Стр. 1

Бакулева В.Э.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЦЕЛОСТНО-ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОДХОДА

В.Э. Бакулева, студент 3 курса, факультета таможенного дела Российской таможенной академии

Научный руководитель: Е.О. Любкина, доцент кафедры управления Российской Таможенной Академии, кандидат экономических наук

Аннотация. В данной научной статье проанализированы современные условия развития теории и практики таможенного администрирования, рассмотрены современные методологии моделирования таможенных систем, а также представлена перспективная модель таможенной системы на основе когнитивного подхода к управлению.

Ключевые слова:  целостно-эволюционный подход, когнитивный подход, модель таможенной системы, информатизация, таможенное администрирование.

Современный мир претерпевает изменения, обусловленные переходом к полицентричной системе международных отношений. Этот процесс сопровождается стремительным развитием процессов глобализации, ростом доли торговли промежуточными товарами в глобальной торговле. Структура международной торговли продолжает усложняться. Отрасли «перемещаются» в высокотехнологичную, наукоемкую сферу с растущим удельным весом секторов услуг. Усиливается фактор эффективного участия экономик в цепочках добавленной стоимости как драйвера экономического роста и интеграции в глобальную торговлю.[7]

Приоритетным направлением совершенствования таможенного администрирования в России является переход на следующую ступень развития хозяйственной деятельности и государственного управления в условиях цифровой экономики. Начиная с середины второго десятилетия 21 века, активная цифровизация всех сфер общественной жизни, в т. ч. и таможенного администрирования, призвана обеспечить долгосрочный экономический рост и конкурентоспособность, снижение как государственных издержек на представление государственных услуг, так и издержек участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении внешней торговли с применением цифровых технологий.[1, 4]

На данный момент существует созданная на основе системного и процессного подхода модель системы таможенного администрирования, представленная на рисунке 1. В условиях активной цифровизации основной задачей таможенных органов является ускорение совершения таможенных операций путём снижения затраченного времени на обработку и регистрацию деклараций в электронном виде.

Рис 1. Модель действующей системы таможенного администрирования

Стратегической целью развития Федеральной таможенной службы является формирование к 2030 году качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, «умной» таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства.

Для достижения положительных результатов в части дальнейшего совершенствования таможенного администрирования для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу, развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности существует необходимость преодолевать определённые сдерживающие факторы развития технологий на государственной границе России. Так, например, на сегодняшний день всего лишь около 15 процентов пунктов пропуска соответствуют Единым типовым требованиям к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза.[6]

Адаптацию современного таможенного администрирования под новые реалии развивающейся с каждым годом экономики призваны обеспечить инновационные таможенные технологии.[4] К их числу можно отнести:

  1. Модель «интеллектуального» пункта пропуска, основным элементом функционирования которой должна быть единая информационная система [2];
  2. Совершенствование реализации фискальной функции в условиях создания интегрированных информационных систем, трансграничного пространства и развития цифровых платформ;
  3. Современные технологии обеспечения соблюдения запретов и ограничений, соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в условиях развития интегрированных информационных цифровых систем;
  4. Сервисно-ориентированное и клиентоцентричное таможенное администрирование.

Таможенная система во всех её проявлениях: институт, организация, технология деятельности таможенного органа, таможенные услуги, таможенный персонал, – представляет собой сложный объект управления.

Главный методологический принцип подготовки управленческого решения для таможенных органов России, следующий: таможенную систему необходимо рассматривать как целое, как систему, существующую в среде и взаимодействующую с другими системами. Лишь при таких условиях могут быть выявлены причины возникающих проблем, источники и направления развитии организации. Только на этой основе могут быть определены цели, способы и требуемые ресурсы для всестороннего решения проблемы. При этом весь процесс принятия решения должен быть систематизирован и технологичен.

Применительно к таможенной практике в настоящее время наиболее активно развивающимся подходом рассмотрения таможенной системы является целостно-эволюционный или когнитивный подход. Он играет роль интегратора, объединяя в себе процессный, ситуационный и системный подходы на уровне формирования знаний о таможенных процессах и таможенной организации в целом.

На основе данных подходов можно представить перспективную модель таможенной системы (см. рис. 2), которая ориентируется больше на качество таможенных услуг путём внедрения более совершенных технологий, исходя из адаптивных способностей таможенного персонала.

В основе рассматриваемого подхода лежит целостное представление системы и когнитивная технология её познания.

Основное содержание целостно-эволюционного подхода заключается в том, что объект управления непрерывно эволюционирует, находясь на различных стадиях институционализации: создания, применения, развития.

Рассмотрим данный подход на примере решения актуальной проблемы информатизации таможенной системы. Для цели сохранения целостности процесса приобретения знаний в условиях эволюции системы выделяются когнитивные каналы (К-каналы), выступающие элементарной ячейкой приобретения знаний. К-канал представляет собой систему, состоящую из интегрированной базы знаний и программно-технических средств, которые обеспечивают формирование нового знания и продуктивные действия в соответствии с проблемной ситуацией. В рамках К-каналов реализуются К-процессы, которым соответствует одна или несколько интеллектуальных функций.

Рис 2. Модель перспективной системы таможенного администрирования

Эффективная конфигурация моделей, методического обеспечения и технологической платформы информатизации для различных систем и условий их совместной эволюции в целом определяется метатехнологией информатизации, называемой когнитивно-продуктивной. Она включает три уровня реализации:

  1. Информационный уровень, на котором осуществляется идентификация и формулирование проблемы;
  2. Когнитивный уровень, в рамках которого реализуются интеллектуальные функции и формируются знания;
  3. Продуктивный уровень, на котором актуализируется адекватная парадигма продуктивной технологии.

При этом реализация как когнитивной, так и продуктивной технологий предполагает всеобъемлющую системную интеграцию методического и информационного обеспечения и программно-технических средств, которая осуществляется с учётом эволюции структуры системы, то есть является целостно-эволюционной.

Сам по себе когнитивный подход предполагает использование определённых процедур и инструментальных средств для обработки данных и перехода их к знаниям. При этом этот процесс предполагает большие временные и стоимостные затраты.

В современном мире наибольшей популярностью обладают такие методы и средства анализа данных, как краудсорсинг (crowdsourcing), смешение и интеграция данных (data fusion and integration), добыча данных (data mining), визуализация и статистический анализ. Среди них наиболее доступным, результативным и быстрым является Data Mining, который представляет собой совокупность методов классификации, моделирования и прогнозирования, нацеленных на обнаружение в больших массивах информации новых и практически полезных данных.[5]

Таким образом, целостно-эволюционный и когнитивный подходы позволяют определить особенности структурной организации системы в условиях эволюции и выделить в качестве основного процесс приобретения знаний.

Таможенная система, являясь социально-экономическим институтом, обладает рядом особенностей, характеризующихся её как объект моделирования и исследования. К ним относятся: ограниченные возможности для прямых изменений, динамика функциональных и структурных компонентов, ограниченная воспроизводимость в эксперименте, а также наличие в системе человека как активно действующего звена.

В этой связи эффективная автоматизация сложных процессов и явлений в социально-экономических институтах может быть достигнута путем создания распределенных информационно-вычислительных систем и сред, включающих человека, его знания как активный элемент, то есть интеллектуальных вычислительных систем.

Тенденция качественных преобразований в социально-экономических системах определяется потребностью автоматизации процесса приобретения знаний на принципах гибридной (человеко-машинной) интеллектуализации. Эта проблема становится центральной в исследованиях, ориентированных на создание перспективных технологий информатизации социально-экономических систем в условиях их эволюции. Таким образом, для решения проблем управления синтезом процессов и средств информатизации таможенной системы в условиях глобализации в мировую экономику эффективно применять целостно-эволюционный (когнитивный) подход. Он позволяет, анализируя и изучая систему в её процессе эволюции, интегрировать в моделях как количественную, так и качественную информацию. В свою очередь выполнение интеллектуальных функций, которые предполагает когнитивный подход, способствует учёту в составе модулей сложную структуру иерархии моделей и реализацию парадигмы моделирования и интеллектуализации таможенной системы.[3]

Использованные источники:

  1. Бойкова М.В. Стратегическое управление в системе таможенного администрирования // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 1 (54). С. 28-39.
  2. Макрусев В.В., Любкина Е.О. Проблемные вопросы интеллектуализации института цифровой таможни // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2. С. 932-940.
  3. Макрусев В.В. Парадигма моделирования социально-экономических систем в условиях глобализации в мировую экономику // Вопросы экономики и управления. 2017. № 1 (8). С. 128-134.
  4. Макрусев В.В. Развитие теории и практики таможенного администрирования на основе интегративной концепции: мировой и отечественный опыт // Вестник Московского университета МВД России. 2019. №3. С. 242-247.
  5. Макрусев В.В., Соболь А.А. Когнитивный подход к повышению качества аналитической деятельности таможенных органов // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. № 3 (498). С. 416-429.
  6. План мероприятий на период 2021-2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/storage/folder_link/2021/09-01/zmWRUCe1/plan_21_24.pdf (дата обращения: 13.05.2023).
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_file/2020-06/03/2030.pdf (дата обращения: 13.05.2023).