Доброгаева К.Ю.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К.Ю. Доброгаева, студент 4 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии
Научный руководитель: И.Н. Кирий, старший преподаватель кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования Российской таможенной академии
Аннотация. В статье рассматривается актуальное состояние фармацевтической отрасли в Российской Федерации. Данная отрасль является значимой для обеспечения биологической безопасности населения и с течением времени становится все более важной ввиду непрерывной эскалации роли химической отрасли и биотехнологий, к которым принадлежит производство лекарственных препаратов.
Ключевые слова: фармацевтическая отрасль, производство лекарственных препаратов, производство дженериковых препаратов, производство фармацевтических субстанций, меры государственной поддержки, субсидирование.
Актуальность выбранной темы обусловлена прежде всего взаимосвязанностью развития отечественного фармацевтического рынка лекарственных препаратов и понятием биологической безопасности как вида экономической безопасности, под которой понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»[1]. Человек не способен чувствовать себя защищенным, если не уверен, что в случае необходимости, государство сможет предоставить ему действенные лекарственные средства в нужном количестве.
Российский фармацевтический рынок на протяжении продолжительного времени демонстрирует устойчивый рост как в денежном, так и в натуральном исчислении. Только в 2022 году, по данным международной статистической компании Pharmaceutical industry in Russia[2], объем рынка фармацевтики в России составил 2,382 млрд. рублей, а прогнозируемый на 2023 г. – 2,5 млрд. руб. Основными драйверами роста явились увеличение государственного финансирования и растущий спрос на основные лекарственные средства, а также инфляция, которая неизбежно завышает объём спроса в денежном выражении. Производство лекарственных препаратов относится к фармацевтическому рынку, однако в статье будет проанализировано только производство и продажа готовых лекарственных средств без учета парафармацевтики, БАД и предметов косметики. (Рис.1)
Рис. 1. Объем фармацевтического рынка России 2012-2021 г. с прогнозом на 2023 год, млрд руб. (Pharmaceutical industry in Russia[3])
На протяжении десятилетий российский рынок лекарственных препаратов оставался импортозависимым, отечественный производитель не мог удовлетворить базовые потребности населения, а производимые аналоги в значительной степени по качеству препаратов и эффективности борьбы с заболеваниями уступали зарубежным. Однако, как сообщает ZDRAV.EXPERT[4], в 2022 году в России были изготовлены лекарства на сумму 608 млрд рублей, что на 8,4% больше, чем годом ранее. Уход зарубежных производителей из РФ заставил российские компании оживиться, так в январе-июле 2022 года отечественные производители зарегистрировали в стране более 740 новых препаратов, что превышает 80% от всех регистрационных удостоверений, одобренных в этот период.
Еще одной важной характеристикой российского фармацевтического рынка является преобладание продаж дженериков над оригинальными лекарственными препаратами.
Дженерики – это по большому счёту копии оригинальных лекарственных препаратов (ОЛП), в которых используются одобренные аналоги веществ или технологий оригинала. Нередко сами компании-разработчики ОЛП производят и продают дженерики на собственные разработки. Причина – в специфике фармацевтической отрасли с большим количеством законодательных ограничений и регулирующих актов, благодаря чему путь полностью оригинального лекарства на рынок может занимать более 10 лет.
Рис. 2. Соотношение объёмов продаж оригинальных и дженериковых ЛП на аптечном рынке России в январе 2022-2023 гг.
Согласно данным, представленным GxP (GxP News)[5], «выпуск фармацевтических субстанций в декабре 2022 года увеличился по сравнению с декабрем 2021 года на 0,3%, а по сравнению с ноябрем 2022 года – на 1,8%. В 2022 году фармацевтических субстанций произведено на 26,5% больше, чем за предыдущий год».
Лидирующую позицию в России в данной отрасли занимает АО «Активный Компонент». Компания является крупнейшим отечественным производителем активных фармацевтических субстанций. Производственные мощности компании располагаются в поселке Металлострой (Санкт-Петербург). Основными направлениями деятельности предприятия являются промышленная разработка и производство дженериковых и оригинальных активных фармацевтических субстанций[6].
Лидерами по производству лекарственных препаратов в январе 2023 г. в Российской Федерации стали компании, представленные в Табл. 1:
Таблица 1
ТОП-10 производителей ЛП по стоимостному объёму лекарственных препаратов в России в январе 2023 года[7]
Рейтинг | Производитель | Стоимостный объём, млн руб. | Доля | Прирост Январь 2023 / Декабрь 2022 | |
Декабрь 2022 | Январь 2023 | ||||
2 | 1 | Bayer | 4 175,4 | 3,9% | -12,5% |
1 | 2 | Отисифарм | 3 885,6 | 3,6% | -21,4% |
3 | 3 | Stada | 3 847,5 | 3,6% | -14,6% |
7 | 4 | Abbott | 3 216,7 | 3,0% | -7,5% |
5 | 5 | Sanofi | 3 183,7 | 3,0% | -12,3% |
8 | 6 | Servier | 3 113,0 | 2,9% | -9,6% |
6 | 7 | Teva | 3 024,8 | 2,8% | -14,1% |
9 | 8 | KRKA | 2 959,8 | 2,8% | -13,5% |
4 | 9 | GlaxoSmithKline | 2 956,1 | 2,8% | -21,1% |
11 | 10 | Биннофарм | 2 658,4 | 2,5% | -15,6% |
Итого: | 33 021,1 | 30,8% |
Состав ТОП-10 компаний-производителей, лидирующих по стоимостному объёму продаж на коммерческом рынке ЛП, заметно изменился относительно декабря в плане расстановки компаний. Помимо этого, в рейтинг вошёл один новый игрок – отечественная компания «Биннофарм Групп» (+1 строчка), занявшая 10-е место.
Согласно, статистическим данным, представленным компанией Ru-Stat,[8] товарооборот России товаров из группы «фармацевтическая продукция» за период 2017 – 2020 составил $49.7 млрд., общим весом 836 тыс. тонн. Показатели экспорта и импорта фармацевтической продукции за период 2016-2020 г представлены на рис. 3:
Рис. 3. Экспорт-импорт фармацевтической продукции России за 2016-2017 г., млрд. руб.
Несмотря на значительные объемы производства фармацевтической продукции, статистические данные импорта примерно в 10 раз превышают показатели экспорта, что свидетельствует о явной импортозависимости фармацевтической отрасли от зарубежных производителей.
В структуре экспорта по странам товаров из группы «фармацевтическая продукция» за 2016-2020 г. лидирующую позицию занимает Казахстан (18%), далее – Украина (16%), в структуре импорта – на первом месте Германия (21%), на втором – Франция (8%).
Лекарственные препараты всегда относились к значимым категориям товаров, необходимых для обеспечения достойного уровня жизни населения страны, поэтому ставка ввозной пошлины на лекарственные средства всегда ниже, чем на другие товары.
Согласно сообщению ЕЭК от 26.09.2022, в отношении отдельных видов товаров критического импорта были продлены нулевые ставки пошлин и тарифные льготы до конца марта 2023 года. В данный Перечень товаров в том числе в целях оказания первоочередных мер поддержки, направленных на повышение экономической устойчивости ЕАЭС и насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами в условиях внешнего давления, также вошли определенные категории лекарственных средств. Принятые решения, а именно решения Совета ЕЭК от 17 марта 2022 г. № 37, от 5 апреля 2022 г. № 46, от 15 апреля 2022 г. № 76, решения Коллегии ЕЭК от 12 апреля 2022 г. № 63 и от 19 апреля 2022 г. № 66 предусматривали обнуление ставок ввозных таможенных пошлин в отношении широкой номенклатуры товаров (1307 кодов ТН ВЭД ЕАЭС) до 30 сентября 2022 года. Мера позволила оказать существенную поддержку как потребителям готовой продукции в ряде стран ЕАЭС, так и импортозависимым производителям.
На данный момент актуальные ставки в ТН ВЭД ЕАЭС[9] на лекарственные средства представлены в Таблице 2:
Таблица 2
Ставки ввозной таможенной пошлины на фармацевтическую продукцию 30 группы ТН ВЭД ЕАЭС
Товарная позиция | Наименование товаров | Ставка ввозной таможенной пошлины |
3003 | Лекарственные средства, состоящие из смеси двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи | 0% |
3004 | Лекарственные средства, состоящие из смешанных или несмешанных продуктов, для использования в терапевтических или профилактических целях, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм (включая лекарственные средства в форме трансдермальных систем) или в формы или упаковки для розничной продажи | 0% – содержащие инсулин, остальные – 3-6,5% |
Исходя из представленных данных, за исключением лекарственных препаратов, которые относятся к критическому импорту, максимальная ставка ввозной пошлины для импорта медикаментов составляет 6,5%. К тому же ставка ввозной таможенной пошлины выше на расфасованные и уже приготовленные для розничной продажи лекарственные средства. Однако данные ставки ввозной таможенной пошлины достаточно низкие и создают благоприятные условия для ввоза препаратов в Российскую Федерацию. На практике же ставка ввозной таможенной пошлины на лекарства редко превышает 5%, а НДС может быть уплачен по ставке 10%, если предоставлены все необходимые разрешительные документы, а код ТН ВЭД лекарственного препарата включен в Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов»[10].
Также еще в 2020 году Правительство предложило сразу несколько мер, чтобы обеспечить страну лекарствами и медизделиями – не только обнулить ввозные пошлины на них, а ввести «зеленый коридор» на таможне для импорта товаров первой необходимости и отменить правило «третий лишний» на государственных торгах. Правило «третий лишний» было введено для поддержки отечественных производителей и локализации производств – государство не может закупать лекарства у иностранных поставщиков, если на торги пришло хотя бы два российских[11]. Федеральной таможенной службой (ФТС) России была упрощена процедура ввоза в страну критически важных товаров, в том числе лекарств и продовольствия, чтобы снизить воздействие санкций.
Также в Российской Федерации для поддержки медицинской и фармацевтической отраслей предусмотрены следующие меры государственной поддержки:
- Для государственных и муниципальных медорганизаций предусмотрены послабления в сфере государственных и муниципальных закупок;
- До 31 декабря 2024 г. допускаются ввоз и обращение в РФ зарегистрированных лекарственных препаратов в упаковках, предназначенных для обращения в иностранных государствах. Это возможно в случае дефектуры лекарственных препаратов или риска ее возникновения из-за ограничительных мер в отношении РФ. Препараты должны соответствовать требованиям, установленным при их регистрации (кроме требований к упаковке), и иметь этикетки с информацией на русском языке;
- Перенесен на год срок, до которого при производстве лекарственных средств надо подтвердить соответствие лицензионным требованиям, если такой срок наступил или наступает в 2022 г.;
- Перенесен на год срок, до которого нужно пройти периодическое подтверждение соответствия (первичное подтверждение соответствия) лицензионным требованиям лицензиатов, ведущих деятельность по производству лекарственных средств, если этот срок наступает в 2023 г.;
- До 31 декабря 2023 г. включительно действуют особенности обращения лекарственных средств при дефектуре лекарственных препаратов или риске ее возникновения, включая, в частности, особенности: государственной регистрации лекарственных препаратов, ввоза и обращения не зарегистрированных в РФ препаратов, а также зарегистрированных в России препаратов в упаковках, предназначенных для обращения в иностранных государствах;
- Совет ЕЭК принял решение о временных мерах по установлению особых правил обращения лекарственных средств. В частности, предусмотрено, что регистрационные удостоверения лекарственных препаратов и сертификаты соответствия производителей требованиям Правил надлежащей производственной практики могут быть продлены, если сроки их действия истекают с 1 января по 31 декабря 2022 г. Время продления – 12 месяцев со дня, следующего за днем истечения таких сроков;
- Российские организации могут получить гранты на разработку стандартных образцов, применяемых в фармацевтической промышленности;
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.10.2015 № 1047 «Предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат, понесенных при реализации проектов по организации лекарственных средств и (или) производства фармацевтических субстанций»[12], государство также предоставляет субсидии производителям лекарственных средств и (или) фармацевтических субстанций на возмещение не более 50% затрат при реализации проектов по организации лексредств и (или) производства фармсубстанций. Максимальный размер субсидии, выдаваемой организации не превышает более 200 млн. рублей
Также согласно новостной компании «Ведомости»[13], в России с 2023 г. может быть запущена программа поддержки производителей фармсубстанций, предусматривающая льготное субсидирование ставки по долгосрочным инвестиционным кредитам. Размер ставки кредита будет варьироваться в зависимости от анализа рисков по каждому проекту. Ее конечный размер, зафиксированный в проекте постановления правительства, оценивается в 3-5%
Средства, полученные в рамках новой программы, могут быть направлены на финансирование капитальных вложений, разработку технологий, проведение клинических исследований и регистрацию субстанций. На данный момент в стадии рассмотрения находятся 12 инвестпроектов от шести компаний. Среди них «Активный компонент», «Полисинтез», «Промомед».
Также Постановлением Правительства РФ № 2354[14] от 20.12.2022 до 30 октября 2023 года продлена специальная программа льготного кредитования закупок важной для экономики импортной продукции. Решение принято из-за того, что эта мера поддержки крайне востребована. По прежним правилам взять льготный кредит можно было до 31 декабря 2022 года.
Программа предусматривает выдачу импортерам льготных кредитов по ставке не более 30% ключевой ставки Центробанка плюс три процентных пункта. В текущих условиях это около 5%. Разница компенсируется банкам за счет субсидий из федерального бюджета. В 2023 году на это предусмотрено 15,4 млрд руб., в 2024 – 19,5 млрд руб.
Предварительная проработка программы Минпромторгом показала, что как минимум шесть крупнейших фармацевтических производителей готовы инвестировать в проекты импортозамещения порядка 79 млрд руб. В 2023 г. предусмотрено использование не менее 30% кредитных и собственных средств производителей, остальных 70% – в 2024–2025 гг.
Представленные меры государственной поддержки должны оказать положительное влияние на фармацевтическую отрасль в Российской Федерации, помочь отечественным производителям лекарственных препаратов нарастить объемы производства и помочь обеспечить внутренний рынок эффективными медикаментами.
Таким образом, вопрос обеспечения лекарственной безопасности приобрел чрезвычайную значимость после начала СВО и введенных в отношении России санкций, и, как следствие, нарушения логистических цепочек при импорте сырья и лекарств в страну. В 2023 году состояние отечественный рынка лекарственных средств характеризуется:
- устойчивый рост российского рынка фармацевтических препаратов, как в коммерческом, так и в государственном сегменте;
- развитие производства отечественными производителями, ежегодная регистрация новых препаратов и аналогов импортных лекарственных средств;
- импортозамещение зарубежных препаратов;
- преодоление зависимости от зарубежных компаний;
- рост объемов продаж локализованных препаратов на рынке РФ в январе 2023 года на 66,1% в натуральном выражении, импортных – 33,9%;
- нулевая или сниженная ставка ввозной таможенной пошлины;
- широкий перечень мер государственной поддержки, льготное кредитование и субсидирование;
- активная инвестиционная деятельность в производство лекарственных препаратов на внутреннем рынке;
К сожалению, на данный момент не все виды лекарственных препаратов доступны для населения как в качественном, так и в ценовом выражении, однако тенденция развития фармацевтической отрасли в РФ однозначно положительна.
[1] Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» https://base.garant.ru/10136200/
[2] Pharmaceutical industry in Russia https://www.statista.com/topics/6547/pharmaceutical-industry-in-russia/
[3] Pharmaceutical industry in Russia https://www.statista.com/topics/6547/pharmaceutical-industry-in-russia/
[4] Статья от 2023/02/08 12:45:00 «Фармацевтический рынок России»
[5] Журнал Новости GxP (GxP News) https://gxpnews.net/zhurnal/
[6] ТАСС https://tass.ru/ekonomika/10699433
[7] Аналитическая компания DSM Group «Фармацевтический рынок России, январь 2023 г.» https://dsm.ru/docs/analytics/%D0%AF%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%202023%20%D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3.pdf
[8] Ru-Stat https://ru-stat.com./date-Y2017-2022/RU/export/world/0630
[9] Решение Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» https://www.alta.ru/tamdoc/21sr0080/
[10] Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (ред. от 26.04.2022) «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_80032/
[11] Интернет-портал: Ведомости – Власти обнулят импортные пошлины на лекарства и снимут ограничения на них на торгах 19.03.2020 https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/03/19/825678-vlasti-obnulyat
[12] Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1047 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат, понесенных при реализации проектов по организации лекарственных средств и (или) производства фармацевтических субстанций, в рамках подпрограммы «Развитие производства лекарственных средств» государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 – 2020 годы» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201510050027
[13] Новостная компания «Ведомости» https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/12/06/953855-farmkompanii-smogut-poluchit-lgotnie-krediti
[14] Постановление Правительства РФ № 2354 от 20.12.2022 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным на приобретение приоритетной для импорта продукции» http://government.ru/docs/all/145158/
Использованные источники:
- Решение Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/21sr0080/
- Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru/10136200/
- Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (ред. от 26.04.2022) «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_80032/
- Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1047 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат, понесенных при реализации проектов по организации лекарственных средств и (или) производства фармацевтических субстанций, в рамках подпрограммы «Развитие производства лекарственных средств» государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 – 2020 годы» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201510050027
- Постановление Правительства РФ № 2354 от 20.12.2022 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным на приобретение приоритетной для импорта продукции» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://government.ru/docs/all/145158/
- Приказ РТА от 16.12.2019 №550 «Об утверждении требований к оформлению рукописных учебных работ, учебных и научных изданий Российской таможенной академии» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://academy.customs.gov.ru/Gosudarstvennaya_itogovaya_attestaciya
- Аналитическая компания DSM Group «Фармацевтический рынок России, январь 2023 г.» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://dsm.ru/docs/analytics/%D0%AF%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%202023%20%D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3.pdf
- Интернет-портал: Ведомости – Власти обнулят импортные пошлины на лекарства и снимут ограничения на них на торгах 19.03.2020 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/03/19/825678-vlasti-obnulyat
- Журнал Новости GxP (GxP News) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://gxpnews.net/zhurnal/
- ТАСС [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://tass.ru/ekonomika/10699433
- Ru-Stat [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://ru-stat.com./date-Y2017-2022/RU/export/world/0630
- Pharmaceutical industry in Russia [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.statista.com/topics/6547/pharmaceutical-industry-in-russia/