Стр. 121

Толмазова М.Р.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ: ТАМОЖЕННЫЕ АСПЕКТЫ

УДК 339

М.Р. Толмазова, студент 4 курса Юридического факультета им. М.М. Сперанского ИПНБ РАНХиГС, (направление подготовки: Юриспруденция; государственно-правовой профиль)

e-mail: ksusha_novgorod@mail.ru

Научный руководитель – С.А. Агамагомедова, доцент кафедры таможенного права Российской таможенной академии, старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся определения административно-правового режима. Делается вывод о возможности формирования модельных административно-правовых режимов, в частности модельного административно-правового режима таможенного регулирования, образовавшегося в рамках ЕАЭС.

Ключевые слова: административно-правовой режим, модельный административно-правовой режим, ЕАЭС, интеграционные экономические процессы.

Административно-правовой режим – одно из базовых понятий и важнейший институт современной науки административного права. Сегодня, в условиях глобальных изменений, возрастания количества внешних угроз и стремительного развития научно-технического прогресса для государств очень важно иметь эффективные системы регулирования отдельных областей деятельности, позволяющих обеспечивать безопасность и охрану общественного порядка. Однако, как мы можем заметить, несмотря на всю свою значимость, устоявшегося наименования или определения административно-правовой режим не получил. Нами предпринята попытка обосновать понятие административно-правового режима в области таможенных отношений, критерии его классификации как с точки зрения общих теоретико-правовых подходов, так и с отраслевых позиций.

Д. Н. Бахрах называет административно-правовой режим отраслевым режимом, в основе которого лежат принципы административно-правового регулирования, методы и способы административно-правового воздействия, правовое положение участников административно-правовых отношений [1]. Н. В. Макарейко предлагает рассматривать административно-правовой режим как общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий (в широком смысле), и как совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления (в узком смысле) [2].

Ноздрачёв А. Ф. пишет, что административно-правовые режимы могут и не содержать в наименовании слово «режим», а также приводит в пример «наиболее характерный вид административно-правового режима — таможенный режим», который «в настоящее время имеет наименование таможенной процедуры» [3]. Действительно, если мы начнём исследовать управление в таможенной сфере, то сможем выделить совокупность правовых установок и необходимых организационных управленческих мер, порядок деятельности органов и организаций, присущий только этой области. Также здесь можно выделить элементы административно-правового режима, такие как принципы, целевое назначение, общественные отношения (объект), регулируемые режимом, административно-правовой статус субъектов режима, средства обеспечения режима.

В Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации…») устанавливается особая система источников исследуемой области: международные договоры РФ, регулирующие таможенные правоотношения, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), акты, составляющие право Союза, Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года и законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании. В Договоре о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС, Союз) указаны основные принципы функционирования Союза (уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности; уважение особенностей политического устройства государств-членов; обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон; соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции; функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов) [4], а в ст. 254 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации…» устанавливаются принципы деятельности таможенных органов (принципы законности; равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод; единства системы таможенных органов и централизованного руководства; профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов; ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Союза и законодательстве РФ о таможенном регулировании; единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций и др. [5]).

Целевым назначением режима является предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, опасных для личности, общества, государства и объединений государств для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка в области таможенного дела. Объектом исследуемого административно-правового режима являются отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из РФ, их перевозкой по территории РФ под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Административно-правовой статус субъектов режима регулируется как внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС, так и актами ЕАЭС.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что в области таможенного регулирования существует самостоятельный административно-правовой режим, обладающий всеми присущими ему признаками. Однако, у данного режима есть и определённые особенности, отличающие его от классических внутригосударственных режимов.

Довольно значительна взаимосвязь формирования указанного административно-правового режима и интеграционных процессов стран ЕАЭС. Кроме того влияние на него оказывают и процессы глобализации, в том числе юридической, о которой пишет в своих работах В. С. Нерсесянц [6]. Также исследователи отмечают, что интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза, поэтапное формирование и развитие единого экономического пространства на территории государств-участников евразийской интеграции влияют на применение качественно новых подходов к позиционированию традиционных государственно-управленческих механизмов в сфере регулирования экономических отношений и также, что таможенный контроль (а он, в свою очередь, является элементом исследуемого режима) в условиях евразийской экономической интеграции может рассматриваться в качестве фактора формирования и развития конкурентной среды ЕАЭС. Кроме того, есть мнение, что административно-процедурная унификация таможенного контроля, отдельных его направлений, единые механизмы его реализации на ведомственном уровне в государствах-членах ЕАЭС призваны создать комфортную конкурентную среду для бизнеса, функционирующего в рамках единого экономического пространства ЕАЭС [7]. Ученые признают, что таможенный контроль в современных условиях призван обеспечить оптимальный баланс между интересами государственной и общественной безопасности и базовыми интересами (целями) экономической интеграции [8], определяя взаимосвязь интеграционных процессов и таможенного регулирования.

Административное право – отрасль публичного права, отражающая национальные особенности. Следовало бы говорить о том, что административно-правовой режим является произведением национального права государства. Однако, если учитывать современные идеи глобализации и интеграции, довольно успешные попытки унификации отдельных правовых норм на международном уровне, а также участие государств в различных международных организациях, то можно предположить, что создаются или уже созданы модельные административно-правовые режимы, базирующиеся на нормах, содержащихся в международных договорах, актах международных организаций и учитывающих особенности национального права государств-участников. Если рассматривать специфику таможенного регулирования, то можно предположить, что в рамках ЕАЭС создан модельный таможенный или трансграничный административно-правовой режим. В международном соглашении – Договоре о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза устанавливаются общие принципы, механизмы воздействия, отдельные полномочия субъектов, т. е. элементы административно-правового статуса субъектов режима.

Назвать универсальным его пока не представляется возможности, так как международными договорами и актами ЕАЭС урегулированы ещё не все отношения в таможенной сфере.  Согласно ч. 5 ст. 1 ТК ЕАЭС таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств – членов Союза о таможенном регулировании. Кроме неурегулированных вопросов к сфере национального права относятся прямо обозначенные в актах Союза вопросы: применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения, действующих на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов (ч. 1 ст. 6 ТК ЕАЭС); формы и способы уплаты таможенных пошлин, налогов, момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) (ч. 6 ст. 61 ТК ЕАЭС) [9] и др. Возможность регулирования отдельных вопросов таможенного дела национальным правом государства позволяет реализовать принципы уважения равенства государств-членов, их территориальной целостности, уважения особенностей политического устройства государств-членов и обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон. Такая двойственная система регулирования позволяет режиму быть гибким и довольно быстро реагировать на происходящие в мире трансформации.

Так, например, после присоединения 4-х новых субъектов РФ вскоре были изданы приказы ФТС России о создании Донецкой таможни, Луганской таможни и о создании запорожского и херсонского таможенных постов в структуре крымской таможни. Довольно быстрое формирование системы органов не отменяет переходного периода и в сфере таможенного регулирования, поэтому вскоре было принято Постановление Правительства РФ от 02.12.2022 № 2215 «Об утверждении особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», в котором установлены ограничения по применению мер таможенного контроля в указанных субъектах, перечень товаров, за исключением транспортных средств для личного пользования, рассматриваемых как товары, указанные в подп. 47, п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС и иные положения, касающиеся товаров, организаций, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела [10].  

С одной стороны, присоединение новых территорий предполагает довольно длительную их интеграцию в систему права на национальном уровне, с другой стороны, уже в 2022 году к правоотношениям, возникающим на территории этих субъектов, начинают применяться нормы, содержащиеся в актах ЕАЭС. Это ситуация ещё раз подчёркивает то, что исследуемый административно-правовой режим устанавливается двойственной системой источников, и это позволяет говорить о его модельном характере, подразумевающем установление общих для ЕАЭС элементов режима и возможности контролировать отдельные вопросы национальным правом государства-участника.

Исходя из вышесказанного, мы можем выделить особый вид правового регулирования прав и обязанностей субъектов и процедур управленческой деятельности, то есть административно-правовой режим таможенного регулирования, внутри которого следует позиционировать традиционные таможенные режимы, режимы в узком смысле (сейчас в таможенном законодательстве – таможенные процедуры), к которым относится экспорт, выпуск для внутреннего потребления, таможенный транзит и другие). Модельный административно-правовой режим таможенного регулирования отличается от других внутригосударственных режимов, так как его основополагающими источниками являются международные договоры, акты международной организации ЕАЭС, содержащие нормы о его элементах: принципах, субъектах, объекте, мерах, целевом назначении, однако, как было указано выше, некоторые вопросы управления всё ещё находятся в ведении государств-участников ЕАЭС. Такая двойственная система регулирования является следствием активных процессов интеграции, глобализации и попыток унификации права в определённой сфере отношений государств. О создании универсального административно-правового режима на территории различных стран говорить пока ещё рано, однако в рамках ЕАЭС можно обозначить формирование модельного административно-правового режима, основные положения которого регулируются международными актами, а отдельные вопросы остаются в сфере ведения государств-участников ЕАЭС, что обусловливает возможность быстро реагировать на стремительные изменения современного мира.

Использованные источники:

  1. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2005. — 800 с.
  2. Макарейко, Н.В.  Административное право : учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 309 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16267-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530717.
  3. Ноздрачев А.Ф. Современное содержание понятия «административно-правовой режим»/А.Ф. Ноздрачёв // Журнал российского права. 2017. N 2. С. 98–110.
  4. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201501160013.
  5. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201808040005.
  6. Нерсесянц В.С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире / В.С. Нерсесянц // Государство и право. 2005. N 5. С. 38–47.
  7. Агамагомедова С.А. Эффективность таможенного контроля как фактор обеспечения безопасности // Вопросы безопасности. 2016. № 5. С.34-42.
  8. Агамагомедова С.А. Таможенный контроль как фактор формирования конкурентной среды Евразийского экономического союза // Конкурентное право. 2020. № 4. С. 26–30.
  9. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года (ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 № 317-ФЗ, вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2018 года) URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201801090004.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2022 № 2215 «Об утверждении особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212050086?index=2&rangeSize=1.