Стр. 17

Лагодич А.Ю., Жаркова Л.Е.
РОЛЬ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО ЦЕНТРА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ

УДК 339.5

А.Ю. Лагодич, студент 5 курса, факультета таможенного дела Российской таможенной академии

Л.Е. Жаркова, студент 5 курса, факультета таможенного дела Российской таможенной академии

Научный руководитель: И.Ю. Татаева, доцент кафедры управления, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные предпосылки и условия создания Межгосударственного центра Союзного государства, проанализированы его основные направления деятельности в рамках международного таможенного сотрудничества.

Ключевые слова: Союзное государство, Межгосударственный таможенный центр Союзного государства, международное таможенное сотрудничество, специальные экономические меры, система управления рисками, общесоюзные профили риска, лжетранзит, мобильные группы.

После распада СССР Российская Федерация и Республика Беларусь столкнулись с острой необходимостью восстановления утраченных экономических, политических и социальных связей. В связи с этим 2 апреля 1997 года в Москве президенты Белоруссии и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России [1].

Создание единого экономического пространства повысило благосостояние и уровень жизни населения, обеспечило социально-экономическое развитие и взаимовыгодное сотрудничество братских народов, а также способствовало борьбе с преступностью. Это было реализовано на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов стран.

Для координации интеграционных процессов и работы отраслевых и функциональных органов потенциального Союзного государства был создан Таможенный комитет Сообщества (России и Белоруссии). Впоследствии Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. №13 он был преобразован в Таможенный комитет Союзного государства (далее – Комитет) [2].

Одними из основных задач создания Комитета, территориально функционирующего в Москве, являются: формирование единого таможенного пространства, унификация и гармонизация таможенного законодательства, обеспечение единства применения мер таможенно-тарифного регулирования, единого порядка экспортного и валютного контроля. Кроме того, важной функцией является развитие международного сотрудничества по таможенным вопросам.

Деятельность Комитета представлена коллегией, в состав которой входят: Председатель Таможенного комитета Союзного государства, его заместители, а также руководящие работники центральных таможенных органов государств – участников Союзного государства с равным представительством от каждого центрального таможенного органа [6].

Результаты проведенных мероприятий, которые были реализованы Комитетом, представлены на рисунке 1 [7].

Рис.1. Результаты деятельности Комитета, начиная с февраля 2022 г.

В последнее время развитие мировой и национальных экономик складывается под влиянием глобальных экономических и политических проблем, а внешнеэкономические связи между странами определяются нестабильным состоянием. В условиях санкционного давления, с которым столкнулась Российская Федерация, а в последствии и Республика Беларусь, был создан Межгосударственный таможенный центр Союзного государства (далее – Межгосударственный центр), который должен оперативно и в кратчайшие сроки смягчить возможные негативные экономические последствия для обеих стран, – как отмечает бывший руководитель ФТС России Булавин Владимир Иванович [7].

Целью создания Межгосударственного центра является проведение совместной работы по управлению рисками, реализация аналитических функций, а также мониторинг совершения таможенных операций на территории Союзного государства. Руководителем Межгосударственного центра определен государственный советник таможенной службы III ранга Лобачев Павел Анатольевич (представитель ГТК Беларуси), а его заместителем – полковник таможенной службы Селезнев Валерий Иванович (представитель ФТС России). В структуру Межгосударственного центра входит штат сотрудников из 30-ти человек: 15 представителей от российской стороны и 15 представителей от белорусской. Располагается Межгосударственный центр в столице Беларуси – Минске.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2022 г. N 262-р «О подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере» осуществление сотрудничества будет проходить по наиболее значимым направлениям таможенного администрирования [3]. Направления деятельности согласно проекту постановлений Высшего Государственного Совета Союзного государства о создании Межгосударственного центра представлены схематично на рисунке 2.

Рис.2. Направления деятельности Межгосударственного центра

Направления деятельности Межгосударственного центра обусловлены тем, что в настоящее время на территории Российской Федерации действуют специальные экономические меры. В связи с этим государства-члены ЕАЭС должны гарантировать соблюдение договоренностей о защите внутреннего рынка и о недопущении ввоза на территорию России санкционных товаров. Однако существуют различные способы проникновения запрещенных товаров на российский рынок, которые используют зарубежные компании.

Одной из главных нелегальных схем является ввоз санкционных товаров через государства-члены Евразийского экономического союза, в частности через Беларусь: иностранный товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в Республике Беларусь, соответственно приобретает статус товаров Союза и может свободно перемещаться по территории ЕАЭС [5]. В таком случае маркировка страны происхождения товара может быть изменена, и определить страну происхождения товара практически невозможно. Подобная схема незаконного ввоза товаров представлена на рисунке 3[1].

Рис. 3.  Схема поставок санкционных товаров в РФ

Также товар, следовавший из европейских стран в Казахстан через территорию Российской Федерации, может помещаться под таможенную процедуру транзита. Часть санкционного товара «не доезжает» до российско-казахстанской границы и остается на территории РФ.

Создание в структуре Межгосударственного центра мобильных групп позволит эффективно вести борьбу с лжетранзитом и выявлять немаркированную продукцию. Определение объектов таможенного контроля в процессе проведения совместных контрольных мероприятий будет способствовать своевременному анализу статистических данных в рамках выявления ввоза санкционных товаров. Кроме того, ведение общей таможенной статистики, статистики взаимной торговли обеспечит таможенным службам обеих стран обмен точными данными в целях снижения совершения таможенных правонарушений уже после выпуска товаров. Таким образом, работа Межгосударственного центра позволит усовершенствовать инструменты таможенного администрирования, повысить уровень конкуренции, что должно вывести в «белую» зону большее количество товаропотоков.

Одним из проектов Межгосударственного центра в рамках развития таможенного сотрудничества будет являться создание Положения о применении общесоюзных и целевых профилей рисков. На данный момент Приказ ФТС России от 20.05.2016 г. №1000 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками» утратил свою силу, и вся информация о профилях риска, о мерах по их минимизации находится в закрытом доступе [4]. На базе Межгосударственного центра будет создан единый информационный продукт, который обеспечит реализацию применения системы управления рисками в полном объеме на всей территории Союзного государства. Создание фискальных профилей рисков позволит обеим странам отслеживать точные данные о поступлении денежных средств в государственный бюджет. Получение подобной конфиденциальной информации является крайне важным направлением деятельности Межгосударственного таможенного центра, поскольку напрямую связано с возможным недополучением таможенных платежей, способствуя выявлению фискальных правонарушений в области таможенного дела. Межгосударственный таможенный центр Союзного государства имеет уникальное значение в развитии международного таможенного сотрудничества России и Беларуси. Это обусловлено тем, что решение как текущих, так и перспективных задач на международном уровне возможно лишь в процессе взаимодействия таможенных служб в контексте открытого и честного диалога с использованием эффективных инструментов таможенного администрирования. Таким образом, Межгосударственный центр становится первой «боевой единицей» в исполнительных органах Союзного государства, отражающей единение, равноправие и общую заинтересованность стран в наращивании оборотов международного таможенного сотрудничества.


[1] Составлено авторами.

Использованные источники

  1. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 02.04.1997 «О Союзе Беларуси и России» // URL: https://www.alta.ru/.
  2. Постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. №13 «О положении о Постоянном Комитете Союзного государства» // URL: https://www.alta.ru/.
  3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2022 г. № 262-р «О подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере» // URL: https://www.alta.ru/.
  4. Приказ ФТС России от 20 мая 2016 г. № 1000 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками» // URL: https://www.alta.ru/.
  5. Башарова Э.И., Веселова М.П., Мозжегорова О.А. Совершенствование мер государственного контроля по пресечению ввоза в Российскую Федерацию санкционных товаров. // Электронное издание «Научный журнал NovaUm.Ru». 2018. №11. С. 69-75.
  6. Официальный сайт Постоянного Комитета Союзного государства [Электронный ресурс] // URL: https://посткомсг.рф/.
  7. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс] // URL: https://customs.gov.ru/.