Стр. 41

Полетаева А.А.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.А. Полетаева, главный государственный таможенный инспектор правового отдела Центральной почтовой таможни, магистрант 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии

Научный руководитель: А.Е. Шарихин, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Российской таможенной академии, доктор юридических наук

Аннотация. В статье описывается поэтапное развитие уголовной политики в сфере внешнеэкономической деятельности, приведены статические данные совершения деяний, направленных на дестабилизацию государственного и общественного порядка.

Ключевые слова: уголовная политика, внешнеэкономическая деятельность, таможенный контроль, преступления.

Уголовное законодательство в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) неразрывно связано с уголовным правом Российской Федерации в целом. Проведение таможенными органами таможенного контроля осуществляется в целях защиты национальной экономики, а также пресечения противоправных деяний, направленных на дестабилизацию государственного и общественного порядка. Исходя из приведенных ФТС России показателей по количеству возбужденных уголовных дел за первое полугодие 2022 года наибольшее количество дел возбуждено по фактам контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов, сильнодействующих веществ (453 дела), на второй позиции – уклонение от уплаты таможенных платежей (201 дело). По фактам контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, возбужденных по ст. 229.1 УК РФ, возбуждено 89 уголовных дел [1]. Вместе с тем, хочу отметить, что даже самые древние источники содержат в себе информацию о наказуемости за контрабанду. К ним относятся: Русская Правда, Соборное Уложение 1649 года, Уложения о наказаниях 1845 года и другие.

Однако пик развития преступлений в сфере таможенного дела приходится на период истории новейшего времени России. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года (УК РСФСР) подразделял контрабанду к преступлениям, посягающим на государственную монополию внешней торговли [2]. Таким образом, началом развития таможенных преступлений следует считать дату, когда принят Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Законодатель закрепил таможенные преступления в главе 34 ТК РФ как «Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела» [3].

Спустя год законодатель решил усовершенствовать уголовно-правовое законодательство в сфере внешнеэкономической деятельности, добавив следующие статьи, регулирующие экономические отношения:

  1. «Уклонение от уплаты таможенных платежей, предусмотренных
    ст. 162.6 УК РСФСР.
  2. Нарушение таможенного законодательства, предусмотренных
    ст. 169.1 УК РСФСР.
  3. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, предусмотренных ст. 78.2 УК РСФСР» [4].

Таким образом, именно с момента вступления в законную силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в УК РСФСР и УПК РСФСР» от 01.07.1994 № 10-ФЗ о таможенных преступлениях можно говорить как о самостоятельных нормативных правовых аспектах, которые в свою очередь посягают на разные объекты.

Вторым этапом становления уголовной политики России в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является заключение Таможенного союза между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Последующее принятие Таможенного кодекса Таможенного союза от 27.11.2009 года (ТК ТС) закрепило за собой общую таможенную территорию Таможенного союза и таможенное регулирование между государствами-участниками Союза.

Таможенным кодексом Таможенного союза была определена одна из главных задач таможенных органов – «выявление, предупреждение и пресечение преступлений» [5]. В соответствии с п. 1 ст. 7 ТК ТС закреплено, что «таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и об иных преступлениях» [5]. Так же законодатель определил за таможенными органами проведение оперативно-розыскной деятельности в отношении лиц, совершивших преступные деяния, отнесенные к компетенции таможенных органов. Таким образом, заключение между союзными государствами Таможенного кодекса Таможенного союза определил за собой развитие преступлений в сфере таможенного дела уголовными законодательствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

В дальнейшем развитие уголовной политики в сфере внешнеэкономической деятельности так же продолжилось. Был расширен список предметов контрабанды, предусмотренных ст. 226.1 УК РФ; дополнен порядок определения крупного и особо крупного размеров уклонения от уплаты таможенных платежей, предусмотренных ст. 194 УК РФ.

В последующем таможенные преступления классифицированы на две группы:

  1. Преступления в сфере таможенного дела, которые непосредственно связанные с нарушением таможенного законодательства, а также валютного и экспортного контроля (преступления, предусмотренные ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 УК РФ).
  2. Преступления в сфере таможенного дела, которые напрямую не связаны с нарушением таможенного законодательства (преступления, предусмотренные ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1 УК РФ).

С принятием Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» законодатель вернул таможенным органам осуществлять расследование в форме дознания по уголовным делам, предусмотренных ч. 1 ст. 194 УК РФ и ч. 2 ст. 194 УК РФ, а также ч. 1 ст. 200.1 УК РФ [6].

В 2022 году законодатель закрепил за таможенными органами проведение дознания по выявленным преступлениям в сфере валютного законодательства, что в большей мере продиктовано нынешней экономической обстановкой на мировой арене.

Таким образом, исторический аспект становления уголовной политики России в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) был продиктован, в первую очередь, политикой государства в экономической сфере. На сегодняшний день законодатель так же продолжает развивать уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления в сфере таможенного дела.

Использованные источники:

  1. Статистические сведения, опубликованные на официальном сайте ФТС России [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/351183.
  2. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 51-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  4. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 01.07.1994 № 10-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/6498.
  5. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав. государств от 27.11.2009 № 17) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru.
  6. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.