Захарова К.А.
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
УДК 338
К.А. Захарова, студент 4 курса, факультета таможенного дела Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии
Научный руководитель: Ольга Владимировна Смирнова, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии
Аннотация. В статье рассматривается такое понятие как продукция военного назначения и ее место на мировом рынке. На основании анализа выявлены проблемы и предложения по совершенствованию разрешительного порядка ввоза товаров данной категории.
Ключевые слова: продукция военного назначения, основные направления совершенствования таможенного контроля, специализированные комплексы обнаружения, ввоз, вывоз продукции военного назначения.
Продукция военного назначения занимает важное место в системе внешнеторговой деятельности, как России, так и государств-членов ЕАЭС, вопросам её внешнеторгового оборота в части экспорта уделяется значительное внимание, преимущественно на уровне законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Существует ряд двухсторонних соглашений, разработанных в рамках ЕАЭС, о взаимодействии при реализации процедуры экспорта продукции военного назначения в третьи страны. Так, например, «Соглашение о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами – членами Таможенного союза, а также через таможенную границу Таможенного союза» по Решению Коллегии ЕЭК от 10.05.2012 № 41. Из этого следует, что порядок совершения таможенных операций при условии соблюдения запретов и ограничений с такой категорией товаров как продукция военного назначения определяется самостоятельно на национальном уровне каждого государства-члена ЕАЭС [1, 2].
Актуальность данной темы заключается в том, что продукции военного назначения отводится особое место на мировом рынке. Основными поставщиками данной продукции обозначены: Соединенные штаты Америки, Китай, Франция, Германия, а также Россия, как второй из крупнейших экспортёров вооружения и военной техники в области военно-технического сотрудничества [3, 4].
Цель данного исследования – предложение направлений совершенствования таможенного контроля по перемещению продукции военного назначения через границу ЕАЭС.
Задачи исследования:
– выявление проблем в области регулирования перемещения продукции военного назначения через таможенную границу ЕАЭС;
– предложение направления совершенствования таможенного контроля за перемещением продукции военного назначения через границу ЕАЭС.
Проведение таможенного контроля соблюдения мер в отношении продукции военного назначения, перемещаемой через таможенную границу ЕАЭС, направлено на идентификацию ввозимой и вывозимой военной номенклатуры товаров. Данные меры реализуются уполномоченными должностным лицами путем проверки документов и сведений (технической документации), представленных декларантом при совершении таможенных операций, что может вызывать определенные сложности, ввиду специфики исследуемой категории товаров [3].
Исходя из вышесказанного, определены следующие проблемы в области регулирования перемещения продукции военного назначения через таможенную границу ЕАЭС, представленные на рис. 1 [3].
Рис. 1. Проблемы в области регулирования перемещения продукции военного назначения через таможенную границу ЕАЭС
Федеральной таможенной службой осуществляется ряд действий, направленных на содействие развитию экспортно-ориентированного сектора экономики России. Вместе с тем, реализуются меры по совершенствованию таможенного администрирования в целях упрощения перемещения товаров и лиц через таможенную границу Евразийского экономического союза. Результатом изложенного выше можно считать внедрение в 2021 году единой системы прослеживаемости движения товаров, позволяющей таможенным органам получать своевременную и достоверную информацию о движении товаров, что способствует снижению количества незаконного перемещения товаров. Государственными органами проводятся работы по расширению возможностей взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с должностными лицами таможенных органов и автоматизированному получению информации, которая находится в их распоряжении, а также по предотвращению проблем, связанных со сложностью идентификации и соблюдением запретов и ограничений в процессе декларирования товаров, попадающих под категорию экспортного контроля, в частности продукции военного назначения [4].
Таким образом, одним из путей совершенствования контроля является внедрение дополнительных мер информирования участников внешнеторговой деятельности о методах классификации товаров, перемещаемых через границу. Так внедрение системы, входными данными которой выступает необходимая для вынесения первичного решения информация, а выходными – результат экспертизы, с перечнем необходимых изменений и дополнений, позволит упростить процедуру получения разрешения непосредственно до прибытия груза к месту контроля. Данное решение может быть реализовано в рамках цифровизации системы таможенных органов.
Проведен аналитический обзор и предложены основные направления совершенствования экспортного контроля по перемещению продукции военного назначения через границу Российской Федерации, которые представлены на рис. 2. [3, 5]
Рис. 2. Основные направления совершенствования экспортного контроля по перемещению продукции военного назначения через границу Российской Федерации (составлен авторами по материалам [3, 5])
Вдобавок к этому стоит сказать следующее, что одной из важных функций технических средств таможенного контроля является предотвращение преступлений и террористических актов. Ввиду развития технологий в области детектирования различных веществ и систем компьютерного зрения, одним из путей совершенствования таможенного контроля является модернизация материально-технической базы.
Анализ пространственной информации является одним из наиболее эффективных методов контроля обстановки на объектах инфраструктуры. Направление развития интеллектуальных видеосистем является востребованным во всем перечне таможенных операций. Данные системы применяются для считывания номерных знаков автомобилей, для учёта соответствующих документов и маркировок товаров, что непосредственно увеличивает скорость и качество проведения таможенных процедур.
В отношении военной техники, системы обработки видеоданных должны работать с дополнительным оборудованием, производящим анализ внутреннего состояния объектов. Самым перспективным направлением развития является обработка изображений, полученных в системах с рентгеноскопией. Так, например, при проведении досмотра с использованием специализированных средств для получения рентгеновских изображений в реальном времени, видеосистема может выделять подозрительные структуры и производить оповещение оператора. Обучение систем с целью автоматического выявления запрещенных объектов позволяет сократить сроки и улучшить качество обнаружения, тем самым повышая эффективность функционирования таможенных органов.
В данной области наибольшую сложность представляет внедрение алгоритмов, их периодическое обучение и пополнение базы объектов (поскольку самые эффективные алгоритмы работают на основе нейронных сетей).
Наиболее важными объектами таможенного контроля являются опасные химические соединения: взрывчатые, токсичные и биологические вещества. Для обнаружения химически опасных веществ необходимы специализированные системы детектирования и анализа, являющиеся высокоточным технологически сложным оборудованием, в основе которого лежит спектральный анализ. Спектроскопы позволяют проводить оперативную идентификацию химических и биологических агентов в жидком, твердом и газообразном состоянии, без необходимости взятия проб и контакта с веществом. В рамках таможенных структур необходимо внедрение специализированных комплексов обнаружения опасных веществ, позволяющих производить оперативный досмотр продукции военного назначения. Данное направление является особенно актуальным, поскольку военная техника, в большинстве, представляет собой систему металлоконструкций, являющейся преградой для распространения большинства видов излучений.
Подводя итог, необходимо отметить, что продукция военного назначения обладает определенной спецификой таможенного контроля при перемещении через границу. Основное направление совершенствования контроля за перемещением продукции военного назначения заключается в применении и разработке новых систем обработки изображений, полученных в системах с рентгеноскопией, что позволит выделять подозрительные структуры и производить оповещение оператора.
Использованные источники:
- Решение Коллегии ЕЭК от 10.05.2012 № 41 «О проекте Соглашения о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами – членами Таможенного союза, а также через таможенную границу Таможенного союза» // URL: http://www.consultant.ru.
- Письмо ФТС России от 25.07.2013 № 14-68/32145 «О методических рекомендациях) // URL: http://www.consultant.ru.
- Матвеева Н.В. Об экспорте продукции военного назначения через таможенную границу ЕАЭС // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 1А. С. 428-435.
- SIPRI releases Annual Review 2020. URL: https://www.sipri.org/news/2021/sipri-releases-annual-review-2020.
- Тарасенко А.А., Матвеева Н.В. Направления совершенствования и повышения результативности таможенного контроля после выпуска товаров // Московский экономический журнал. 2021. №4. С 413. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-i-povysheniyarezultativnosti-tamozhennogo-kontrolya-posle-vypuska-tovarov.