Стр. 45

Танчинец П.П.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН И СМАРТ-КОНТРАКТОВ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

УДК 004.658.6

П.П. Танчинец, студент 4 курса факультета таможенного дела, Ростовский филиал Российской таможенной академии.

e-mail: wertek1111@gmail.com

Научные руководители:

О.Е. Кудрявцев, доктор физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и информационных таможенных технологий Ростовского филиала Российской таможенной академии

e-mail: koe@donrta.ru

В.А. Сеничев, старший преподаватель кафедры информатики и информационных таможенных технологий Ростовского филиала Российской таможенной академии

e-mail: seneval@yandex.ru

Аннотация. В современном мире инновации становятся ключевыми для эффективного функционирования государства и развития международной торговли. Федеральная таможенная служба России уделяет большое внимание использованию современных технологий, включая “умные” системы, чтобы улучшить свои услуги. В данной работе представлены новшества в сфере таможенных операций, связанные с использованием блокчейн-технологий. Особое внимание уделяется научным исследованиям, направленным на создание прототипа цифровой таможенной платформы, основанной на блокчейн и смарт-контрактах, для более эффективного декларирования товаров и обеспечения таможенного контроля.

Ключевые слова: смарт-контракт, блокчейн, информационные технологии, таможенные органы, цифровая экономика.

Введение

На данный момент, цифровизация экономики, представляет собой новый экономический порядок, основанный на цифровых данных, знаниях и цифровых технологиях, стала глобальным трендом. Основными характеристиками цифровой экономики являются:

1) Сосредоточенность на экономических платформах. Экономические платформы, такие как онлайн-рынки и сервисы, играют ключевую роль в сборе, анализе и распределении данных и ресурсов.

2) Расширение совместного взаимодействия в экономическом укладе: Цифровая экономика способствует более тесному и эффективному взаимодействию между различными участниками экономики, включая компании, государственные учреждения и потребителей.

3) Прямое взаимодействие потребителей и производителей. Цифровые технологии позволяют потребителям и производителям общаться напрямую, обмениваться информацией и обратной связью, что способствует более индивидуализированным и адаптированным продуктам и услугам.

Цифровая экономика обладает огромными перспективами развития, поскольку оказывает существенное влияние на все секторы экономики. Эта область инновационна и продолжает развиваться, привлекая все больший интерес. Участники цифровой экономики, будь то компании, государственные учреждения или обычные граждане, получают значительные выгоды и наблюдают рост в геометрической прогрессии.

Блокчейн, как ключевая технология, также играет существенную роль в цифровой экономике. Это децентрализованная система, позволяющая безопасно и прозрачно хранить, и передавать данные, а также управлять смарт-контрактами и криптовалютами. Благодаря своей надежности и непреложности записей, блокчейн активно применяется в различных секторах экономики, включая финансы, логистику и государственное управление, усиливая развитие цифровой экономики.

Перспективы применения технологии блокчейн при совершении таможенных операций

Технология блокчейн призвана решить проблемы доступа и хранения информации, предоставляя возможность распределенного хранения данных в виде цепи блоков, вместо централизованного хранилища на одном сервере. Эта инновация позволяет децентрализованно управлять списками данных, разбивая их на блоки.

Спрос на технологию блокчейн растет экспоненциально. В международной торговле, например, сделки основываются на контрактах, которые четко определяют стоимость, качество, страну происхождения и другие параметры предоставляемых услуг и товаров.

Возможности и потенциал использования «блокчейна» также охватывает и таможенное дело, ряд различных стран активно изучают его спектр применения и привносят в отрасль ряд новшеств, ускоряющих взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности [1] [2].

На сегодняшний день уже есть опыт по выстраиванию не просто закрытой сети между таможенными органами, а в том числе и выстраиванию взаимодействия на базе специализированного Etherium, куда включаются также и участники ВЭД, налоговая и миграционная службы, а также ряд прочих структур и подведомств [3].

Одним из направлений таможенного блокчейна уже сегодня активно становится разработка распределенного реестра участников ВЭД.

Использование которого предусматривает ряд принципиально новых факторов:

 Размещение электронной информации для таможенных органов о контрагентах, страховых компаниях, а также формирования единого реестра банков бирж аукционов и системный анализ информации, предоставляемые сайтами этих организаций, а также взаимодействия таможенной службы с правоохранительными и налоговыми органами.

Осуществление защиты прав собственности, а также подтверждение сертификатов соответствия и авторских прав, в том числе упрощённое подтверждение подлинности товаров самостоятельно участниками ВЭД, а также правовая регламентация и фиксация денежных переводов онлайн.

Таким образом блокчейн в таможенной сфере является оптимальным решением для обработки больших массивов информации и обеспечения сохранности данных.

На практике фундаментом для внедрения такого формата блокчейн технологий предполагает создание единого блокчейн сервера для таможенных органов, в котором должностные лица смогут обмениваться информацией с другими государственными и коммерческими субъектами, а участники ВЭД ускорят процесс передачи и обработки предоставляемых документов, что будет положительной перспективой для обеих сторон, поскольку ускорится самый рутинный этап процесса предоставления всей документации и её проверка. [4].

Выгоду от использования наработок блокчейн-технологий смогут получить в том числе и специфические потребители. К таковым относятся органы исполнительной и публичной власти. Для них разрабатывается отдельная платформа, связанная с соответствующим термином «sidechain», которая предусматривает кардинальное отличие от «биткоинового» блокчейна, поскольку характеризуется развитостью внутренней инфраструктуры в пользу построения цепей данных при этом не снижая самой безопасности передачи данных.

Сайдчейн продукты охватывают регистрацию и совершение транзакций, заключение контрактов, а также защиту интеллектуальной собственности и авторских прав, при этом обеспечивая надёжную защиту информации субъектов, компенсируя это более длительной вдумчивой обработкой данных по большему ряду протоколов.

Отдельно стоит выделить эксплуатацию платформы Open Reputation, «Открытая репутация» занимается отслеживанием законопослушности и добросовестности каждого участника ВЭД, формируя личный рейтинг юридических и физических лиц на основании их личных дел правонарушений, и впоследствии присваивает балльную систему на основании соблюдения таможенного законодательства. Что интересно, система берет все данные для вычислений из сторонних открытых информационных ресурсов, к которым имеет доступ.

Подводя итоги, следует отметить тот факт, что полноценное освоение блокчейн технологий таможенными органами позволит обеспечить сохранность информации обо всех таможенных операциях и их сохранность данных при передаче от лица к таможенному органу, исключая факты несоблюдения законодательства и иных махинаций.

Использование технологии смарт-контракт во внешней экономической деятельности

в сфере таможенного контроля

Технология «блокчейн» по истине многогранна и охватывает в том числе и смарт-контракты, которые работают, по набору операторов «если/когда…то…», определяющих порядок преобразования информации. В общих чертах механизм достаточно прост. Прежде всего, cеть компьютеров выполняет действия, когда заранее определенные условия выполнены и проверены. Эти действия могут включать в себя передачу средств соответствующим сторонам, или, например, регистрацию транспортного средства и отправку уведомлений. Блокчейн обновляется, когда транзакция завершена. Это означает, что транзакцию нельзя изменить, и только стороны, которым предоставлено разрешение, могут видеть результаты. Преимущество использования технологии в данной сфере выражается тем, что в смарт-контракте может быть столько условий, сколько необходимо для того, чтобы участники убедились, что задача будет выполнена удовлетворительно.

Изначально смарт-контракты использовались для контроля за осуществлением криптовалютных транзакций, но в дальнейшем, благодаря развитию блокчейн-технологий, их функционал стал постепенно расширяться. В настоящее время они используются для решения более широкого класса задач, которые, как правило, предполагают необходимость автоматизации выполнения соглашения, чтобы все участники сразу могли быть уверены в результате, без участия какого-либо посредника и потери времени

Сложность процесса таможенного администрирования внешнеторговой деятельности, требует внедрения новых механизмов и инноваций.

На рисунке представлена общая схема контроля внешнеторговых операций по поставке товара на условиях CIF с оплатой по аккредитиву (здесь еще не учтены государственные регуляторы и контролирующие органы и иные условия) (рис. 1).

Рисунок. 1. Схема контроля внешнеторговых операций по поставке товара

на условиях CIF с оплатой по аккредитиву

Деятельность ФТС России в сфере таможенного контроля может быть представлена в виде закрытой блокчейн-системы таможенной службы. Основанием для взаимосвязи блокчейна на платформе ВЭД и закрытого реестра таможенных органов должен быть смарт-контракт, согласно которому осуществляется ввоз товара на таможенную территорию. В результате выпуска смарт-контракта в таможенный орган поступают «блоки» со сведениями и данными о товаре, из которых можно сделать вывод о технических характеристиках, стране происхождения, составе и других качественных и количественных показателях.

В рамках этой системы таможенные органы будут взаимодействовать с доверенным набором сведений, а не с комплектом дублирующих друг друга сопроводительных документов.

В результате проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций будет сводиться к направлению таможенным органом блокчейн-запроса к содержанию внешнеторгового смарт-контракта, в результате чего произойдет математическая сверка представленных фирмой сведений с их зеркальным отражением в копиях блоков других участников.

Более того таможенный орган может ознакомится с документальной цепью поставки товаров практически от момента создания: отгрузка, хранение на складе, погрузка на судно, транспортировка.

При полном соответствии заявленной информации первичному массиву сведений выпуск будет разрешен, т.е. смарт-контракты могут заменить значительную часть существующего электронного документооборота во взаимодействии участников ВЭД с таможенными органами.

Следовательно, взаимодействие участников ВЭД и таможенных органов на основе блокчейн-технологии и с использованием смарт-контрактов ускорит перемещение товаров, поскольку проведение таможенного контроля не должностными лицами, а математическими и криптографическими алгоритмами, сократит сроки выполнения таможенных операций, а переход к сведениям уменьшит количество требуемых документов [5].

Участие ФТС России в эксперименте по обмену машиночитаемыми электронными доверенностями совместно с ФНС на базе блокчейн-платформы

Федеральные таможенная и налоговая службы подписали «дорожную карту» по апробации прототипа приложения для обмена данными, которое будет происходить на базе распределенного реестра ФНС России для взаимодействия с Единой автоматизированной информационной системой таможенных органов [6].

Распределенный реестр позволит сохранять образцы ряда электронных документов, предоставляемых таможенным органом, тем самым, например, электронные доверенности не нужно будет прикладывать к каждому документу. Более того, расширить перечень взаимодействия ФТС и ФНС России в области проверки и предоставления данных в единую сеть.

Впервые эксперимент по использованию технологии обмена машиночитаемыми доверенностями был запущен ФНС в сентябре 2021 года. С принятием ФЗ № 443-ФЗ (от 30.12.2021 № 443-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») В последствии налоговая служба приняла решение о дальнейшем использовании технологии до конца текущего года [7].

Становится очевидным, что блокчейн технологии открывают ряд перспектив для сотрудничества таможенных органов и налоговой службы в части автоматизации и упрощения документооборота в электронном формате. результате, что безусловно влияет исключительно положительно, оптимизируя и ускоряя внешнеторговый оборот государства.

Сотрудничество ФТС России и ГТУ КНР в области применения «умных» технологий

26 сентября в формате видеоконференции состоялось 14-е заседание Подкомиссии по таможенному сотрудничеству Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. Российскую делегацию возглавил заместитель руководителя ФТС России Владимир Ивин, китайскую – заместитель руководителя Главного таможенного управления Китайской Народной Республики Ван Линцзюнь [8].

В ходе встречи были отмечены две инициативы ФТС России и ГТУ КНР, реализация которых планируется в 2022 году, а именно на проекте по взаимному признанию статуса уполномоченного экономического оператора и пилотном проекте по автоматизированному обмену сведениями о товарах, перемещаемых в рамках взаимной торговли, в том числе об их стоимости.

В ходе заседания было принято решение о развитии сотрудничества между ФТС России и ГТУ КНР в области применения «умных» технологий с учетом применяемой в Китае концепции «Интеллектуальная таможня, интеллектуальные границы, интеллектуальная взаимосвязанность» и реализуемых российской стороной коррелирующих положений Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Была достигнута договоренность о начале подготовки к созданию двустороннего документа, который закрепит общие подходы к взаимодействию по линии интеллектуализации деятельности таможенных органов двух стран.

Исходя из важности для двух стан вопроса оптимизации процесса перемещения товаров и транспортных средств через российско-китайскую государственную границу, главы делегаций обменялись предложениями по повышению эффективности работы сопредельных таможенных органов. По результатам стороны согласились и дальше наращивать усилия
по обеспечению устойчивости функционирования пунктов пропуска, принимать меры, направленные на обеспечение контроля при пересечении автотранспортными средствами государственных границ, а также скоординировано и оперативно решать возникающие проблемные вопросы.

Заключение

В будущем для развития технологии блокчейн потребуются значительные инвестиции со стороны банков и ИТ-компаний в изучении технических возможностей по расширению ее использования. Должны быть решены вопросы юридического характера, в особенности правовой статус электронных документов и отсутствие согласованных на международном уровне правил контроля за исполнением контрактов, заключенных при помощи блокчейна. Будущее технологии блокчейн в области торгового финансирования зависит от скорости ее распространения в других звеньях ВЭД, в частности в таможенном деле.

Большие возможности открываются для применения технологии блокчейн открывается в области цифровизации механизмов подтверждения сертификатов и других разрешительных документов. Участник ВЭД будет передавать в таможенные органы при декларировании электронные копии документов, достоверность которых будет подтверждаться хэш-кодом оригинала, хранящегося в блокчейн. Далее, с помощью методов машинного обучения текст сертификата будет сверяться с описанием товара. Указанный механизм может существенно упростить процедуры фитосанитарного надзора, лицензирование экспортно-импортных операций и таможенного оформления грузов. Следует отметить, что наиболее эффективно технологии блокчейн будут применимы в случае заключения межгосударственных соглашений о взаимном признании таможенных документов и сертификатов. Разработка технических решений обозначенных проблем требует целого ряда согласований и активного взаимодействия в рамках Всемирной таможенной организации.

Использованные источники:

  1. Negroponte, N., Being Digital Knopf Paper edition, Vintage Books, resurrected books, 2017. 252p.
  2. Б. Гейтс. Бизнес со скоростью мысли. М.: Эксмо-Пресс, издание 2018. 480c.
  3. Основы цифровой экономики: учебни­­к и практикум для вузов / под ред. М.Н. Конягина: Юрайт, 2021. 235с.
  4. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография / Нижний Новгород: издательство «Профессиональная наука», 2018. 8c.
  5. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочеткова Е.Ю. Цифровое общество: Новые вызовы // Экономические стратегии, 2016. C. 90–91.
  6. Яковлева Е. Ю. Модель «Blockchain-IoT-SmartContracts» как основа внешнеэкономической деятельности и её таможенного администрирования // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 304-308. –  URL: https://moluch.ru/archive/154/43536/ (дата обращения: 23.09.2022).
  7. Федеральная таможенная служба: [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/353829/ (дата обращения: 30.09.2022).
  8. Федеральная налоговая служба: [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn10/news/activities_fts/12332951/ (дата обращения: 28.09.2022).