Стр. 1

Абрамов П.С., Смолина В.В.
ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ СЧЕТ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕСОВЕРШЕНСТВА ИНСТИТУТА

П.С. Абрамов, студент 4 курса юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

В.В. Смолина, студент 4 курса юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Научный руководитель: А.В. Палатин, преподаватель кафедры административного и финансового права Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, аспирант

Аннотация. В статье раскрыта сущность и исторические этапы внедрения единого налогового платежа на территории Российской Федерации, условия, при которых в законодательство была включена такая категория, как единый налоговый счет. Проведен анализ основных свойств и условий работы с единым налоговым счетом. Сделан вывод, что его внедрение создает риск увеличения затрат налогоплательщиков при перенастройке режима исполнения своей налоговой обязанности.

Ключевые слова:  единый налоговый платеж, единый налоговый счет, налогоплательщик, физическое лицо, налог, страховой взнос.

Вопрос цифровизации общества обсуждается учеными и правоприменителями много лет. Широкое применение, а также интенсивное введение технологий практически во все сферы жизни значительно облегчает и ускоряет проведение тех или иных операций. Внедрение технологий не обошло стороной и сферу налогового администрирования.

В 2018 году Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) дополнила статья 45.1. Данное нововведение установило новый институт единого налогового платежа (далее – ЕНП) для физических лиц [1].

Исходя из закона, ЕНП для физических лиц − это денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему России лицом для уплаты налогов: транспортного, земельного, а также налога на имущество физических лиц. Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ распространил действие вышеуказанной нормы на возможность исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) [2].

В продолжении развития идеи упрощенной уплаты налогов институт ЕНП был распространен на бизнес: с 01 января 2022 года Федеральный закон № 379-ФЗ дополнил положения НК РФ статьей 45.2, которая определила порядок уплаты ЕНП организациями, индивидуальными
предпринимателями [3]. На данный момент единый налоговый платеж распространяется только на те компании, которые добровольно согласились принять участие в эксперименте с 1 июля 2022 года, с января 2023 года данный порядок станет обязательным.

С 2023 года без помощи ЕНП можно будет уплатить только НДФЛ, предусмотренный для иностранцев на ведение трудовой деятельности по найму в России на основании патента. Соответственно для всех других налогов, сборов, авансовых платежей и страховых взносов по налогам будет применяться единый налоговый счет (далее – ЕНС) и ЕНП.

В связи с положительной динамикой внедрения института ЕНП возникла потребность дальнейшей автоматизации и упрощения системы уплаты налогов. В декабре 2021 года был внесен законопроект № 46702-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования порядка уплаты налогов) [4].

В итоге, 14 июля 2022 года был принят Федеральный закон № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». В перспективе закон должен значительно обновить связь налогоплательщиков и налоговых органов России в сфере уплаты обязательных платежей в бюджет, а также контроль за исполнением этой обязанности. Законом предусматривается формирование единого налогового счета. Единый налоговый счет – это новая обязательная форма учета налоговыми органами налоговой обязанности денежного выражения совокупной обязанности, денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа [5]. Главная задача рассматриваемого института − упрощение налогоплательщикам условий внесения обязательных платежей, которые планируется реализовывать с помощью единого налогового платежа.

Введение с января 2023 г. ЕНС со стороны выглядит крайне привлекательно. Федеральная налоговая служба (далее – ФНС России) издала специальную брошюру «ЕНС 36.6 – Здоровый расчет по налогам», в которой указаны 6 преимуществ данного нововведения [6].

Несомненно, все перечисленные ФНС России достоинства при уплате налогов с ЕНС, такие как: устранение ошибок при заполнении расчетных документов, а также уменьшение расходов, количества и времени их оформления; удобство уплаты единого налога; сокращение проблем при учете долгов и переплат; доступность информации для налогоплательщиков и т.п. имеют место быть и служат безусловно положительными моментами [7].

Все ли так красиво и однозначно, как описывает ФНС России? Четкий ответ на данный вопрос получить невозможно до тех пор, пока нововведения не реализуются на практике. На сегодняшний момент времени нам удалось проанализировать правовое регулирование института ЕНС и выявить ряд несовершенств, с которыми могут столкнуться пользователи данного механизма.

Во-первых, все же появится обязанность налогоплательщиков оформлять и подавать новый отчетный документ – уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (п. 9 ст. 58 НК РФ) [5]. К слову, ФНС России в п. 12 брошюры также говорит о том, что уведомления об исчисленных суммах – это новая форма отчетности. Вместе с тем заявляет, что объем обрабатываемой информации не увеличится. Данное уведомление содержит 5 показателей из платежного поручения (идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, код бюджетной классификации, общероссийский классификатор территорий муниципальных образований, срок уплаты) вместо 15 показателей, которые указываются при заполнении на данный момент. Уведомление включает всего 5 реквизитов, что в 2,5 раза меньше чем в платежке, которой сегодня перечисляются авансы. Несомненно, 5 показателей лучше 15, но больше двух, о которых говорится в брошюре [8].

Во-вторых, новая процедура обещает меньше текущих издержек на уплату налогов, но вызовет существенные единовременные затраты на перенастройку учетных и казначейских систем. Данные изменения повлекут рост цен услуг кредитных организаций, увеличение их штата и изменения программного обеспечения, но предоставит возможность некоторым предприятиям сэкономить на бухгалтерских услугах.

В-третьих, новый закон предусматривает определение входящего сальдо ЕНС, что требует усиленного внимания к накопленным переплатам, что позволит не пропустить срок их возврата или зачета. Исходя из судебной практики, действующий сейчас 3-летний срок начинает течь не ранее срока подачи декларации [9]. Налогоплательщик, будучи обязанным исчислить в этот срок налог по итогам налогового периода, не имеет возможности заранее узнать о переплате авансовых платежей. Закон предусмотрел для переходящих переплат 3-летний срок «со дня уплаты», истекающий 31 декабря 2022 г. Заявления о зачете или возврате переплат, не рассмотренные в этот срок, далее не рассматриваются, нужно будет подавать новое заявление уже по новому порядку. С одной стороны, формулировка «со дня уплаты» повторяет действующий закон, который истолкован судебной практикой расширительно. С другой стороны, высока вероятность, что переходное правило будет все же истолковано буквально.

В-четвертых, определение сальдо в ЕНС не указывает на срок их образования, вследствие чего появляется неопределенность в отношении момента возникновения. У отрицательного сальдо по отношению к определению задолженности и наличию оснований для применения мер принудительного взыскания, у положительного сальдо по отношению к разрешению вопроса о наличии оснований для возврата. В то же время положительное или отрицательное сальдо становится элементом определенного фактического состава и порождает другие юридически значимые обстоятельства. К примеру, возникновение отрицательного сальдо создает полную или частичную отмену зачета в счет предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (подп. 3 п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

В-пятых, возврат взысканных средств менее удобен налогоплательщикам, чем возврат добровольной переплаты. Излишне взысканные средства будут возвращаться с процентами на любой счет, сведения о котором есть у налогового органа, а не на счет, с которого они взысканы, или на счет, указанный налогоплательщиком.

Объединяя вышесказанное, следует указать позитивные моменты внедрения данной системы уплаты налогов, такие как упрощение оплаты налогов, уменьшение ошибок в платежных документах, возможная автоматизация процесса и т.д. Несмотря на это, данное изменение является достаточно глобальным, и мы предполагаем, что это может привести к определенным сложностям, в первую очередь техническим, а также к повышению объема нагрузки на налоговые органы. Нововведения потребуют от бизнеса реорганизации налоговой функции и особого внимания к накопленным налоговым переплатам, хотя в долгосрочной перспективе могут существенно уменьшить административные издержки. В целом, для налогоплательщиков использование ЕНС влечет за собой серьезные затраты финансовых и трудовых ресурсов на перенастройку налоговой функции.

Использованные источники:

  1. Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования» // Собрание законодательства РФ, 30 июля 2018 года, № 38, ст. 2468.
  2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30 сентября 2019 года, № 39, ст. 5375.
  3. Федеральный закон от 29 ноября 2021 года № 379-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06 декабря 2021 года, № 49, ст. 8143.
  4. Проект федерального закона № 46702-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования порядка уплаты налогов) [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/46702-8.
  5. Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18 июля 2022 года, № 29, ст. 5230.
  6. Единый налоговый счет: Брошюра «ЕНС 36.6 – Здоровый расчет по налогам» (36 вопросов + 6 плюсов и преимуществ) [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru.
  7. Сурков А.А. Единый налоговый платеж: условия участия в эксперименте. Упрощенная система налогообложения // Бухгалтерский учет и налогообложение. 2021 № 12. С. 54-58.
  8. Юстус О.И. Единый налоговый счет и его сальдо: подводные камни правового регулирования // Налоговед. 2022. № 10. С. 18-29.
  9. Постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 года по делу № А32-10520/10-59/165 ОАО «Гулькевичигорэлектро» // Вестник ВАС РФ, 2011, № 10.