Стр. 93

Мирзоева А.А.
АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

УДК 339

А.А. Мирзоева, Российская таможенная академия, кафедра управления

e-mail: aa.mirzoeva@customs-academy.ru

Аннотация. В статье проведен анализ актуального состояния системы профессиональной подготовки кадров в таможенных органах, а именно института повышения квалификации. Также рассмотрены основные нормативные правовые документы в данной сфере. Далее был проведен анализ направлений развития курсов повышения квалификации таможенных органах.

Ключевые слова: нормативное правовое регулирование, таможенные органы, подготовка кадров, повышение квалификации, курсы повышения квалификации, Российская таможенная академия.

Подготовка кадров таможенных органов – важнейшая задача кадровой политики. Постоянное профессиональное развитие сотрудников таможенных органов определяется, прежде всего, определенными целями и задачами, стоящими перед ними. Причем задачи и функции таможенных органов достаточно многогранны, сложны и разнообразны. Специалист, работающий в таможенных органах, должен обладать определенными личностными и психологическими качествами, а также иметь определенный «багаж» знаний, который позволит качественно, грамотно и своевременно выполнять все необходимые задачи. Помимо этого, присутствует необходимость в постоянном совершенствовании знаний специалиста таможенного дела, так как мир не стоит на месте, каждый день происходят изменения в сфере внешнеэкономической деятельности, которые прямо или косвенно влияют на деятельность таможенных органов.

Статьей 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» установлено, что профессиональное образование, а также дополнительное образование должностных лиц таможенных органов осуществляются в образовательных организациях Федеральной таможенной службы либо в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам [1]. Как правило, выделяют три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

Подготовка кадров ­– система образования, дающая знания, навыки и умения для выполнения работы в определенной области деятельности [5].

Повышение квалификации – обучение, которое направлено на усовершенствование ранее приобретенных профессиональных знаний, навыков и умений специалистов. Повышение квалификации на постоянной основе используется в таможенных органах, так как это возможность предоставить актуальные сведения об изменениях, нововведениях, а также обучить работе в новом программном обеспечении. Приказом ФТС установлено, что повышение квалификации занимает от 72 до 500 часов в зависимости от тематики и специфики курса [2]. Данный документ также регламентирует частоту и периодичность повышения должностных лиц таможенных органов. Также предусмотрены краткосрочные целевые тематические семинары и проблемные конференции, стажировки.

Что касается переподготовки, то это получение теоретических и практических знаний с нуля. Это дополнительное профессиональное образование, направленное на получение знаний и навыков, необходимых для иного вида профессиональной деятельности.

При этом стоит отметить, что повышение квалификации и переподготовка – это дополнительное профессиональное образование. Они не заменяют первый вид обучения.

Интересно рассмотреть институт повышения квалификации в отдельности, так как именно он используется на постоянной основе среди действующих должностных лиц таможенных органов. Данная система обучения существует достаточно давно и функционирует как отлаженный механизм. В сфере таможенного дела ведущим образовательным учреждением, занимающимся подготовкой специалистов таможенного дела, является Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия», которая осуществляет свою деятельность с 1993 года. Головной ВУЗ расположен в Подмосковье, при этом у академии есть несколько филиалов по всей стране: Санкт-Петербургский филиал имени В.Б. Бобкова, Владивостокский и Ростовский филиалы. Интересно отметить, что структурным подразделением, реализующим дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки должностных лиц таможенных органов Академии, является Институт дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации, который был создан 2 января 1989 года в соответствии с приказом № 89 ГУ ГТК при Совете Министров СССР. Именно на базе Института в 1993 году была создана Российская таможенная академия, а Институт стал ее структурным подразделением. Главной задачей Института является повышение качества обучения должностных лиц ФТС России [4]. Стоит отметить, что помимо Российской таможенной академии, другие учебные заведения также предоставляют возможность прохождения курсов повышения квалификации. Например, Российский экономический университет им. Плеханова, Московская академия народного хозяйства и государственной службы или Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки Университета Лобачевского, так как в конкурсе на право реализации государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации кадров могут участвовать любые аккредитованные учебные заведения среднего, высшего или дополнительного профессионального образования, лицензия которых включает право проведения обучения по программам ДПО соответствующего направления или профиля [2]. Однако, чаще всего данные курсы повышения квалификации осуществляют свою деятельность на договорной или платной основе.

Как правило, все должностные лица таможенных органов на регулярной основе проходят курсы повышения квалификации. Назначение на те или иные курсы осуществляется по внутренним приказам каждого таможенного органа в отдельности. Должностным лицам таможенных органов заблаговременно предоставляется перечень тем, по которым будут реализовываться курсы повышения квалификации, что позволяет сделать взвешенный и обдуманный выбор в пользу необходимых курсов, которые будут полезны для направленности и специфики работы таможенного органа и конкретного должностного лица. При этом существует ряд основных дисциплин, которые необходимо пройти. Например, курсы на знание государственного языка, основы таможенного дела, классификация товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, курс по противодействию коррупции. Что касается непосредственного обучения, то преобладает смешанный формат обучения. Предусмотрены как очные занятия, так и возможность дистанционного прохождения курса. В основном для должностных лиц таможенных органов проводятся лекционные занятия, по темам которым необходимо проходить промежуточное тестирование. По завершению курса повышения квалификации предусмотрен итоговый тест. После успешного завершения прохождения курса должностному лицу таможенных органов выдается удостоверение о повышении квалификации.

Несмотря на то, что институт повышения квалификации существует уже достаточно продолжительное количество времени, нельзя сказать, что все процессы и механизмы в нем работают исправно. Первый проблемный момент, который хотелось бы выделить, это неравномерное распределение теоретической и практической составляющей на курсах повышения квалификации. Как правило, преподаватели уделяют достаточно много времени на семинарах именно теории. Безусловно, теоретическая составляющая просто необходима, особенно в такой сфере деятельности, как таможенное дело. Однако, должностные лица таможенных органов могут ознакомиться с основной массой теоретической информации в рамках самостоятельной работы, а на занятии с преподавателем можно уделять время изучению и разбору проблематичных и неоднозначных вопросов, так как иногда достаточно сложно разобраться в некоторых законодательных моментах. Однако большую часть времени от занятий было бы разумно тратить на разбор практической составляющей. Нельзя не согласиться, что каждый таможенный орган, независимо от того, таможенный пост фактического контроля либо центр электронного декларирования, нередко сталкивается с необычными, нестандартными ситуациями. Работа должностного лица таможенного органа тем интересна и сложна, что каждая ситуация непохожа на предыдущую и требует индивидуального подхода. Соответственно, чтобы повысить уровень знаний и подготовки должностных лиц, на курсах повышения квалификации необходимо анализировать и разбирать ту или иную реальную ситуацию, произошедшую в той или иной таможне, в соответствии с изучаемой темой.

Следующей более неоднозначной проблемой можно выделить отсутствие мотивации для прохождения курсов повышения квалификации. Однако, стоит отметить, что далеко не ко всем должностным лицам таможенных органов относится данный пункт, так как большинство понимают пользу от данных курсов. Это возможность всегда актуализировать свои знания в данной профессиональной области. Также, как было отмечено ранее, в конце обучения выдается удостоверение о повышении квалификации, что служит положительным аспектом для дальнейшего карьерного роста в таможенных органах.

Также стоит отметить, что для должностных лиц таможенных органов нередко проводятся вебинары по работе в программных продуктах, которые необходимы для эффективной, оперативной и качественной работы. Должностные лица на постоянной основе используют те или иные программы в зависимости от специфики работы. Однако, далеко не все программные средства работают в полном объеме. На практике должностные лица сталкиваются с различными трудностями, которые замедляют весь рабочий процесс, что нередко – критично, например, для центров электронного декларирования. К примеру, информационно-справочная система контроля таможенной деятельности (ИСС «Малахит») используется в таможенных органах для оценки и анализа результативности работы таможенных органов. В ИСС «Малахит» проводится анализ по экономическим, правоохранительным, фискальным и проверочным функциям, кроме того, данная информационно-справочная система осуществляет поддержку процесса принятия управленческих решений. Однако, на практике, при запросе необходимых для работы сведений, данных критически мало. Безусловно, идея с подобными программными продуктами заметно облегчит и ускорит работу таможенных органов, но на данный момент требует дальнейшей доработки.

При этом необходимо отметить, что на постоянной основе проводится колоссальная работа со стороны Федеральной таможенной службы и образовательных учреждений, чтобы должностные лица таможенных органов получали все необходимые актуальные знания, проходя курсы повышения квалификаций. Помимо этого, хочется отметить, что участники внешнеэкономической деятельности также вносят свой вклад, возможно, сами того не осознавая. Безусловно, имея при этом свою выгоду. Яркий пример – 2022 год, когда вступил в силу закон о легализации параллельного импорта, что повело за собой увеличение попыток ввоза на территорию страны контрафактной продукции различного характера. При этом представители иностранных организаций, осознавая всю серьезность ситуации, сделали запрос в таможенные органы о проведении встречи на пресечение контрафактной продукции. Например, южнокорейская автомобилестроительная компания «Kia Motors» организовала встречу с представителями таможенных органов, на которой представила презентацию, а также организовала раздачу материалов о том, как должностные лица таможенных органов могут отличить их оригинальную продукцию от контрафактной. Безусловно, это нельзя назвать курсами повышения квалификации, но это тоже своего рода актуальное обучение, причем весьма полезное, соответствующее нынешней ситуации. Таким образом, необходимо сделать вывод, что институт повышения квалификации – крайне важная и необходимая система обучения в сфере таможенного дела. Однако, существуют проблемные аспекты, которые необходимо постепенно и грамотно совершенствовать.

Использованные источники:

  1. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 06.11.2022).
  2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 06.11.2022).
  3. Официальный сайт Российской таможенной академии URL: https://academy.customs.gov.ru/ (дата обращения: 06.11.2022).