Стр. 61

Ефимова А.В., Казаку И.Г.
ПРИМЕНЕНИЕ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 339.543.42

А.В. Ефимова, И.Г. Казаку, студенты 3 курса факультета экономики и финансов Московского Университета имени С.Ю. Витте

Научный руководитель – Е.О. Панова, старший преподаватель кафедры финансового учета, Московского Университета имени С.Ю. Витте

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности применения тарифных льгот и преференций на территории Российской Федерации в условиях современной политической и экономической ситуации. В работе рассмотрены основные тарифные льготы и преференции, применяемые в России в настоящее время, которые оказывают стимулирующую функцию в развитии отечественной экономики и международных экономических отношений.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Российская Федерация, тарифные льготы, тарифные преференции.

Применение тарифных льгот и преференций в экономике Российской Федерации является одной из ключевых мер по стимулированию внешнеэкономической деятельности и поддержанию конкурентоспособности на мировых рынках. Однако в условиях непредсказуемой экономической и политической ситуации, а также в контексте мировых тенденций, применение тарифных льгот и преференций становится особенно актуальным и требует правильного и своевременного регулирования для благоприятной экономической ситуации внутри страны.

Тарифные льготы предусматривают уменьшение ставок таможенных пошлин на импортируемые товары. Они могут быть временными или постоянными и применяются как в отношении конкретных товаров, так и на всю группу товаров [1].

Преференции предусматривают особые условия для экспорта товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на иностранные рынки. Это может быть снижение таможенных пошлин, освобождение от налогов или другие меры поддержки экспорта [5].

Однако в условиях изменяющейся политической и экономической ситуации на территории Российской Федерации применение тарифных льгот и преференций может стать проблемой. Например, наличие санкций со стороны других стран может привести к ограничениям в экспорте определенных товаров, что негативно сказывается на экономике страны.

Также может возникнуть проблема с конкурентоспособностью товаров на международном рынке. Использование тарифных льгот и преференций может привести к тому, что отечественные производители станут менее конкурентоспособными на мировом рынке из-за повышения цен на импортные товары.

В контексте данных условий, применение тарифных льгот и преференций становится особенно актуальным. Эти механизмы предназначены для снижения стоимости импортных товаров и поощрения местного производства, а также для улучшения внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций.

В 2022 году в России был принят ряд мер для применения тарифных льгот и преференций, в том числе изменения в налоговом и таможенном законодательстве. Так, были введены временные тарифные квоты на импорт товаров из некоторых стран, чтобы сбалансировать конкуренцию на внутреннем рынке [2].

Так, 17 марта 2022 года Советом Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК) было принято решение № 37, которое внесло изменения в решение Комиссии Таможенного Союза от 27 ноября 2009 года № 130     «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» [3]. Эти изменения были внесены в контексте ответных санкций для западных стран, а именно с целью уточнения процедур и правил таможенно-тарифного регулирования в рамках Евразийского экономического союза. Данное решение определяло перечень товаров, освобождаемых от уплаты ввозных таможенных пошлин до 30 сентября 2022 года при условии их помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления.

К тому же была расширена система таможенных льгот для определенных категорий товаров, таких как медицинские препараты и оборудование, которые могут импортироваться без уплаты таможенных пошлин. Это способствует улучшению доступности и качества медицинских услуг в стране.

Кроме того, была улучшена процедура возврата налога на добавленную стоимость для экспортеров. Эта мера поможет усилить конкурентоспособность российских экспортных товаров на мировом рынке.

Также было уделено внимание физическим лицам, которые ввозят товары из-за рубежа для личного пользования. Поскольку многие товары стали недоступны на российском рынке, а отечественные производители еще не успели выпустить аналоговые продукты, Совет Евразийской экономической комиссии принял решение увеличить стоимостные нормы ввоза товаров для личного пользования без уплаты таможенных пошлин и налогов [4]. Ранее они составляли до 500 евро и весовую норму – 25 кг, а с 22.04.2022 года до 01.10.2023 года беспошлинный порог на ввоз товаров для личного пользования физическими лицами составляет до 1000 евро и весовую норму – до 31 кг, что благоприятно влияет на расширение ассортимента товаров, которые доступны для потребления.

В 2023 году в Российской Федерации продолжали действовать различные тарифные льготы и преференции, направленные на поддержку отдельных отраслей экономики и компаний. Однако, в связи с постоянным изменением политической и экономической ситуации на территории страны, были приняты некоторые меры по уточнению и изменению действующих тарифных льгот и преференций.

Так, например, в связи с санкционной политикой, введенной некоторыми зарубежными странами в отношении России, были изменены тарифы на импорт некоторых видов товаров. В частности, были увеличены ставки таможенных пошлин на импорт автомобилей, техники и оборудования для нефтегазовой отрасли, а также на отдельные виды продукции сельского хозяйства.

Одновременно с этим, Правительство Российской Федерации продолжало поддерживать отдельные отрасли экономики через использование тарифных льгот и преференций. Например, в начале 2023 года были продлены льготы по уплате налогов для отдельных компаний-экспортеров, а также установлены новые преференции на импорт оборудования для производства экологически чистой продукции.

Однако, несмотря на все предпринятые меры, экономическая ситуация в России остается напряженной, что оказывает влияние на применение тарифных льгот и преференций. В таких условиях, необходимо продолжать работу по улучшению налоговой и таможенной политики, а также стимулировать местное производство и экспорт, чтобы обеспечить стабильность экономического развития страны. Таким образом, применение тарифных льгот и преференций в условиях политической и экономической ситуации на территории Российской Федерации в 2023 году продолжает быть важным инструментом регулирования экономических процессов в стране. Стоит отметить, что использование инструментов тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности может изменяться в зависимости от политической и экономической ситуации в Российской Федерации. Их применение на территории РФ неразрывно связано с общей экономической и политической ситуацией и может потребовать более гибкого и адаптивного подхода, учитывающего изменения внутренней и внешней среды. Например, в условиях санкций со стороны других стран, Россия может ввести свои собственные меры по защите национальных производителей и снижению зависимости от импорта товаров. Однако, необходимо постоянно анализировать действующие механизмы тарифных льгот и преференций и корректировать их в соответствии с изменяющимися условиями.

Использованные источники:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org.
  2. Письмо Федеральной Таможенной Службы от 2 ноября 2022 г. «О способах инициирования и реализации участниками ВЭД финансово-экономических мер поддержки бизнеса» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru.
  3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 № 37 (ред. от 17.10.2022) «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечней товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств-членов Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org.
  4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 (ред. от 30.03.2023) «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (Приложение № 1. Стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org.
  5. Сморчков А. И. Международное таможенное право [Электронный ресурс] – Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 2021. С. 119-120.