Стр. 117

Тимофеева К.А.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

УДК 336.14

К.А. Тимофеева, студент экономического факультета Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

e-mail: ksusha_novgorod@mail.ru

Научный руководитель – Кузминых Ю.В., профессор кафедры управления Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, доктор экономических наук, доцент

e-mail: july_lta@rambler.ru

Аннотация. В современном мире государственный бюджет является значимым элементом финансовой системы страны, посредством которого осуществляется регулирование социально-экономической сферы деятельности государства. В статье рассмотрены понятие и функции государственного бюджета. Проведен анализ динамики доходной и расходной части бюджета РФ за период с 2018 по 2021 гг. Выявлена роль бюджета в регулировании национальной экономики.

Ключевые слова: государственный бюджет, функции бюджета, доходы бюджета, расходы бюджета, регулирование экономики.

В последнее время наблюдается усиленное воздействие государственного бюджета на социально-экономическую, а также политическую и финансовую сферы деятельности государства, что повышает внимание к исследованию теоретических и прикладных вопросов бюджетирования. Вследствие этого, потребность в изучении как теоретических, так и практических основ формирования и реализации государственного бюджета, как инструмента регулирования экономики, представляется одним из важнейших аспектов принятия эффективных управленческих решений государственными органами всех уровней [1].

Изучение государственного бюджета, как инструмента регулирования экономики, не представляется возможным без рассмотрения самого понятия «бюджет». В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет определяется как «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [2]. Ряд авторов трактуют понятие государственного бюджета как «смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег» [3]. Анализируя указанные выше определения, можно отметить, что в них отсутствуют конкретные цели расходования денежных средств, основанные на выполняемых государством функциях.

Кроме того, имеет место точка зрения, что государственный бюджет – это «главное звено бюджетной системы страны, выражающее экономические (денежные) отношения, опосредующие процесс формирования и использования централизованного фонда денежных средств как финансового обеспечения реализации функций государства на всех уровнях управления, принимающего форму закона» [4]. В данном случае отсутствует упоминание о сроке составления бюджета, а также о его составе.

Принимая во внимание вышесказанное, можно заключить, что государственный бюджет – это состоящий из доходной и расходной части централизованный фонд денежных средств, направляемый на осуществление функций государства и местного самоуправления, а также регулирования социально-экономических потребностей общества, составляемый на определенный период времени.

Сущность любой экономической категории проявляется, прежде всего, через выполняемые ею функции. Что касается государственного бюджета, то он является основополагающим элементом государственного регулирования экономики в условиях рыночной экономической системы, сущность которого выражается через две основные функции – распорядительную и контрольную.

Распределительная функция государственного бюджета характеризуется возможностью государства создавать централизованный фонд денежных средств, средства которого направляются на осуществление функций государства, в том числе и регулирование социально-экономической сферы.

Посредством бюджета между различными отраслями национального хозяйства, территориями, слоями населения происходит перераспределение части ВВП. Следовательно, можно говорить о том, что через бюджет в отношения с государством вступает большая часть участников общественного воспроизводства, что определяет сферу деятельности данной функции бюджета.

Контрольная функция направлена на то, чтобы отслеживать насколько в полном объеме и своевременно все необходимые финансовые ресурсы направляются и поступают в государственный бюджет. Вместе с тем, данная функция помогает оценить эффективность распределения и использования денежных средств бюджета. Следует отметить, что бюджетный контроль является материальным выражением данной функции бюджета.

Состав функций государственного бюджета не ограничивается распределительной и контрольной. Также можно выделить дополнительные функции, к которым можно отнести информативную функцию (обеспечение своевременной и актуальной информацией граждан о государственном бюджете), регулирующую функцию (финансирование приоритетных направлений в данный момент времени), а также социальную функцию (удовлетворение потребностей граждан, а также повышение уровня жизни населения).

Исходя из понятия и функций государственного бюджета можно сказать том, что посредством правильного распределения финансовых ресурсов бюджета создаются благоприятные условия для эффективного регулирования и развития экономики. Из этого вытекает, что важнейшим инструментом регулирования и воздействия на развитие экономики страны является государственный бюджет.

Именно с помощью государственного бюджета появляется возможность влияния на результаты хозяйствования в целом, в первую очередь, посредством эффективного перераспределения национального дохода через различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику, такие как:

а) предоставление субсидий организациям и предприятиям страны;

б) осуществления инвестирования от имени государства;

в) финансирование отраслей, требующих повышенного внимания.

Все эти формы направлены на получение благоприятных изменений народнохозяйственных пропорций.

Использование государственного бюджета, как механизма регулирования экономики, осуществляется с помощью грамотного маневрирования денежных средств, поступающих в распоряжение государства.

В настоящий период времени необходимо повышать значимость государства в регулировании экономики посредством такого инструмента как государственный бюджет. Следовательно, на данном этапе особенно важно направлять денежные средства бюджета по тем направлениям расходования, которые определяют дальнейшее стратегическое развития экономики страны и в те отрасли хозяйствования, вложение в которые приведет к модернизации производственных фондов, ускорению их обновления, а также более быстрому внедрению достижений научно-технического прогресса.

Составляющими частями государственного бюджета являются:

1. Доходная часть, показывающая источники поступления денежных средств и отражающая экономические отношения государства с различными предприятиями, учреждениями, организациями, физическими лицами, возникающие в результате взыскания обязательных платежей.

2. Расходная часть – это экономические отношения, возникающие в процессе распределения денежных средств на целевые нужды [5].

Успешная реализация механизма государственного регулирования экономики через бюджет возможна только при обеспечении бюджетных расходов источниками поступления доходов. Анализируя статистические данных прошлых периодов, государство планирует и направляет денежные средства на реализацию экономической и социальной политики, решение наиболее важных проблем, преодоление экономических кризисов, а также снижение дефицита бюджета. Отсюда следует, что целесообразно рассмотреть состав и структуру расходов государственного бюджета, чтобы сделать вывод о его значимости в процессе регулировании экономики. Оценим состав и структуру расходов федерального бюджета, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Состав и структура расходов федерального бюджета РФ за 2018–2021 гг.

Направления расходов2018 год2019 год2020 год2021 год
млрд руб.доля  %млрд руб.доля %млрд руб.доля %млрд руб.доля %
Расходы, всего16 713,010018 214,510022 821,610024 762,1100
общегосударственные вопросы1 257,181 363,571 507,771 759,57
национальная оборона2 827,0172 997,4163 168,8143 573,614
национальная безопасность и правоохранительная деятельность1 971,6122 083,2112 226,6102 335,99
национальная экономика2 402,1142 827,1163 483,9154 356,618
здравоохранение537,33713,041 334,461 473,96
социальная политика4 581,8274 882,8276 990,3316 675,827
прочие3 136,1193 347,5184 109,9184 586,819

Источник: составлена автором на основе [6]

Анализируя данные, представленные в таблице 1 можно сказать о том, что совокупные расходы федерального бюджета РФ имеют тенденцию к увеличению. Так, в 2021 г., по сравнению с 2018 г. расходы выросли на 8 049,1 млрд руб. (с 16 712 млрд руб. до 24 762,1 млрд руб. соответственно). Значительный рост расходов наблюдался в 2020 г., что связано, преимущественно, с пандемией COVID-19. Существенное наращивание совокупных расходов в данном году определяется резким увеличением величины финансирования здравоохранения. По сравнению с 2019 г. расходы на данное направление увеличились на 621,4 млрд руб. или на 87,2%, что является высоким уровнем темпов роста. Государству необходимо было направлять значительное количество денежных средств на содержание медицинских учреждений, помощь населению, а также на разработку вакцины против вируса.

После 2020 г. также наблюдается рост расходов до 24 762,1 млрд руб. или на 1 940,5 млрд руб. по сравнению с предыдущим годом. При этом, увеличение финансирования национальной экономики составило 872,7 млрд руб. или порядка 45% от общей суммы прироста, что будет способствовать укреплению экономической безопасности государства.

Представим данные о структуре государственных расходов на рис. 1.

Необходимо отметить, что наибольший удельный вес (в среднем 28% за анализируемый период) в структуре расходов занимает направление социальная политика, что свидетельствует о социальной направленности бюджета России. В рамках данного направления денежные средства расходуются на поддержку различных слоев населения.

Рис. 1. Структура расходов федерального бюджета РФ за 2018–2021 гг.

Источник: разработан автором на основе [6]

Расходы на национальную экономику в среднем составляют 15,7% ежегодно. Финансирование данного направления имеет тенденцию к увеличению в рассматриваемый период. Так, по сравнению с 2018 г. в 2021 г. произошло увеличение расходов на 1 954,6 млрд руб. или на 81,4%. Посредством распределения средств федерального бюджета на поддержку национальной экономики, государство направляет ассигнования на развитие перспективных отраслей, а также эффективно регулирует общую экономическую ситуацию в стране в целом.

Следует добавить, что наблюдается ежегодное увеличение расходов на национальную оборону государства до 3 573,6 млрд руб. в 2021 г. в целях обеспечения защиты граждан страны.

Рассмотрим доходы федерального бюджета за указанный период, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Состав и структура доходов федерального бюджета РФ за 2018–2021 гг.

Наименование показателя2018201920202021
Доходы, всего (млрд руб.)19 454,4020 188,8018 719,1025 286,40

Источник: составлена автором на основе [6]

Исходя из данных, представленных в табл. 2 можно сделать вывод о том, что в период с 2018 по 2021 гг. доходы федерального бюджета РФ увеличиваются. Единственный год, имеющий отрицательную динамику доходов, 2020 г. Это связано с ограничениями, которые вызвала пандемия COVID-19, оказавшая негативное влияние на экономику страны. При этом, уже в 2021 г. происходит рост доходов государства, что свидетельствует о выравнивании экономики после пандемийного года и всеобщего карантина.

Сопоставляя доходы и расходы федерального бюджета за рассматриваемый период, можно сказать о том, что дефицит бюджета наблюдался только в 2020 г., что напрямую связано с пандемией COVID-19. В остальные же года обеспечивается профицит бюджета, что свидетельствует об эффективном регулировании экономики, что в конечном итоге приводит к увеличению золотовалютных резервов страны, снижению государственного долга, а также возможностью иметь денежные средства на непредвиденные расходы государства в следующие года. Подводя итоги выполненного исследования можно сделать следующее заключение. Эффективное использование средств государственного бюджета является основой нормального функционирования социально-экономической, политической и финансовой сферы деятельности государства. Посредством государственного бюджета, как инструмента регулирования экономики, государство перераспределяет финансовые ресурсы между отраслями хозяйствования, определяет приоритетные направления расходования денежных средств, а также создает ориентиры для экономической деятельности страны в целом. С помощью обеспечения сбалансированности доходов и расходов бюджета достигается нормальное функционирование, как экономики страны, так и других сфер жизнедеятельности общества.

Использованные источники:

  1. Храмченко А.А., Балоян С.С., Хастян А.М. Бюджет государства как важнейший регулятор социально-экономических процессов [Электронный ресурс] // Вестник Академии знаний. 2022. №1 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhet-gosudarstva-kak-vazhneyshiy-regulyator-sotsialno-ekonomicheskih-protsessov (дата обращения: 10.03.2023).
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 12.03.2023).
  3. Долгановова Ю.С., Истомина Н.А. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун‑та. 2019. 356 с.
  4. Харченко В.А. Экономическая сущность и Виды бюджета [Электронный ресурс] // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-suschnost-i-vidy-byudzheta (дата обращения: 12.03.2023).
  5. Манжула Т.Ю. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии государства [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. 2020. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstvennogo-byudzheta-v-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-gosudarstva (дата обращения: 14.03.2023).
  6. Официальный сайт Министерства Финансов. Раздел статистика. Информация об исполнении федерального бюджета [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/ (дата обращения: 16.03.2023).