Стр. 37

Новикова К.В.
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТАРИФНЫХ КВОТ НА ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА МЯСНЫХ ТОВАРОВ

УДК 339.5

К.В. Новикова, студент 4 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии

Научный руководитель: И.Н. Кирий, старший преподаватель кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования

Аннотация. В статье приводится анализ состояния российского рынка мясных товаров, достигнутого в результате введения тарифных квот на их импорт. Сделаны выводы о возможных перспективах развития отрасли, а также предпосылки к отмене данных тарифных квот.

Ключевые слова:  меры таможенно-тарифного регулирования,тарифные квоты,ограничение экспорта, мясная промышленность.

Мясная продукция занимает ключевое место в развитии экономики Российской Федерации. В настоящее время наблюдается активное развитие рынка данных товаров.

Однако ранее уровень развития данной отрасли не был таким высоким. На рисунке 1 приведена гистограмма объемов производства свинины, мяса КРС и птицы за 1990 – 2021 гг. [1]. На графике видно, что примерно до 2009 года динамка производства рассматриваемых видов товаров была отрицательной. Начиная с 2010 года объемы производства стабильно увеличивались.

Рис. 1. Динамика производства мяса КРС, мяса птицы и свинины в России в убойном весе за 1990 – 2021 гг., тыс. т

Достижение таких показателей обусловлено применением ряда мер по поддержке рассматриваемой отрасли.

В 1990-е годы российский рынок продовольственной продукции зависел от импортных товаров. На рисунке 2 представлен график зависимости России от импортного мяса и мясопродуктов [2].

Рис. 2. Зависимость российского рынка от импорта мяса и мясопродуктов (в т. ч. мясных консервов), %

Для снижения уровня зависимости от импорта и развития отечественного производства в 2010 году впервые в России была принята «Доктрина о продовольственной безопасности Российской Федерации», которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности России на период до 2020 г. Доктрина характеризует продовольственную безопасность РФ как продовольственную независимость страны и физическую и экономическую доступность пищевых продуктов для граждан. Продовольственная независимость определяется как уровень самообеспечения в процентах, рассчитываемый как отношение объема отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к объему их внутреннего потребления и имеющий пороговые значения. Для мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) данное пороговое значение составляет не менее 85 % [3].

Следующим фактором развития отрасли является Вступление России во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 г., которое способствовало расширению объемов и географии российского экспорта, и соответственно, рост ВВП страны. На рисунке 3 приведена динамика ВВП России в период 1995 – 2022 гг. [1]

Рис. 3. Динамика ВВП России в период 1995 – 2022 гг., млрд. руб.

Также для стимулирования развития российского производства и насыщения внутреннего рынка отечественными товарами путем снижения давления иностранной конкуренции было принято решение ввести ограничения на импорт рассматриваемой продукции на таможенную территорию ЕАЭС. Ежегодно Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), начиная с 2010 года, устанавливается перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, в отношении которых устанавливаются тарифных квоты, распределяемые после этого Правительством Российской Федерации. В таблице 1 представлен перечень кодов квотируемых мясных товаров и их кодов ТН ВЭД ЕАЭС [4].

Таблица 1

Перечень квотируемых мясных товаров и их кодов ТН ВЭД ЕАЭС

Наименование товараКод ТН ВЭД ЕАЭС
Мясо крупного рогатого скота, свежего или охлажденного0201 10 000 1 0201 20 200 1 0201 20 300 10201 20 500 1 0201 20 900 1 0201 30 000 4
Обваленное мясо кур домашних замороженное0207 14 100 1
Замороженные необваленные половины или четвертины тушек кур домашних и замороженные необваленные ножки кур домашних и кусков из них0207 14 200 1 0207 14 600 1
Замороженное обваленное мяса индеек и замороженные необваленные части тушек индеек0207 27 100 1 0207 27 300 1 0207 27 400 1 0207 27 600 1  0207 27 700 1
Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанные в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные, не поименованные выше0207, кроме 0207 14 100 1, 0207 14 200 1, 0207 14 600 1, 0207 27 100 1, 0207 27 300 1, 0207 27 400 1, 0207 27 600 1 и 0207 27 700 1

Также для развития отрасли активно применялись меры государственной поддержки. С 2012 года в России реализуется «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [5].

На сегодняшний день предприятиям агропромышленного комплекса (далее – АПК) Россельхозбанком предоставляется кредитование по ставке не более 5% годовых [6]. Постановлением Правительства в 2016 году введен в действие механизм, согласно которому, начиная с 2017 года, кредитным организациям, участвующим в реализации данной программы, будут предоставляться государственные субсидии. Это позволит повысить доступность кредитования для АПК и снизить финансовую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей [7].

По данным журнала «Эксперт» в начале 2022 года в связи с уменьшением объема государственного субсидирования процентной ставки по льготным кредитам с 80–100% до 70% размера ключевой ставки ЦБ и ростом ключевой ставки ЦБ РФ до 9,5% Минсельхоз рекомендовал сельхозпроизводителям обращаться за коммерческими краткосрочными займами. Условия кредитования по действующим кредитам не должны меняться, а возможность выдачи банками новых кредитов будет зависеть от фактических лимитов льготного кредитования. Вероятно, лимиты будут увеличены, но если их не хватит, то аграриям придется занимать деньги по рыночным ставкам [8]. В связи с данными изменениями в мае 2022 года Приказом Минсельхоз был установлен перечень направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Значительно расширена география поставок продукции АПК, увеличено число регионов отправки продукции. На рисунке 4 представлена динамика количества регионов, в которые экспортируется мясо КРС, свинины и мяса птицы [9].

Рис. 4. Динамика количества регионов, в которые экспортируется мяса КРС, свинины и мяса птицы за период 2017 – 2021 гг., шт.

В результате успешного применения упомянутых мер было достигнуто повышение объемов производства и экспорта мясных товаров и одновременно с этим снижение их импорта. На рисунках 5-7 представлена прогрессивная динамика экспорта мяса КРС, свинины и мяса птицы [9].

Рис. 5. Динамика экспорта мяса КРС (товарная позиция 0201 ТН ВЭД ЕАЭС) за период 2017 – 2021 гг., кг

Рис. 6. Динамика экспорта свинины (товарная позиция 0203 ТН ВЭД ЕАЭС за период 2017 – 2021 гг., кг

Рис. 7. Динамика экспорта мяса птицы (товарная позиция 0207 ТН ВЭД ЕАЭС) за период 2017 – 2021 гг., кг

На рисунках 8 – 10 приведена динамика импорта мяса КРС, свинины и мяса птицы [9].

Рис. 8. Динамика импорта мяса КРС (товарная позиция 0201 ТН ВЭД ЕАЭС) за период 2017 – 2021 гг., кг

Рис. 9. Динамика импорта свинины (товарная позиция 0203 ТН ВЭД ЕАЭС) за период 2017 – 2021 гг., кг

Рис. 10. Динамика импорта мяса птицы (товарная позиция 0207 ТН ВЭД ЕАЭС) за период 2017 – 2021 гг., кг

По данным Российской Академии Наук в перспективе к 2030 году ожидается прирост объемов производства мяса и продуктов из него возрастут. В 2025 году объёмы вырастут на 2,2 % по сравнению с 2020 годом, показатели которого составляют 8,55 млн. т. Увеличение производства мяса к 2030 году будет на уровне 3,4 % относительно показателей 2025 года. На рисунке 11 представлен график, отражающий прогнозируемые объемы производства мяса и мясных товаров [10].

Рис. 11. Прогноз объемов производства основных категорий мясных продуктов, тыс. тонн, консервы — муб.

Санкции со стороны ЕС и ограничение объемов прямого импорта и экспорта мяса и мясных товаров оказали влияние на увеличение объема экспорта рассматриваемых товаров на рынки других торговых партнеров. По данным журнала «Инвестор» в 2022 году увеличился экспорт в Саудовскую Аравию, КНР, ОАЭ, Сербию, Грузия, Вьетнам, Гонконг, страны ЕАЭС, регионы Южной и Центральной Африки, Иран и Египет [11]. Таким образом, в будущем планируется развивать и увеличивать объемы экспорта мяса и продуктов из него в другие страны. Таким образом, можно сделать вывод, что применение различных мер по развитию мясной отрасли во многом способствовало развитию российского производства мяса и продуктов из него, повышению его объемов, а также рост показателей, что в свою очередь, служит доказательством конкурентоспособности отечественных товаров мясной промышленности на мировом рынке. Соответственно, можно предположить, что на сегодняшний день российский рынок мясной продукции в состоянии справиться с иностранной конкуренцией, поэтому ограничения на ввоз в виде тарифной квоты могут быть отменены, в результате чего технологии производства отечественной продукции и качество товаров продолжат развиваться под влиянием конкуренции со стороны иностранных продавцов.

Использованные источники:

  1. Федеральная служба государственной статистки. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosstat.gov.ru/enterprise_economy.
  2. Зависимость России от импорта за сто лет (1920-2014 гг.). [Электронный ресурс]. URL: https://aftershock.news/?q=node/403019&full.
  3. Доктрина о продовольственной безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/3e5/3e5941f295a77fdcfed2014f82ecf37f.pdf.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2022 г. N 2367 “О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота и мяса домашней птицы в 2023 году”. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22ps2367/.
  5. Таможенная статистика ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customsonline.ru/search_ts.html.
  6. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://barley-malt.ru/wp-content/uploads/2019/11/proekt-strategyy-razvytyja-pyschevoj-y-pererabatyvajuschej-promyshlennosty-rf.pdf.
  7. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 27.03.2023) “О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия”. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70210644/.
  8. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ.  Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/measures/preferential-credit/.
  9. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. N 1528 “Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития “ВЭБ.РФ” на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке”. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71580832/.
  10. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 4 мая 2022 г. № 274 «Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404645495/.
  11. Таможенная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://customsonline.ru/.
  12. Журнал «Агроинвестор». [Электронный ресурс]. URL: https://www.agroinvestor.ru/markets/article/39540-myaso-v-plyuse-ekspor/.
  13. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова» Российской Академии Наук. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vniimp.ru/journal/all-about-meat/2071-2499-2020/5S/261.html.