Стр. 5

Александров Д.Л., Кузнецова А.Л.
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ

УДК 339.972

Д.Л. Александров, доцент кафедры ТОиТК Российской таможенной академии, кандидат экономических наук

А.Л. Кузнецова, студент 5 курса, факультета таможенного дела, Российской Таможенной Академии

Аннотация. В статье раскрываются актуальные проблемы при назначении таможенной экспертизы товаров, которые возникают в ходе взаимодействия центров электронного декларирования и таможенных постов фактического контроля. Определяется важность перехода на полноценное цифровое взаимодействие в организации взаимодействия, а также выделяются основные пути решения данных проблем.

Ключевые слова: таможенное дело, ЦЭД, таможенная экспертиза, ЕАЭС.

Российская Федерация входит в Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС), в рамках которого осуществляется единое таможенное регулирование. Основным направлением деятельности таможенных органов является осуществление таможенного контроля. В целях подтверждения соответствия характеристик товара со сведениями, заявленными в декларации на товары (далее – ДТ) и данных в предоставленных сопроводительных документах таможенный орган в праве применять формы таможенного контроля, в том числе назначать проведение таможенной экспертизы – исследования и испытания с использованием специальных и научных знаний.

На сегодняшний день актуальными остаются проблемы реализации таможенных экспертиз, которые представляет сложный механизм взаимодействия должностных лиц таможенных органов и таможенных экспертов. Данный институт, согласно ТК ЕАЭС, является одним их самых продолжительных по срокам инструментом таможенного контроля, который на прямую влияет на общие сроки проведения таможенного контроля.

При этом нельзя не учитывать важность проведения качественной таможенной экспертизы, которая сопряжена с обеспечением экономической безопасности страны, в рамках которой государство старается обеспечить население своей страны безопасными товарами при неукоснительном соблюдении требований технического регулирования и таможенного законодательства.

Порядок проведения таможенной экспертизы представлен на рисунке 1. Анализируя представленную модель, отметим, что, элементы по оси X разделены на временные промежутки, а по оси Y – на этапы производства таможенной экспертизы. Дополнительно на оси Y каждому этапу соответствует ответственный таможенных орган, осуществляющий операции при проведении таможенной экспертизы.

Рассмотрим представленные этапы с учетом возможных проблем возникающих при осуществлении таможенных операций:

Рис. 1. Модель взаимодействия должностных лиц Центра электронного декларирования и должностных лиц иных таможенных органов при принятии решения о назначении таможенной экспертизы

1. Должностное лицо ЦЭД (далее – ДЛ ЦЭД) при проверке декларации в рамках системы управления рисками принимает решение о назначении таможенной экспертизы. Исходя из данных, требующихся для проверки, ДЛ ЦЭД выбирает предмет таможенной экспертизы (документы, товары, средства идентификации), вид таможенной экспертизы, способ ее осуществления и экспертную организацию.

2. Уведомление о назначении таможенной экспертизы формируется в штатном программном средстве таможенных органов (АИС «АИСТ-М», РМ «СТО»). Далее посредством авторизированного сообщения происходит информирование: таможенного поста фактического контроля (далее – ТПФК), где находится сам товар; подразделения Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее – ЦЭКТУ), проводящее таможенную экспертизу; декларанта, подавшего ДТ.

На практике должностные лица таможенных органов сталкиваются с ситуациями, когда невозможно произвести отбор проб и образов в связи с тем, что товар является негабаритным или же представлен в единственном числе. Негабаритный груз – товар, образцы которого невозможно транспортировать в таможенный орган, уполномоченный на проведение таможенной экспертизы, или в иную экспертную организацию (эксперту) в связи с его физическими особенностями (вес, габариты, особенности транспортировки).

В случае назначения таможенной экспертизы по отношению к таким видам товаров, таможенный орган обеспечивает возможность исследования товаров в местах их нахождения (хранения), а (таможенный) эксперт приезжает с целью проведения осмотра и последующих исследований, испытаний. Также таможенная экспертиза может осуществляться и без фактического осмотра таможенным экспертом товара. Должностные лица ТПФК (далее – ДЛ ТПФК) самостоятельно осматривают товар (фотографируют, описывают) и направляют таможенному эксперту необходимые документы и сведения.

Не мало важным процессом является доставка проб и (или) образцов товаров (материалы, документы), в подразделение ЦЭКТУ или в иную экспертную организацию. Доставка проб и образцов должна осуществляться в течение 5 рабочих дней [4].

3. Следующим этапом является проведение таможенной экспертизы. Для ее осуществления ДЛ ЦЭД должен принять решение по товарам с учетом следующих условий и проставить код выпуска, предусмотренный Классификатором 378 [6]:

1. Выпуск партии под кодом «13» (выпуск с особенностями, предусмотренными ст. 122 ТК ЕАЭС) – под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов.

2. Выпуск партии пол кодом «70» (принято промежуточное решение) [2].

При этом в обоих случаях общий срок проведения таможенной экспертизы не должен превышать 20 рабочих дней. Однако указанные сроки проведения таможенной экспертизы не являются окончательными:

– в случае невозможности завершения в указанный срок таможенной экспертизы срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться (не более дополнительных 20 рабочих дней);

– срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается при условии наличия ходатайства таможенного эксперта на срок необходимый для его исполнения.

По ее итогам экспертом формируется «заключение таможенного эксперта» (далее – Заключение), которое посредством авторизированного сообщения направляется в штатные программные средства таможенных органов, копия так же отправляется декларанту [5]. При этом Заключение поступает как в таможенный орган, назначивший проведение таможенной экспертизы (ЦЭД), так и в таможенный орган, осуществивший отбор проб и (или) образцов товара (ТПФК).

По результатам проведенной таможенной экспертизы, таможенным органом может быть назначена дополнительная экспертиза по вопросам, поставленным декларантом или ДЛ ЦЭД. Также участник внешнеэкономической деятельности (далее – участник ВЭД) вправе запросить повторную экспертизу, если он не согласен с вынесенным решением (таможенного) эксперта. Данные обстоятельства увеличивают сроки проведения таможенной экспертизы, как следствие, владелец груза несет дополнительные убытки за хранение груза на складе временного хранения, в случаи если пробы и (или) образцы не отбирались (негабаритный груз) и (или) товар не может быть выпущен с особенностями, предусмотренными статьей 122 ТК ЕАЭС [2].

4. ДЛ ЦЭД принимает окончательное решение по товарам, в отношении которых проводилась таможенная экспертиза (проставляется код «10» – выпуск разрешен) [6]. Соответственно, если груз находился в зоне таможенного контроля (далее – ЗТК), таможенный орган в соответствии с п. 8 ст. 393 ТК ЕАЭС дает разрешение «покинуть ЗТК» [2].

5. Самыми не регламентированным этапом является возврат неизрасходованных проб и образцов после выпуска.

Согласно ТК ЕАЭС по окончании таможенной экспертизы взаимодействие осуществляется исключительно между ЦЭКТУ и ТПФК в части возврата неизрасходованных в ходе ее проведения проб и образцов товаров [2]. При этом именно ЦЭД должен дать разрешение ДЛ ТПФК выдать неизрасходованные пробы и (или) образцы. Более того, штатные программные средства, которые использует ЦЭД, не предусматривают направления авторизированного сообщения о поступлении неизрасходованных проб и (или) образцов в ЗТК ТПФК, в связи с этим взаимодействие ЦЭД и ТПФК в данном этапе организовано в соответствии с общем порядком, предусмотренным делопроизводством (направление писем).

Решение данной проблемы частично заложено в п. 15 приказа ФТС России №34. После получения заключения таможенного эксперта ЦЭД обязан сформировать уведомление о результатах проведения таможенной экспертизы и направить его в ТПФК [3]. С одной стороны, это корректно, так как именно ДЛ ЦЭД принимает решение о значении повторной или дополнительной экспертизы. Если они не требуются, то он должен уведомить об этом ТПФК. Но, с другой стороны, отсутствие автоматизированного взаимодействия влечет за собой проблему соблюдения нормативных закрепленных сроков на возврат.

Законодательством уже установлены сроки уведомления декларанта или уполномоченного лица о возврате неизрасходованных проб и образцом – не более 3 рабочих дней. В ТК ЕАЭС указано, что информированием занимается таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, а значит это ЦЭД, который не может обеспечить контроль поступления неизрасходованных проб и (или) в ЗТК ПТФК [2]. Так, отсутствие четкой регламентации увеличивает риск затягивания со стороны таможенных органов возврата неизрасходованных и (или) не отобранных проб и (или) образцов, в случаи если таможенная экспертиза проводится в отношении крупногабаритного груза.

Следовательно, одним из возможных вариантов решения данной проблемы является направление уведомления ТПФК о возврате проб с помощью АИС «АИСТ-М», при принятии решения о выпуске ДЛ ЦЭД (проставления кода выпуска – 10) [6], ТПФК получает авторизированное сообщение о возможности возврата неизрасходованных проб и образцов. Более того, не мало важным является синхронизация авторизированных сообщений ЦЭД-ЦЭКТУ-ТПФК, так как ЦЭКТУ выступает иным таможенным органом, задействованным в производстве таможенной экспертизы.

Дополнительно усложняет проблему неправильный выбор ДТ ЦЭД способа проведения таможенной экспертизы. Например, при таможенной экспертизе крупногабаритных товаров целесообразно назначать таможенную экспертизу без фактического отбора проб и образцов (по документам). Однако ДЛ ЦЭД не проверяет характеристики груза и назначает способ – отбор проб образцов, когда это физически сделать невозможно. В таком случае ДЛ ТПФК сталкивается с дополнительными трудностями по возврату фактически не отобранных проб и образцов, удерживая неправомерно фактически выпущенные товары.

Таким образом, указанные выше проблемы противоречат основной тенденции в развитии таможенных органов – клиентоцентричности и накладывают на участника ВЭД дополнительную административную нагрузку и издержки. Исходя из этого считаем, что для удовлетворения потребностей участников ВЭД необходимо в первую очередь четко проработать взаимодействие между таможенными органами (ЦЭД-ЦЭКТУ-ТПФК), что позволит оперативно выявлять проблемы при их назначении и повысит правомерность назначения таможенных экспертиз. К тому же недостаточно проработанная нормативно-правовая база накладывает дополнительные сложности в процессе реализации таможенных экспертиз. На практике ДЛ ТПФК используют одни нормативные акты, а ДЛ ЦЭД – другие. В связи с этим полагаем нужным решить следующие вопросы:

– разработать общую методическую базу, в части назначения и проведения таможенных экспертиз, содержащую технологические карты осуществления каждой операции;

– доработать нормативно-правовую базу, в части взаимодействий ЦЭД-ТПФК, прописав порядок назначения и проведения таможенной экспертизы. Решение обозначенных выше вопросов, в части назначения и проведения таможенной экспертизы, в последствии поможет достичь одну из целей, закрепленную в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»: создание устойчивой системы, которая обеспечит быстрое и точное исследование товаров, а также оперативное получение результатов экспертизы таможенными органами [1].

Использованные источники

  1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  2. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза»: приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  3. Приказ ФТС России от 16.01.2019 N 34 “Об утверждении Порядка проведения таможенной экспертизы, формы решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы” (Зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2019 N 53731) // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  4. Приказ ФТС России от 07.05.2021 N 384 “Об утверждении Порядка отбора проб и (или) образцов товаров для проведения таможенной экспертизы” (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2021 N 64776) // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 258 “О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля” // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  6. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 (ред. от 15.11.2022) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».