Стр. 97

Михалкина Ю.С., Смолькин Д.В.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИГРА «ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УДК 339.5

Ю.С. Михалкина, студент 4 курса Института экономики и управления, Пензенский государственный университет

Д.В. Смолькин, студент 1 курса Института экономики и управления, Пензенский государственный университет

Научный руководитель – Л.Ф. Каримова, доцент кафедры «Менеджмент и экономическая безопасность», кандидат социологических наук, доцент

Аннотация. В данной статье представлена актуальность разработки и внедрения интеллектуально-образовательной игры «Таможенный контроль» в образовательный процесс для студентов, с целью усвоения теоретических знаний и приобретения практических навыков, основанных на реальных событиях.

Ключевые слова: таможенный контроль, объекты таможенного контроля, интеллектуально-образовательная игра, участники внешнеэкономической деятельности, таможенное дело.

Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, направленных на пресечение проникновения контрафактных товаров на территорию ЕАЭС с целью защиты норм международного, таможенного и национального законодательства.

Таможенный контроль осуществляют сотрудники таможенных органов при ввозе, либо вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС. В соответствии с нормами таможенного законодательства существуют следующие объекты таможенного контроля, которые подвергаются проверке: товары, транспортные средства, таможенные и иные документы, деятельность лиц, сооружения, помещения и площадки [1].

В современном обществе серьезные изменения произошли в политической и социально-экономической системах России, которые внесли коррективы во многие области деятельности и сферы управления.  Так, изменились многие маршруты, перестроились логистические цепи поставок товаров, видоизменился рынок товаров, услуг и способов доставок. В связи с внешними обстоятельствами политической и социально-экономической жизни современной России, действующее законодательство в сфере таможенной деятельности вынуждено оперативно вносить коррективы в имеющиеся нормативные акты. Скорость вносимых изменений настолько велика, что даже высококвалифицированные специалисты таможенных органов испытывают трудности при выполнении профессиональных обязанностей. Именно поэтому разработка интеллектуально-образовательной игры «Таможенный контроль» поможет студентам упростить изучение актуального таможенного законодательства, а также позволит проанализировать его изменения в историческом разрезе.

Актуальность разработки интеллектуально-образовательной игры «Таможенный контроль» направлена на формирование у студентов профессиональных компетенций, позволяющих проводить анализ по запретам и ограничениям, а также укреплять знания о порядке проведения таможенного контроля сотрудниками таможенных органов в современных условиях.

Основной целью разработки интеллектуально-образовательной игры «Таможенный контроль» является апробация знаний студентов в процессе интерактивного метода обучения.

Ключевым аспектом успешного достижения основной цели игры «Таможенный контроль» является решение следующих задач:

– анализ и обобщение теоретических основ внешнеэкономической деятельности в различных исторических периодах;

– выявление особенностей перемещения товаров через таможенные границы различных стран;

– внедрение в учебный процесс дополнительных интерактивных инструментов, позволяющих оценить уровень знаний студентов;

– применение междисциплинарных подходов, в процессе разработки макета интеллектуально-образовательной игры.

В качестве методологического аппарата разработки интеллектуально-образовательной игры «Таможенный контроль» выступают институциональный, деятельностный и структурно-функциональный подходы. Теоретические аспекты интерактивного инструмента образовательного процесса основаны на научных трудах российских ученых, исследующих проблемы в сфере таможенной деятельности и внешнеэкономического взаимодействия.

В процессе разработки интеллектуально-образовательной игры «Таможенный контроль» используются следующие методы:

– анализ документов (нормативно-правовые акты международного и федерального уровней), которые позволяют выделить особенности таможенного регулирования в различных странах;

– вторичный анализ результатов исследований, опубликованных в научных изданиях, которые подчеркивают актуальность разработки интеллектуально-образовательной игры «Таможенный контроль»;

– моделирование, для разработки макета интеллектуально-образовательной игры «Таможенный контроль», с целью выявления ошибок и исключения их в процессе игры.

В качестве методического инструментария, позволяющего обеспечить глубину проработки основных задач интеллектуально-образовательной игры «Таможенный контроль» используются 3D-модели транспортных средств, обозначения различных стран и товаров; информационные карточки с обязательными для выполнения заданиями; интерактивная географическая карта.

Интеллектуально-образовательная игра «Таможенный контроль» как интерактивный инструмент образовательного процесса способствует расширению у обучающихся существующих теоретических и практических знаний в сфере таможенно-тарифного регулирования, прежде всего, в вопросах реализации экономического взаимодействия государства с внешними структурами, вовлечения инвестиций, обеспечения добросовестной конкуренции. Практическая значимость интеллектуально-образовательной игры «Таможенный контроль» заключается в обучении студентов норм таможенного законодательства, регулирующих правовой статус таможенных органов, определяющих их права и обязанности в контрольно-надзорных мероприятиях в различные исторические периоды.

Интеллектуально-образовательная игра «Таможенный контроль» направлена на углубление и закрепление знаний студентов специальности «Таможенное дело» по профильным дисциплинам. В основе игры «Таможенный контроль» заложена возможность максимального вовлечения студентов в профессиональную деятельность таможенных органов.

В процессе игры обучающимся необходимо за наименьшее количество ходов доставить груз в конечный пункт, учитывая особенности стран, товара, выбранных из предложенного перечня, рисков, связанные с логистическими операциями. В ходе игры возможно изменение стран, товаров, условий перевозок, построение новых логистических путей с целью использования реальных маршрутов участников внешнеэкономической деятельности в практической деятельности ежедневно. Интеллектуально-образовательная игра ориентирована на достижение максимального экономического эффекта за счет успешного построения внешнеторговых связей в процессе осуществления экономической сделки. В результате игры, обучающиеся освоят особенности передвижения товаров через таможенную границу различных стран с учетом таможенного законодательства и закрепят полученные теоретические знания.

Внедрение в образовательный процесс интеллектуально-образовательной игры «Таможенный контроль», во-первых, способствует формированию у студентов компетенций в сфере внешнеэкономической деятельности, во-вторых, вносит вклад в разнообразие форм проведения и контроля учебного процесса студентов специальности «Таможенное дело», в-третьих, результат разработки, несомненно, имеет междисциплинарное значение. Таким образом, внедрение интеллектуальных игр в процесс обучения студентов является существенным компонентом, позволяющим усваивать не только теоретические знания, но и приобретать практические навыки.

Использованные источники:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.