Стр. 29

Игнатов М.Р., Шалаев И.А.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕКЛАРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ: ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

УДК 339.54

М.Р. Игнатов, студент 5 курса факультета технологий, товароведения и сервиса Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС

И.А. Шалаев, доцент кафедры экономики и экономической безопасности кандидат экономических наук, доцент

Аннотация. В данной статье рассмотрена деятельность декларантов в таможенном оформлении товаров и транспортных средств, а также раскрыты особенности оформления деклараций в условиях глобальной цифровизации и использования электронных систем. При рассмотрении особенностей цифрового развития предложены способы совершенствования декларирования товаров и транспортных средств.

Ключевые слова: декларант, таможенное оформление, цифровизация декларирования, таможенное администрирование, декларация.

В современном мире государства все больше внедряют в свою деятельность цифровую экономику. Ее развитие располагает к повышению конкурентоспособности государств в экономической сфере, упрощает множество задач, связанных с контролем за соблюдением законодательства, оформление документов, связанных с международной торговлей, повышения качества жизни населения. Россия, не отставая от других стран также активно внедряет различные элементы цифровой экономики в свою деятельность. В настоящее время государство реализует полномасштабную цифровизацию деятельности таможенных органов которая имеет отражение в Стратегии развития таможенной службы РФ 2030 года.

Вышесказанное подтверждает актуальность проводимого исследования, поскольку в условиях цифровизации и развития таможенного администрирования вопрос декларирования товаров и транспортных средств остается не до конца изученным. Безусловно, таможенное оформление товаров и транспортных средств – это процесс, который связан с множеством особенностей и требований. Современный мир ставит перед декларантами все новые вызовы и требования, что значительно влияет на их деятельность. Согласно ТК ЕАЭС, декларантом может являться юридическое, физическое лицо с постоянным местом жительством в РФ, а также ИП [1]. В связи с этим, работу декларантов в современных условиях можно считать очень важной – они должны быть знакомы со всеми правилами и нормами, чтобы обеспечить правильное и своевременное оформление товаров.

С каждым годом все больше процессов таможенного оформления автоматизируются, в результате чего декларанты должны постоянно совершенствовать свои навыки и умения. На данный момент, согласно официальным данным, публикуемым на сайте ФТС России, приблизительно 70% таможенных деклараций оформляется декларантами. Современные технологии позволяют автоматизировать процесс заполнения таможенных деклараций, что уменьшает вероятность ошибок, ускоряет процесс оформления документов и резко сокращает время, затрачиваемое на решение вопросов с таможенными органами. Сегодня, например, активно применяется электронное декларирование, что требует от декларантов увеличения скорости и точности работы. Таким образом, важной особенностью работы декларантов является необходимость умения работать с различными программными системами, которые используются для таможенного оформления, таких как «Альта-Софт», «ЕСТ», «Прима» и другие [2]. Кроме этого, декларанты должны обладать хорошими навыками работы с практически любыми офисными программами.

В законодательстве различных государств, в том числе в законодательстве ЕАЭС присутствует термин «цифровая таможня» Цифровая таможня – это использование цифровых систем в целях обеспечения и гарантии уплаты таможенных пошлин, контроля за потоком товаров, людей, транспортных средств и денег, а также защиты международной торговли от преступности, включая международный терроризм, продолжающий распространяться по всему миру [3].

Российская таможня активно внедряет цифровизацию в свою деятельность. На данный момент уже созданы Центры электронного декларирования и электронные таможни, активно развивается и применяется технология автовыпуска и удаленного выпуска товаров. Раскроем подробнее наиболее популярную схему электронного декларирования ЭД-2. ЭД-2 – это технология электронного декларирования, которая позволяет передавать данные от таможенного декларанта к таможенным органам по сети интернет. На рисунке 1 отображена блок схема системы электронного декларирования.

Рис.1. Блок схема электронного декларирования

В ходе проведенного исследования представим особенности деятельности декларантов в условиях цифрового развития таможенного администрирования, которые можно разделить на несколько ключевых направлений:

  1. Особенностью декларирования товаров является следующее: декларирование товаров производится электронно через систему «Единое окно», что позволяет сократить время на оформление и контроль за грузами. Однако, декларанты должны строго следовать инструкциям и правилам заполнения деклараций, так как возможность ошибок и неправильного оформления документов может привести к задержке груза на таможне, а в некоторых случаях – к штрафам и конфискации товаров.
  2. К особенностям декларирования транспортных средств можно отнести обновления перечня документов при переходе на электронную форму декларирования. В частности, необходимо предоставить данные о технических характеристиках автомобиля, владельце и правах на работу, а также о наличии кредитов и штрафов. Декларанты должны внимательно проверять все данные и интерпретировать их правильно, чтобы не нарушить требования закона и избежать ненужных затрат.
  3. Использование цифровых технологий как особенность используется для упрощения деятельности декларантов при использовании информационных технологий, например, автоматического заполнения документации и электронного обмена данными. Тем не менее, для решения сложных проблем, таких как определение страны происхождения товаров или классификация их по кодам, все еще нужны профессиональные знания и опыт.
  4. Особенностью контроля за качеством документации является непрерывность ее отслеживания от самого начала заполнения до выпуска товаров или транспортных средств. После того, как декларации будут подписаны и отправлены в систему, они будут проверены таможенными службами. Если найдены ошибки или неточности в документации, таможенный орган вправе отказать в выпуске товаров и отправить декларацию на доработку. Поэтому важно убедиться, что документы заполнены правильно и тщательно проверить информацию на достоверность.

Для того, чтобы решить поставленные задачи необходимо адаптировать таможенное администрирование к современным условиям цифровой экономики, разработать новые технологии таможенного контроля и таможенного регулирования. Основные направления развития таможенных технологий представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Основные направления развития таможенных технологий в России

Основными трудностями для построения полноценной цифровой таможни являются вопросы непосредственного взаимодействия с другими органами и контролирующими службами, такими как Роспотребнадзор, Федеральная налоговая служба России и т.д. [4]. Несмотря на то, что данные органы являются взаиомсвязанными, они имеют разную направленность, что является основной проблемой в стабильном и грамотном взаимодействии. Таким образом, деятельность декларантов в условиях развития цифрового таможенного администрирования остается актуальной и востребованной, так как она во многом определяет успешность в подаче деклараций на товары и транспортные средства несмотря на множество электронных систем, созданных для упрощения взаимодействия с таможенными органами и повышения качества и количества обработанных деклараций.

Использованные источники:

  1. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17)
  2. Игнатов М.Р. Влияниие санкций Европейского Союза на развитие экономики Российской Федерации и ее контрмеры / М. Р. Игнатов // Молодежная наука : труды XXVI Всероссийской студенческой научно-практической конференции КрИЖТ ИрГУПС, Красноярск, 22 апреля 2022 года. Том 2. – Красноярск: Иркутский государственный университет путей сообщения, 2022. – С. 49-52.
  3. Лобас Т.В., Макрусев В.В. Цифровая трансформация таможенного регулятора: теория, проблемы и международный опыт их решения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 9А. С. 65-79. DOI: 10.34670/AR.2019.91.9.008 (дата обращения 23.04.2023).
  4. Павлова Я.В. Проблемы использования информационных технологий в таможенных органах // Экономические науки. – 2019. – №3 (11). – С. 31-33.
  5. Шалаев И.А. Анализ поступлений таможенных платежей в Российской Федерации / И.А. Шалаев, О.И. Кожанчиков, В.В. Матвеев // Вестник ОрелГИЭТ. – 2022. – № 2(60). – С. 84-90.
  6. Ящишин С.Т. Основы теории, экономики и практики таможенной деятельности / С.Т. Ящишин, Г.С. Осипов. – М.: Элмор, 2021. – с. 190.