Стр. 17

Крючкова К.В.
АКЦИЗ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

УДК 339.543

К.В. Крючкова, магистрант юридического факультета Российской таможенной академии, главный государственный таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров службы федеральных таможенных доходов Северо-Западного таможенного управления

e-mail: kryuchkova.kira@gmail.com

Научный руководитель: Е.С. Недосекова, доцент кафедры гражданского права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

e-mail: e.nedosekova@customs-academy.ru

Аннотация. В статье рассматриваются функции акциза как элемента фискальной политики государства. На основе проведенного анализа по влиянию акциза на рынок алкогольной продукции в рамках государств-членов ЕАЭС, выявлены причины разбалансировки ставок акциза на производимую и импортируемую алкогольную продукцию в рамках государств-членов ЕАЭС.

Ключевые слова: акциз, косвенный налог, фискальная политика, таможенные платежи.

Эффективность проведения фискальной политики государства зависит в том числе от государственных органов, которые ее осуществляют. В данном процессе участвуют, например, Федеральная таможенная служба, а также юридические и физические лица.

С точки зрения экономики, налоги проявляют фискальную функцию и косвенно регулируют экономические процессы. С другой стороны, налоги можно рассматривать как специфическую связь между объектами и субъектами налогообложения. Таким образом, налоги могут формировать часть бюджета государства, с другой стороны могут стимулировать или дестимулировать развитие определенных видов предпринимательской деятельности.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) акциз относится к косвенным налогам [1].

Как отмечает ряд авторов, акциз является «налогом на недостаток» [2]. Это связано с тем, что в список подакцизных товаров входит, например, алкогольная продукция. Употребление данной категории товаров оказывает вредное воздействие на здоровье людей. В связи с этим государству необходимо закладывать дополнительную статью расходов в бюджет, связанную с медицинским обслуживанием граждан, употребляющих алкогольную продукцию.

С другой стороны, акциз является регулятором рыночной конъюнктуры. Например, акциз как вид косвенного налога, используется для регулирования рыночного спроса и предложения подакцизных товаров.

Необходимо отметить, что согласно статистике, ежегодно увеличивается сумма уплаченных налогов в бюджет Российской Федерации (РФ). Так, например, уплата акциза за алкогольную продукцию в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличилась на 6%. А в 2022 году данный показатель также увеличится по сравнению с предыдущим годом и в денежном эквиваленте составит 38 млрд.рублей. [3- 4]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что акциз является важным фактором пополнения бюджета РФ

В соответствии с законодательством РФ, организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) могут выступать в качестве лиц, уплачивающих акциз: Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу ЕАЭС определены в статье 185 НК РФ налогам [1].

Интересный факт заключается также в том, что согласно 46 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) акциз, относится к категории таможенных платежей [5].

Акциз, как разновидность таможенного платежа, взимается государствами – членами ЕАЭС, в соответствии с законодательством, установленным на национальном уровне.

Главным отличием акциза от других таможенных платежей является тот факт, что акциз уплачивается только в отношении подакцизных товаров. Кроме того, налоговое законодательство определяет порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ. Сам же процесс и порядок ввоза подакцизных товаров на территорию РФ регулируется
ТК ЕАЭС [5].

Порядок уплаты акциза, как косвенного налога, связан со статусом подакцизных товаров и таможенными процедурами, под которые помещаются подакцизные товары. Также необходимо отметить, что обязанность по уплате акциза возникает в тот момент, когда подакцизный товар ввезен на территорию РФ.

Таможенные органы осуществляют контроль за оборотом подакцизных товаров, в связи с высоким уровнем налогообложения данной категории товаров.

В государствах-членах ЕАЭС различные списки подакцизных товаров, но есть и идентичные товары, включаемые в данный список. Таким товаром, например, является алкогольная продукция.

 Алкогольная продукция, классифицируется в 22 группе единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС)[6]. При декларировании данной категории товаров возникают сложности относительно правильности определения десятизначного кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Классификация алкогольной продукции в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется по множеству различных характеристик: географическое происхождение товара, сырья из которого он изготовлен, по способу приготовления.

В связи с широким спектром признаков, влияющих на правильную классификацию алкогольной продукции в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС могут возникать сложные ситуации у декларантов с определением классификационного кода. Кроме того, неверное определение данного параметра может повлиять на неправильное исчисление таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза.

Также при импорте алкогольной продукции, отправитель товара может сообщить неверные сведения получателю товара, касающиеся стоимости товара, процентного содержания спирта в перемещаемой продукции. Помимо этого, как отмечает ряд авторов, актуальной проблемой является контрабанда алкогольной продукции, перемещение фальсифицированной продукции через границу РФ. Данные факты также повлекут за собой недополучение налоговых поступлений в бюджет РФ.

Таким образом, недостоверное декларирование алкогольной продукции при перемещении товаров на территорию РФ, занижение таможенной стоимости, неверное исчисление налога на добавленную стоимость и акциза, а также контрабанда и перевозка фальсифицированной алкогольной продукции влекут за собой недопоступление в бюджет РФ таможенных платежей, налогов, в том числе акциза.

В отношении данной проблемы можно привести следующий пример, исходя из анализа судебной практики Арбитражных судов РФ. Так, например, Арбитражным судом Ставропольского края рассматривалось дело
 № А63-18498/2020, в ходе которого суд установил, что Общество ввезло на территорию РФ не коньячный дистиллят, как было заявлено в 31 графе таможенной декларации (ДТ), а в соответствии с заключением таможенного эксперта – недоброкачественное виноградное сырье, которое не является ни винным, ни коньячным дистиллятом. В связи с чем Ставропольским таможенным постом верно принято решение от 12.11.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, касающиеся внесения изменений в графу 31 ДТ и применения ставки акциза в размере 418 рублей за литр безводного этилового спирта, что привело к доначислению таможенных платежей в размере 6 442 178,40 рублей. Таким образом, суд признал решение таможенных органов правомерным [7].

Таким образом, неверное заявление описания товара в 31 графе ДТ и классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в 33 графе ДТ, может повлечь за собой доначисление таможенных платежей, в том числе акциза [1].

Кроме того, присутствуют и иные проблемные вопросы при перемещении алкогольной продукции на территорию РФ.

Основываясь на мнении экспертов, можно выделить вторую проблему – это увеличение ввоза контрафактной продукции, которое связано с ежегодным увеличением ставок акциза на подакцизные товары, в связи с чем, появляется спрос на более дешевую нелегальную продукцию.

Также можно выделить и третью проблему – разница в ставках акциза при импорте алкогольной продукции в государствах-членах ЕАЭС. Данная проблема связана с тем, что ставки по акцизу не являются одинаковыми при импорте алкогольной продукции в государствах – членах ЕАЭС налогам [8].

В РФ, в отличие от остальных государств-членов ЕАЭС, самые высокие ставки акциза. Например, акциз на алкогольную продукцию с объемной долей свыше 9% в 2022 году составляет 589 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. В тоже время в Республике Беларусь, аналогичный показатель составляет 355 рублей за 1 литр готовой продукции налогам [9-10].

В связи с несбалансированной акцизной политикой в рамках государств-членов ЕАЭС, продукцию российских производителей зачастую вытесняет с собственного рынка более дешевая алкогольная продукция из Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходимо создать условия для развития благоприятных отношений в рамках государств-членов ЕАЭС. В связи с этим должно быть создано единое экономическое пространство, в рамках которого ставки акциза на подакцизную продукцию будут единообразными.

Косвенный налог (акциз) применяемый к рынку алкогольной продукции, оказывает влияние на покупательский спрос и ценообразование данной категории товаров. В связи с этим видится необходимость выравнивания ставок акциза на производимую и импортируемую алкогольную продукцию, приведения перечня подакцизных товаров к единому виду в государствах-членах ЕАЭС.


[1] Составлено авторами.

Использованные источники

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. Федеральный закон от 31.08.1998 №146-ФЗ (в ред. от 28.05.2022) [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 01.07.2022).
  2. Богомолов, В. В. Акцизный налог как инструмент быстрого реагирования и воздействия на негативные экономические процессы // Молодой ученый. 2020. № 21 (311). с. 93-95.
  3. Официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Итоговый доклад о результатах деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка за 2021 год. Москва 2022. 14.07.2022.URL: https://fsrar.gov.ru/.
  4. Официальный сайт информационного агентства ТАСС. Интернет-издание, официальный сайт. Статья «Налоговые доходы бюджета РФ от акцизов на крепкий алкоголь в 2022 г. составят 38 млрд руб». 14.07.2022. URL: https://tass.ru/ekonomika/12548633?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения 14.07.2022)
  5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение
     № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 01.07.2022).
  6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 № 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза.
    URL: http://www.eaeunion.org. (дата обращения: 01.07.2022).
  7. Официальный сайт картотеки арбитражных дел // https://kad.arbitr.ru/. Интернет издание. 13.07.2022. URL: https://kad.arbitr.ru/ (дата обращения 14.07.2022).
  8. Джафарова, З.К., Курбанов, С.А. Проблемы системы акцизного налогообложения в России и перспективы совершенствования // Журнал прикладных исследований. 2021. №6. с. 791-796.
  9. Официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка // cfo.fsrar.gov.ru. Интернет-издание официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. 13.01.2021. URL:https://cfo.fsrar.gov.ru/files/24896_%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8%202020.pdf (дата обращения 01.07.2022).
  10. Об изменении ставок акцизов на подакцизные товары c 1 января 2020 г.//minfin.gov.by. интернет-издание Министерства финансов Республики Беларусь, 2000-2022. URL: https://minfin.gov.by/special/ru/news/ba9bc2523a5047bd.html. (дата обращения: 01.07.2022).