Стр. 57

Улаева А.В.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

УДК 343.352

А.В. Улаева, студент юридического факультета Ростовского филиала
Российской таможенной академии

e-mail: anastasia.ugal@gmail.com

Аннотация. В статье поднимается проблема противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации. Выявлены основные причины возникновения преступлений коррупционной направленности в структурах ФТС России. Определены некоторые аспекты борьбы с коррупцией в системе таможенных органов. Проанализированы актуальные на сегодняшний день методы противодействия данному негативному явлению, а также обозначена их эффективность в борьбе со взяточничеством.

Ключевые слова: противодействие коррупции, антикоррупционная деятельность, причины коррупции, взяточничество, таможенные органы.

На протяжении многовековой истории как России, так и других стран, коррупция была и остается одной из актуальных проблем, которая угрожает национальной безопасности. Вопрос о том, как противостоять коррупционным проявлениям был актуален многие годы, что позволило сделать значительный прорыв в некоторых аспектах. С появлением новых технологий и искусственного интеллекта бороться с коррупцией стало значительно проще, однако статистика преступлений данного вида все ещё не удовлетворительна. Особые опасения вызывает взяточничество в таможенных органах – гаранта экономической безопасности Российской Федерации. Коррупция в таможенных органах может повлечь серьезные проблемы в этой сфере деятельности государства, поэтому разработка направлений борьбы с данным негативным явлением имеет важное значение.

Проблеме коррупции в России и в таможенных органах посвящено немало научной и учебной литературы. Тема борьбы со взяточничеством поднимается не только в сфере профессиональных интересов, но и на просторах сети «Интернет», в крупных СМИ. Даже в творчестве обличается этот человеческий порок, что заметно в деятельности известных авторов – Н.А. Добролюбова, Г.Р. Державина, Н.В. Гоголя и других. Общество крайне обеспокоено ростом выявления преступлений коррупционной направленности, что делает анализируемую проблему наиболее актуальной не только для ученых, но и для простых граждан нашей страны. Понимая масштабы коррупционных проявлений, законодатель определяет коррупцию как одну из основных угроз внутренней безопасности. Согласно пп. 3 п. 25 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400, искоренение коррупции является важным национальным приоритетом на современном этапе развития России [1]. Для того, чтобы обеспечить эффективную работу по профилактике преступлений коррупционной направленности, следует определить причины этого явления, проанализировав его исторические, географические и правовые предпосылки.

В.П. Шпалтаков считает, что взяточничество зародилось еще на Руси, примерно в IX-X вв., в форме института «кормления» [2]. С эпохой Петра I в России появился еще один фактор коррупциогенности – излишний бюрократизм. С.Э. Лиджи-Горяева и Б.А. Оконов уверены, что причины коррупции кроются в русском менталитете: патернализм, устоявшийся в нашей истории, предполагает различные почести, которые с годами деформировались во взяточничество. «В частности, среди основных причин упоминаются «редкость людей истинно правосудных», «склонность к любостяжанию», само устройство жизни» – пишут авторы [3]. Складывающиеся устои с течением времени стали нормальным и обыденным для государственных служащих, в том числе для сотрудников таможенных органов, хотя и нарушали устанавливающийся тогда принцип законности. Анализируя современное правосознание, приходим к выводу, что оно по-прежнему остается деформированным.

Изучая современное состояние коррупции в таможенных органах, О.Е. Иванова приходит к выводу, что основными причинами коррупции в структурах Федеральной таможенной службы являются:

1) пробелы в законодательстве;

2) сильная бюрократизация таможенных процессов;

3) низкая социальная защищенных сотрудников и государственных служащих таможенных органов на фоне политических и экономических причин;

4) низкий уровень общественного правосознания;

5) конфликт интересов;

6) отсутствие эффективных дисциплинарных мер;

7) слабый контроль и надзор за деятельностью должностных лиц таможенных органов [4].

В дополнение следует обозначить позицию Л.И. Александровой. Автор выделяет две группы причин совершения преступлений коррупционной направленности: объективные и субъективные [5]. Перечисленные выше положения относятся к объективным причинам и не связаны с человеческим фактором. Среди субъективных причин Л.И. Александрова отмечает:

1) недостатки в подборе и расстановке кадров;

2) нравственные, психологические, моральные аспекты; 

3) отсутствие мотивации;

4) незаинтересованность сотрудников таможенных органов в противодействии коррупции [5].

При этом Л.И. Александрова учитывает, что нравственные аспекты слабо развиты как у самих сотрудников, так и участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), пытающихся найти выгоду в обход закона [5]. Видно, что недостатки системы приводят к изменениям в личностном сознании сотрудников. Даже если на вакантное место трудоустраивается законопослушный гражданин, то высока вероятность, что он вскоре тоже будет принимать взятки.

По статистике Федеральной таможенной службы наибольшее количество преступлений совершается в Северо-Западном и Дальневосточном таможенных управлениях, что связано с их территориальным расположением – соседство с Европой и Азией, являющимися основными импортерами для бизнеса [6]. Пытаясь найти для себя выгоду, участники ВЭД «договариваются» с сотрудниками таможенных органов.

В связи с острой проблемой высокой коррупированности органов власти, государство прибегает к различным мерам по предотвращению совершения преступлений, связанных со взяточничеством. Причем некоторые попытки решить данный вопрос можно назвать радикальными. Так, пытаясь уменьшить количество преступлений коррупционной направленности, государство прибегает к усилению уголовной ответственности за совершенное деяние. Но не всегда это приводит к положительным результатам. И.А. Подройкина считает, что «ужесточение уголовной ответственности не привело к коренным переменам в области противодействия коррупции», а наоборот привело к росту «теневой преступности» [7]. Подтверждение тому видно из статистики преступлений коррупционной направленности в таможенных органах. Выходит, что даже уголовный закон не может справиться со сложившейся системой взяточничества в государственных органах. Значит, следует сменить приоритеты в проводимой политике, направить вектор не на пресечение деяний, а на сокращение возможности совершения противоправных актов, на их профилактику.

Принимая во внимания вышесказанное, приходим к выводу, что для успешной борьбы с преступлениями коррупционной направленности в таможенных органах следует начать с первопричин, а именно – с пробелов в законодательстве, которые обладают коррупциогенными факторами; развить и усовершенствовать работу антикоррупционной экспертизы в российском праве, включая таможенное законодательство.

Для того, чтобы пресекать любые проявления коррупции в таможенных органах, действуют специальные подразделения ФТС России по противодействию коррупции. Новые методы осуществления оперативно-розыскной деятельности позволяют этим структурам эффективно выполнять свою работу. Из анализа статистических данных за 2022 год, видно, что 212 уголовных дел возбуждено по инициативе подразделений по борьбе с коррупцией, проведено 439 служебных и др. проверок [6]. Однако это не приводит к уменьшению преступлений, связанных со взяточничеством. По информации Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры РФ количество выявленных преступлений коррупционной направленности в таможенных органах за январь-ноябрь 2022 года составляет 1823 [8], когда за целый 2021 год их было 1566 [9]. Из этого можно сделать вывод, что политика, направленная на активное выявление и расследование взяточничества, не приводит к его сокращению.

Понимая нынешний уровень правосознания и особенности российского менталитета, воздействовать на моральные устои людей кажется почти невозможным. При всем наборе различного рода воздействий на граждан путем проведения конференций, презентаций, деловых игр и прочих активностей отсутствует заинтересованность в дальнейшем противодействии коррупции в таможенных органах. Связано это с культурными и социальными факторами российского сознания, о которых говорилось ранее. При этом наоборот может наблюдаться рост коррупционного мышления, из-за подрыва доверия к таможенным органам и государству в целом, учитывая обилие информации в СМИ о задержании высших должностных лиц ФТС России, обвиняемых по ст. 290 УК РФ.

Информационные технологии могут способствовать решению проблемы коррупции в таможенных органах. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года как раз предусматривает автоматизацию таможенных процедур и введение по большей части электронной работы для сотрудников и участников ВЭД. Некоторые авторы уверены, что адаптация таможенной службы к цифровой экономике создаст благоприятную среду, одним из признаков которой является «повышение эффективности таможенного контроля, основанного на транспарентности, предсказуемости, законности и обоснованности [10]». Искусственный интеллект уже внедряется в деятельность таможенных органов, многие процессы перешли на электронный вариант реализации, что не только упрощает работу сотрудников, но и минимизирует коррупционные и иные угрозы. Например, система рисков позволяет анализировать огромный поток данных на основе различных рейтингов и пороговых значений. Эта технология позволяет повысить уровень таможенного контроля и снизить вероятность коррупционных действий, поскольку первоначальные значения, документы и декларации уже загружены в базу компьютера. Однако и автоматизация процессов имеет «подводные камни». Прежде всего введение IT-технологий влечет сокращение кадров таможенных органов, что приведет к безработице, и, возможно, к росту коррупции при устройстве на службу. Поскольку адаптация к цифровой экономике началась относительно недавно, то существуют риски ошибок. Но при всех недостатках активное введение информационных технологий является наиболее эффективным вариантом противодействия преступлениям коррупционной направленности и профилактики снижения количества совершаемых деяний подобного рода, поскольку данный способ позволит обеспечить более прозрачную и надежную среду как для самих сотрудников таможенных органов, так и для участников ВЭД. Итак, коррупция, к сожалению, остается важной и острой проблемой в сфере государственной безопасности Российской Федерации. Анализируя предпосылки появления коррупции в России, мы приходим к выводу, что процесс формирования, одобряющего факты коррупции, менталитета начался издревле. Различные факторы поспособствовали тому, что коррупционное мышление укрепилось в российском правосознании, что привело к низкой заинтересованности в борьбе с этим негативным явлением в таможенных органах. Пробелы в праве и отсутствие эффективного инструмента по предотвращению коррпциогенных факторов приводит к росту взяточничества, а попытка ужесточить уголовную ответственность не привела к снижению общественно опасных деяний данной направленности. Информационная профилактика пока не дает положительных результатов в борьбе с коррупцией. В СМИ все чаще транслируются новости о задержании сотрудников ФТС России в связи с совершением ими преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ, количество преступлений коррупционной направленности пока не снижается, а только увеличивается. Однако, это не означает, что работа по совершенствованию механизмов противодействия коррупции должна быть приостановлена, напротив, нужно продолжать искать пути воздействия на нее. Думается, что эффективным способом борьбы со взяточничеством должно стать повсеместное внедрение в деятельность таможенных органов IT-технологий.

Использованные источники:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.09.2023).
  2. Шпалтаков В.П. Коррупция в России: исторические корни и причины разрастания в постсоветское время // Вестник Омского государственного университета, 2016. С. 83-92.
  3. Лиджи-Горяева С.Э., Оконов Б.А. Коррпуция: исторические корни и современная действительности // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий, 2010. С. 85-97.
  4. Иванова О. Е., Шумилина С.О. Коррупция в таможенных органах: причины, особенности и меры по противодействию // Право, экономика и управление: состояние, проблемы и перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 11 февраля 2022 года. – Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2022. С. 39-43.
  5. Александрова Л.И. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в таможенной сфере деятельности // Прокуратура России на страже законности и правопорядка (к 300-летию российской прокуратуры): сборник трудов XVIII Всероссийских декабрьских юридических чтений в Костроме: Всероссийская научно-практическая конференция, Кострома, 09–10 декабря 2021 год. Кострома: Костромской государственный университет, 2022. С. 52-61.
  6. Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации за 2022 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: www.customs.gov.ru (дата обращения: 09.09.2023).
  7. Подройкина, И. А. К вопросу об эффективности противодействия коррупции уголовно-правовыми средствами // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1(58). С. 183-186.
  8. Ежемесячный сборник о состоянии преступности в России за январь-ноябрь 2022: стат. сб. / Главное управление правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Москва: Генеральная прокуратура РФ, 2022. 60 с.
  9. Ежемесячный сборник о состоянии преступности в России за январь-декабрь 2021: стат. сб. / Главное управление правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Москва: Генеральная прокуратура РФ, 2022. 64 с.
  10. Мантусов В.Б., Башлы П.Н. О реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года и национальной технологической инициативы // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 14–15 ноября 2019 года. Ростов-на-Дону: Ростовский филиал Российской таможенной академии, 2019. С. 12-19.