Стр. 49

Тополян К.Р., Огурцова А.А.
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К.Р. Тополян, студент Ростовского филиала Российской таможенной академии

А.А. Огурцова, студент Ростовского филиала Российской таможенной академии

Научный руководитель: В.А. Сеничев, старший преподаватель кафедры информатики и информационных таможенных технологий Ростовского филиала Российской таможенной академии

Аннотация. Данная статья посвящена теме внедрения отдельных цифровых технологий в таможенной сфере. Рассматриваются значимость цифровой трансформации для таможенной службы, а также преимущества, которые будут получены благодаря внедрению инновационных технологий. В статье также предложены некоторые ключевые направления инновационных технологий и перспективы их применения.

Ключевые слова: таможенная деятельность, цифровизация, цифровая трансформация, информационные технологии, искусственный интеллект.

Введение

Цифровая трансформация – процесс внедрения организацией цифровых технологий[1], сопровождаемый оптимизацией системы управления основными технологическими процессами и призванный, в том числе, увеличить эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти. При этом цифровая трансформация – это не просто эволюция используемых информационных технологий, но целостное изменение бизнес-процессов[2], действующих в организациях.

Процессы цифровой трансформации в государственном секторе, высокая потребность в быстром создании и развитии цифровых продуктов, управлении цифровыми услугами требуют переосмысления способов функционирования органов государственного управления.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса об основных направлениях цифровой трансформации таможенной службы и ее перспективах развития.

1. Основные направления цифровой трансформации таможенной службы

Цифровые технологии – это совокупность методов, инструментов и процессов, связанных с обработкой, хранением, передачей и использованием информации с помощью компьютерных технологий. Они позволяют автоматизировать процессы, происходящие в организации, ускорить обработку документов и повысить эффективность работы [1].

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»[3] дала старт ускоренному внедрению цифровых технологий в экономику и создала условия для высокотехнологичных бизнес-процессов, повышению конкурентоспособности страны на глобальном рынке, укреплению национальной безопасности, федеральные органы исполнительной власти получили новые инструменты решения задач по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.

Современное таможенное администрирование также невозможно представить без использования таких технологий, так как их использование позволяет повысить эффективность фактического контроля, сократить время документального контроля и уменьшить вероятность ошибок во время совершения таможенных операций при декларировании товаров и транспортных средств.

2. Перспективы цифровой трансформации таможенной службы

Стратегической цель Федеральной таможенной службы – формирование качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, «умной» таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства.  Главный ориентир, заложенный Стратегии 2030 – цифровая трансформация таможенной службы [4].

В целом, цифровая трансформация таможенного администрирования включает в себя (и будет включать в дальнейшем) достаточно широкий спектр технологий и инструментов, которые помогают оптимизировать процессы, повысить эффективность таможенного администрирования и обеспечить безопасность трансграничных перевозок товаров.

Одной из важных областей применения информационных технологий (которые являются частью цифровых технологий) в таможенном деле является мониторинг трансграничных перевозок грузов. Так, с помощью GPS-трекеров[4], системы управления логистикой[5], RFID-меток[6] и других) можно отслеживать перемещение грузов на каждом этапе пути, начиная от места отправления до места назначения [7]. Это позволяет определять местонахождение товаров, контролировать их состояние и своевременно реагировать на возможные проблемы. Так, при выявлении разрывов в цепочках перепродажи товаров или других нарушений могут быть запланированы проверочные мероприятия. [8]

Важной составляющей идентификации грузов в пунктах пропуска на таможенной границе может послужить внедрение систем контроля на основе QR-кодов (Quick Response) – это двухмерные штрих-коды, которые можно сканировать с помощью мобильных устройств. Они могут содержать информацию о грузе, его отправителе и получателе, что позволит быстро и точно идентифицировать грузы и ускорить процедуры таможенного контроля [7]. Такие системы позволят автоматически идентифицировать грузы при их контроле на таможенной границе.

Также к системам мониторинга перемещения грузов следует использовать системы на основе GPS-технологий и датчиков «интернета вещей» (IoT). GPS-технологии позволят отслеживать перемещение транспортных средств и грузов, а датчики могут обнаруживать наличие запрещенных веществ или предметов в грузе. Такие технологии помогут таможенным службам более эффективно бороться с контрабандой и несоблюдением правил международной торговли.

Стратегией 2030, в рамках создания «интеллектуальных» пунктов пропуска предусмотрено внедрение и использование систем распознавания образов на основе технологий машинного обучения. «Интеллектуальный» пункт пропуска представляет собой цифровую платформу, которая связывает всех участников ВЭД: таможенную администрацию, таможенных представителей, предпринимателей, поставщиков и так далее. Создание технологической инфраструктуры позволит организовать безостановочное движение товаров в пунктах пропусках. [9]

Это технологии, которые позволят автоматически определять тип и характеристики товаров на основе анализа изображений при использовании инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) во время проведения таможенного осмотра, на основе сопоставления с данными из библиотеки эталонных изображений. Повысить качество проводимого анализа снимков, уменьшить время таможенных операций с применением ИДК и снизить влияние субъективного фактора планируется за счет разделения процессов сканирования и анализа полученных снимков.

Внедряемые технологические решения, автоматизация и цифровизация процессов таможенного контроля станут составной частью концепции «интеллектуального пункта пропуска». Они могут использоваться для быстрой и точной классификации товаров, а также для обнаружения нарушений таможенных правил и контрабанды. В результате использования таких систем значительно повысится эффективность работы таможенных органов и сократиться время, необходимое для прохождения таможенных процедур.

Развитие систем искусственного интеллекта для автоматизации процессов принятия решений[6]. Это специальные программные решения, основанные на алгоритмах машинного обучения и нейронных сетях, которые позволят автоматизировать процессы принятия решений в таможенных органах. Эти системы могут использоваться для анализа и обработки больших объемов данных, определения рисков и принятия решений по выдаче или отказу в таможенном оформлении товаров и грузов. Они могут значительно ускорить и упростить процесс таможенного контроля.

Одно из основных направлений цифровой трансформации таможенной службы – использование больших данных (Big Data)[7]. Анализ больших данных позволяет выявлять скрытые закономерности и тренды в процессах перемещения и декларирования товаров, что помогает таможенным органам более эффективно осуществлять таможенный контроль [3].

Еще одно направление – использование искусственного интеллекта (AI) для автоматизации процессов принятия решений. Системы AI могут быстро анализировать большие объемы данных и выдавать рекомендации по принятию решений в режиме реального времени. Это позволяет таможенным органам реагировать на изменения ситуации и принимать эффективные меры для защиты экономики страны в минимальные сроки.

Использование блокчейн-технологий для обеспечения безопасности и прозрачности таможенных процедур. Блокчейн позволяет создавать надежные и защищенные цепочки хранения информации о перемещении грузов, что помогает предотвращать мошенничество и незаконную торговлю [5].

Выводы

Внедрение современных цифровых технологий в таможенную деятельность является необходимым и может привести к значительным улучшениям в работе таможенных служб. Автоматизация процессов, повышение точности и эффективности контроля, сокращение времени на оформление документов и уменьшение рисков коррупции — все это является преимуществами цифровизации таможенной деятельности.

Однако, для успешной реализации цифровой трансформации необходимо учитывать финансовые и временные затраты на внедрение новых технологий, а также обучение персонала и создание соответствующей инфраструктуры. Вместе с тем, цифровизация механизмов таможенного контроля должна сопровождаться оптимизацией административных процедур и упрощением документооборота, в том числе исключением избыточных требований.


[1] К цифровым технологиям относят все то, что связано с электронными вычислениями и преобразованием данных: гаджеты, электронные устройства, информационные технологии, программы. Цифровые технологии лучше подходят для хранения и передачи больших массивов данных, обеспечивают высокую скорость вычислений. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/60e427ea9a79471089a0ec1d

[2] «Бизнес-процесс — это многократно повторяющаяся, логически связанная последовательность действий, направленная на создание ценности и формирование результата». URL: https://www.elma-bpm.ru/journal

[3] утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7

[4] Основное назначение GPS-трекеров — определять координаты объекта и передавать их наблюдателю (оператору)

[5] Системы управления логистикой позволяют управлять транспортировкой и перевозками, флотом (или парком) средств перевозок, цепочками поставок, а также планировать маршруты поставок и решать специализированные задачи логистики. Программное обеспечение для логистики позволяет предприятиям управлять ресурсами и повышать эффективность затрат на материально-техническое обеспечение и транспортное обеспечение в целом. URL: https://soware.ru/categories/logistics-management-systems

[6] RFID – технология, которая позволяет автоматически идентифицировать объекты, в том числе те, что находятся на расстоянии, с помощью радиосигналов. RFID-метки (транспондеры) способны идентифицировать физические объекты, а также отслеживать их перемещение. На RFID-метку можно нанести определенную информацию, сохранить ее, а позднее считать. URL: https://www.atol.ru

[7] структурированные или неструктурированные массивы данных большого объема. Их обрабатывают при помощи специальных автоматизированных инструментов, чтобы использовать для статистики, анализа, прогнозов и принятия решений. URL: https://rb.ru/

Использованные источники:

  1. Доклад начальника главного управления информационных технологий Скибы Владимира Юрьевича. [Электронный ресурс] // URL: https://forum.customs.gov.ru/uploads/16_4.pdf (дата обращения: 12.05.2023).
  2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации.  URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 14.05.2023).
  3. Приказ ФТС России от 21 октября 2015 г. N 2133 «Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года». [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://customs.consultant.ru/files/1138057 (дата обращения: 12.05.2023).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20rs1388/ (дата обращения: 21.05.2023).
  5. Крапчина, Л. Н. Перспективы развития цифровых технологий в таможенном деле РФ / Л. Н. Крапчина, Ю. С. Михалкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 369-372. — URL: https://moluch.ru/archive/446/97959/ (дата обращения: 11.05.2023).
  6. Сомов Ю.И., Аникин С.Н., Нажимов Р.А., Позднякова К.Е. Актуальные вопросы применения искусственного интеллекта в деятельности таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. – 2021. – № 2. С. 25–31.
  7. RFID-технологии в таможенном деле URL: https://brokert.ru/material/RFID-tehnologii-v-tamozhennom-dele
  8. Коммерсантъ # Review. Сквозной контроль – 30-летие ФТС России – комментарий Руслана Давыдова URL: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/315698
  9. Степаненко, М. В. Модель интеллектуального пункта пропуска таможенных органов в современных условиях / М. В. Степаненко, А. В. Куприна. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90656/ (дата обращения: 24.05.2023).