Стр. 85

Лысова А.Д.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВСЕМИРНОЙ ИЗОЛЯЦИИ

УДК 339

А.Д. Лысова, студент 5 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии

Научный руководитель – О.А. Громенко, доцент кафедры управления Российской таможенной академии, кандидат экономических наук

Аннотация. В данной статье проанализированы основные проблемы, возникшие при осуществлении таможенного сотрудничества в условиях поглотившей в 2020 году пандемии коронавируса, всеобщей изоляции государств и закрытия границ.

Ключевые слова:  пандемия, коронавирус, международное таможенное сотрудничество, правовая организация международного таможенного сотрудничества, удаленный формат работы

В результате кризиса ФТС России приобрели колоссальный опыт, открыв новый, раннее не используемый способ таможенного сотрудничества. Под этим подразумевается использование электронных технологий взаимодействия, осуществляемого в безбумажном виде с применением бесконтактных процессов оформления в кратчайшие сроки с ориентиром на конкретные задачи.

С изменением способов взаимодействия между таможенными администрациями, изменилась и схема зависимости таможенного регулирования от международного таможенного сотрудничества. Схема представлена ниже, на рисунке 1.

Рис. 1. Влияние международного таможенного сотрудничества на таможенное регулирование стран после применения новых способов взаимодействия условиях пандемии коронавируса

Одним из основных целевых ориентиров в Стратегии 2030 таможенной службы является всеобщая цифровизация и автоматизация процессов, происходящих внутри таможенной службы[1]. Соответственно, если рассматривать пандемию коронавируса с положительной стороны, то можно сделать вывод о том, что данная чрезвычайная ситуация существенно ускорила автоматизацию и цифровизацию таможенной службы, как в России, так и по всему миру.

Произошел резкий переход к ориентации на онлайн взаимодействие, как между должностными лицами таможенных органов, так и между должностными лицами с одной стороны и декларантами и перевозчиками с другой. Исходя из ориентации на отсутствие личных контактов между людьми, таможням удавалось достаточно успешно обходится без привычных способов взаимодействия. В связи с резким погружением мира в состояние эпидемии было положено начало разработки цифровых платформ для ускорения пограничных процедур и сокращения физического контакта между пограничными службами и участниками ВЭД.

Обратимся к анализу изменений, произошедших в сфере международного таможенного сотрудничества вместе с наступлением мировой пандемии коронавируса.

Так, среди очевидных плюсов можно выделить экономию бюджетных средств. Нет необходимости в создании делегаций и их командированию куда-либо вместе с оплатой билетов, организацией проживания, питания и прочих вещей. Та же ситуация с встречей иностранных делегаций, приезжающих в Россию, которым также было необходимо организовать трансфер, встречу по всем нормам протокольной службы. В данном направлении все стало несколько проще.

Как уже было сказано выше, одним из существенных плюсов от пандемии можно назвать ускорение цифровизации и автоматизации процессов, как оформления товаров, таможенного контроля, так и международного таможенного сотрудничества. Видеоконференции давно заслужили признание среди бизнес сферы, поэтому активно применяются в процессе переговоров. Многие компании еще до периода пандемии практиковали удаленный режим работы для части сотрудников, а некоторые и полностью действовали на удаленной основе, при этом не теряя эффективности и результативности работы. Также произошло и с государственными структурами в период пандемии. Статистика доказала то, что видеоконференции могут быть достойной заменой встреч в оффлайн-формате. Однако данный процессы подписания документов в данном формате требуют доработки.

Также стоит выделить такой плюс, как внедрение формата видеоконференций сначала на период пандемии, а теперь и на постоянной основе, как между должностными лицами внутри ФТС России, так и между представителями таможенных администраций мира. Процесс перехода к формату бесконтактного взаимодействия на переговорах дал начало разработкам технологий для таможен, позволяющих также максимально удаленно производить процесс выпуска товаров, о чем говорится в докладе ВТамО по изменениям, связанным с коронавирусом[2].

Более того, пандемия позволила привнести систему инновационного управления людьми, работающими удаленно. Обеспечение таможенных органов квалифицированными кадрами – одна из основных проблем. Следовательно, налаживание удаленного режима работы и его правильная координация позволили максимально сохранить необходимые кадры на своих рабочих местах, при этом не потеряв эффективность выполняемой работы. Разработка новой бизнес модели в работе госслужащих также стала существенным толчком для развития таможенной службы России.

Обратимся к проблемам, которые были выявлены в процессе взаимодействия таможенных. Здесь их выявилось немалое количество.

  1. Неэффективный формат коммуникации. По словам начальника отдела протокольного обеспечения управления таможенного сотрудничества ФТС России – Барцаева А. В. – формат видео и аудио конференций, применяющийся по сей день, является не эффективным при взаимодействии с отдельными партнерами. К примеру, со странами Латинской Америки взаимодействие в таком формате является крайне неэффективным, так как в соответствии с национальными и культурными особенностями тех стран, люди предпочитают вести деловые переговоры исключительно при личном присутствии партнеров. Коммуникация же по другим форматам связи не приводит ни к каким соглашениям с данными странами. Так, из-за коронавируса пострадала жизнеспособность многих международных проектов ФТС. Также начальник отдела протокольного обеспечения отмечает тот факт, что некоторые вопросы по видеосвязи представители таможен обсуждать не намерены, следовательно все это тормозит процесс международного таможенного сотрудничества.
  2. Проблема соединения. Всем хорошо известны сбои и случаи отсутствия подключения, плохой связи, отсутствие передачи изображения и прочее. Одно дело, когда такое случается при личном разговоре с кем-либо, а другое – когда такое происходит при деловой встрече, переговорах с целью заключения соглашения о сотрудничестве. Представители таможенных администраций признали важность наличия надежной технологической инфраструктуры при налаживании международного таможенного сотрудничества через бесконтактные способы связи.
  3. Проблема сохранения информационной безопасности при подключении через сеть Интернет. Информационная безопасность является жизненно важным аспектом деятельности таможенных служб. Одна из неотложных задач во время пандемии заключалась в том, чтобы обеспечить дистанционную работу не нарушая протоколы безопасности таможенной администрации. Информация, обсуждаемая при взаимодействии таможенных администраций, часто может носить конфиденциальный характер, а при формате взаимодействия посредством сервисов передачи данных информация может быть прослушана третьими лицами[3].
  4. Проблема технического оснащения должностных лиц таможенных органов на удаленной работе и взаимодействия во время рабочего процесса между ними. Так, ежедневный контакт и непрерывный диалог со всеми коллегами вместе с четкой формулировкой конкретных задач и ожидаемых результатов, крайне необходим. Важно налаживание коммуникаций по внутренним каналам связи между ними в процессе рабочего дня до уровня не ниже, чем тот, как если бы они находились на рабочем месте за соседними столами[4].
  5. Отсутствие возможности заимствования опыта проведения таможенных операций и таможенного контроля непосредственно при наблюдении за процессом в стране иностранной таможенной администрации. Такое часто практиковалось до пандемии, при этом являясь действительно успешным форматом таможенного сотрудничества стран. Однако, с прекращением пассажирских перелетов и введением изоляции по всему миру такой способ заимствования опыта иностранных государств стал невозможен.
  6. Одной из основных проблем является правовое обеспечение процесса таможенного сотрудничества во время пандемии. Подписание соглашений и иных нормативно-правовых актов в условиях нарушенной логистики и всемирной изоляции стало занимать огромное количество времени. Проект документа направлялся к контрагентам почтой. Безусловно, процесс транспортировки пакета документов на подпись длился неделями, а иногда и месяцами, после чего его подписывали в стране назначения, а затем он таким же образом доставлялся обратно в Россию. Отсюда вытекает затягивание времени вступления договоренностей в силу. Все это негативно сказывается на международном таможенном сотрудничестве и применяемом таможенном регулировании в целом.

Таким образом, пандемия коронавируса привнесла, как положительные эффекты в области таможенного сотрудничества, так и негативные. Плюсов от нововведений, привнесенных пандемией коронавируса, оказалось несколько меньше, ведь сама по себе пандемия коронавируса является негативным событием, привнесшим в жизни людей много горя и ужасных последствий. Однако, положительные эффекты также имеют место быть. Так или иначе, чрезвычайной ситуации удалось затормозить процесс течения международных таможенных отношений, в основном все это связано с изменившимся форматом связи.


[1] Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»

[2] Доклад Всемирной таможенной организации от 23 мая 2022 г. «Working arrangements and practices in a post-pandemic environment» [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org.

[3] Доклад Всемирной таможенной организации от 23 мая 2022 г. «Working arrangements and practices in a post-pandemic environment» [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org.

[4] Доклад Всемирной таможенной организации от 23 мая 2022 г. «Working arrangements and practices in a post-pandemic environment» [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org.

Использованные источники:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»
  2. Приказ ФТС России от 27.09.2012 № 1948 «Об утверждении Положения об организации и порядке осуществления международной деятельности ФТС России».
  3. Доклад Всемирной таможенной организации от 23 мая 2022 г. «Working arrangements and practices in a post-pandemic environment» [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 11.05.2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [Электронный ресурс] // Официальный интернет – портал правовой информации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank.
  5. Вербицкая В.А. Проблемы международного таможенного сотрудничества в условиях пандемии / Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021, № 53. С. 107-110.
  6. Марджанян В.А. Актуальные вопросы международного таможенного сотрудничества в условиях пандемии cоvid-19 / Вестник молодёжной науки России. 2020, № 6.
  7. Bloom Jesse D. Investigate the origins of COVID-19 by Jesse D. Bloom, Yujia Alina Chan, Ralph S. Baric, Pamela J. Bjorkman, Sarah Cobey, Benjamin E. Deverman, David N. Fisman, Ravindra Gupta, Akiko Iwasaki, Marc Lipsitch, Ruslan Medzhitov, Richard A. Neher, Rasmus Nielsen, Nick Patterson, Tim Stearns, Erik Van Nimwegen, Michael Worobey, David A. Relman // SCIENCE14.- 2021: 650-694 c.