаками контрафактности или контрафактной. При этом, общий ущерб, причиненный правообладателям, составил 1508,31 тысяч рублей. Товары, которые были реализованы с нарушением установленных правил обязательной маркировки средствами идентификации, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Категории товаров, изъятые из торгового оборота по результатам проведения проверочных мероприятий

Категория товараКоличество единиц продукции, реализованной с нарушениямиУщерб правообладателям (тыс. руб.)
1. Сигареты, табак для кальяна1 057 0938 609,14
2. Обувь, полотенца, постельное белье, меховые изделия6 50915 025,3

Анализируя данные, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего развития механизма прослеживаемости и расширение перечня продукции, подлежащей обязательной маркировки средствами идентификации.

Выводы

Таким образом, цифровая маркировка играет особую роль в системе прослеживаемости товаров. Она является одним из методов борьбы с нарушениями прав на интеллектуальную собственность, ввозом фальсификата и контрафакта. На сегодняшний день в РФ выделен специальный перечень продукции, подлежащей обязательной маркировке, в соответствии с которым таможенные органы РФ осуществляют контроль за реализацией системы маркировки продукции не только до выпуска, но и после выпуска товаров.

Использованные источники:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р (ред. от 24.02.2022) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 10.09.2022).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2019 № 1028 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации кресел-колясок, относящихся к медицинским изделиям, и мониторингу за их оборотом» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov. (дата обращения: 10.09.2022).
  3. Полезная информация и материалы для физических лиц [Электронный ресурс] // URL: https://customs.gov.ru/(дата обращения: 10.09.2022).
  4. Национальная система маркировки Честный ЗНАК [Электронный ресурс] // URL: https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/o-chestnom-znake/nacionalnaya-sistema-markirovki/(дата обращения: 08.12.2020).
  5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (ред. от 09.08.2022) «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» (вместе с «Порядком заполнения декларации на товары») [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 10.09.2022).
  6. Федеральный закон “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 03.08.2018 N 289-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 10.09.2022).