Стр. 101

Мовчун В.Н.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УДК 339

В.Н. Мовчун, студент 2 курса юридического факультета, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

e-mail: vikkasuper@gmail.com

Научный руководитель – М.И. Игнатик, заведующий кафедрой международного права, к. ю. н., доцент

Аннотация. В данной статье освещается роль информационных технологий в таможенном деле Республики Беларусь. Показаны этапы внедрения информационных таможенных технологий. Проанализирована связь между работой таможни и использованием современных IT-технологий в системе таможенного администрирования.

Ключевые слова: таможенные органы; информационные технологии; информационные системы.

На сегодняшний день функционирование и развитие современной таможенной службы в Республике Беларусь подвержены воздействию различных факторов национального и международного уровня. Основными факторами обеспечения безопасности страны и границы Евразийского экономического союза, а также развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь являются постепенная модернизация и улучшение таможенной службы в соответствии с современными вызовами и угрозами.

В работу таможенной службы Республики Беларусь активно внедряются информационные технологии. За последние годы белорусская таможенная служба инициировала ряд изменений в целях упрощения и ускорения таможенного контроля на границе.

Главной задачей использования информационных технологий в таможенной деле является увеличение эффективности и ускорение взаимодействия между таможней и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Они также способствуют улучшению контроля над контролем лиц, вовлеченных в ВЭД, повышению скорости совершение таможенных операций, а это, в свою очередь, способствует увеличению товарооборота и экономическому развитию, а также обеспечивает защиту экономических интересов субъектов хозяйствования и экономическую безопасность Республики Беларусь.

ГТК РБ была утверждена Стратегия развития таможенных органов на период с 2021 по 2025 годы с перспективой до 2030 год. Данный документ предусматривает содействие ВЭД, благодаря повышению качества и результативности таможенного администрирования, используя новые технологий и переход к “цифровой” таможне. Это обеспечивает безбарьерную среду для бизнеса, снижение временных и финансовых затрат, связанных с совершением таможенных операций, а также коррупционных рисков [1].

Можно выделить следующие основные этапы внедрения информационных таможенных технологий: создание системы электронного предварительного информирования, электронное таможенное декларирование, автоматизация процессов обработки таможенных деклараций и контроль таможенных платежей.

С 2007 года применяется система электронного предварительного информирования, упрощающая таможенные формальности и сокращающая затраты времени на пересечение границы; предоставляющая возможность использовать электронную информацию при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; повышающая эффективность системы анализа и управления рисками.

Электронное декларирование способствует повышению эффективности таможенного контроля и совершения таможенных операций благодаря возможности заранее получать необходимые документы в электронном виде. Участие в системе электронного декларирования позволяет подавать таможенную декларацию онлайн с использованием глобальной сети «Интернет».

Следующим этапом является внедрение системы управления рисками и принятие на ее основе решения о выпуске товаров. Начало данной работе в Республике Беларусь было положено в 2014 году в соответствии с Положением о стратегии и тактике применения системы управления рисками и Концепцией системы управления рисками в таможенных органах Республики Беларусь [2].

Внедрение системы управления рисками в таможенном деле дает возможность снизить нагрузку на субъектов хозяйствования и повысить качество и эффективность таможенного контроля.

Вклад системы управления рисками в работу таможенных органов неоспорим. В период разработки и внедрения национальными таможенными службами системы управления рисками, Всемирная таможенная организация называла ее самой перспективной таможенной технологией.

Создание национальных систем, в том числе на основе концепции «единое окно», началось в 2014 году, что становится логическим продолжением политики, нацеленной на использование передовых технологий для упрощения процесса обмена информацией и перехода к электронному обмену документами.

Еще один этап внедрения информационных технологий — создание международных информационных систем, включая «единое окно» в рамках интеграционных объединений, которые направлены на упрощение международной торговли.

Из большого числа информационных систем, используемых сегодня таможенными органами, можно выделить несколько основных:

  • автоматизированная подсистема «Транзит Таможенного Союза»;
  • национальная автоматизированная система таможенного декларирования;
  • система регистрации и идентификации субъектов хозяйствования (EORI).

Для повышения эффективности таможенных операций в Республике Беларусь была разработана национальная автоматизированная информационная система электронного декларирования, которая представляет собой систему, реализующую информационное обеспечение и автоматизацию таможенных операций посредством бумажных и электронных документов [3].

Национальная автоматизированная система таможенного декларирования значительно сокращает время свершения таможенных операций и снижает затраты участников ВЭД.

Республика Беларусь демонстрирует высокий уровень освоения информационных технологий. Примером может послужить разработанный специальный программный продукт E-client для предоставления электронной предварительной информации и подачи ее в автоматизированную систему таможенных органов еще до введения обязательства по предоставлению такой информации в Евразийском экономическом союзе. Сегодня заполнение формы электронной предварительной информации возможно через онлайн сервис, доступный как для юридических, так и для физических лиц (физические лица также могут воспользоваться отдельным онлайн сервисом по желанию).

Важно отметить институт уполномоченных экономических операторов, который уже несколько лет успешно работает в Беларуси в интересах белорусских субъектов хозяйствования. УЭО является важным инструментом для оптимизации ВЭД и повышения конкурентоспособности белорусских компаний на мировом рынке.

Система присвоения статуса УЭО включает три типа свидетельств, имеющих различные условия присвоения и упрощения. Эта система позволяет оптимизировать использование упрощений в зависимости от направлений экономической деятельности компании.

С 21 февраля 2023 таможенные органы проводят эксперимент по круглосуточному функционированию центра электронного декларирования [4]. Участникам ВЭД разрешено в ночное время оформить подлежащие автоматическому распределению таможенные документы, подав их ПТО таможенного органа, в котором находятся товары и который является участником ЦЭД.

Результаты эксперимента показали эффективность данной системы, что привело к ее продлению [5]. В Республике Беларусь крепкая основа, позволяющая реализовывать государственную политику, направленную на развитие цифровой экономики. Был внедрен комплекс инновационных средств, которые помогают таможенным органам решать задачи, такие как обеспечение экономической безопасности, поддержка бизнеса, сотрудничество с другими государственными органами Республики Беларусь и странами-участницами Евразийского экономического союза через обмен информацией в режиме нон-стоп. Благодаря внедрению большого числа различных систем, таможенная служба перешла на новый уровень. Республика Беларусь активно осваивает информационные технологии и предоставляет онлайн-сервисы для заполнения формы электронной предварительной информации.

Использованные источники:

  1. К 2025 году количество таможенных процедур, в которых товары будут выпускаться автоматически, возрастет до 9, а доля автоматического выпуска экспортных товаров составит 75% [Электронный ресурс] // Таможенные органы Республики Беларусь URL: https://gtk.gov.by/news/k-2025-godu-kolichestvo-tamozhennyx-protsedur-v-kotoryx-tovary-budut-vypuskatsja-avtomaticheski-vozrastet-do-9-a-dolja-avtomaticheskogo-16583-2021/?sphrase_id=11532.
  2. Об утверждении Положения о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 19 марта 2008 г., № 419. – URL: https://etalonline.by/document/?regnum=C20800419.
  3. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.customs.gov.by/ru/.
  4. Эксперимент по круглосуточному функционированию центра электронного декларирования // Таможенные органы Республики Беларусь URL: https://gtk.gov.by/news/eksperiment-po-kruglosutochnomu-funktsionirovaniyu-tsentra-elektronnogo-deklarirovaniya/?sphrase_id=228063.
  5. Продление эксперимента по круглосуточному функционированию центра электронного декларирования до 30 апреля 2023 г. // Таможенные органы Республики Беларусь URL: https://gtk.gov.by/news/eksperiment-po-kruglosutochnomu-funktsionirovaniyu-tsentra-elektronnogo-deklarirovaniya-prodlen-do-3/?sphrase_id=228063.