Стр. 9

Горовой Б.А.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Б.А. Горовой, студент 2 курса бакалавриата юридического факультета Российской таможенной академии

Научный руководитель: Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье рассматриваются составы коррупционных правонарушений, сравнивается отечественная и зарубежная административная ответственность за данные правонарушения. Предлагаются перспективы совершенствования административного законодательства.

Ключевые слова: административная ответственность, коррупция, правонарушения, законодательно, государственные и муниципальные служащих.

В российском законодательстве понятие «коррупция» раскрывается в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.2008 N 273-ФЗ (ред. От 07.10.2022) «О противодействии коррупции [1] « (ФЗ «О противодействии коррупции»). Понятие «коррупционное правонарушение» впервые было упомянуто в «Национальном плане противодействия коррупции» [2], утвержденном Указом Президента РФ от 31 июля 2008 г. № Пр-1568, как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность. При этом понятие «административное коррупционное правонарушение» не раскрывалось, но говорилось о видах юридической ответственности за совершение различных коррупционных правонарушений.

Первыми попытками законодателя ввести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) составы коррупционных административных правонарушений можно назвать ст. 5.39 КоАП РФ (неправомерный отказ в предоставлении информации), а также внесение в КоАП РФ Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [3] ст. 5.59 (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан). Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [4] КоАП РФ был дополнен ст. 5.63 (нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг). Статья 5.59 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных КоАП РФ можно отнести такие, как [5]:

  • подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16);
  • непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17);
  • незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20);
  • использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45);
  • сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47);
  • нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50);
  • мелкое хищение (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты) (статья 7.27);
  • несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29);
  • нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа статья (7.29. 1);
  • отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2);
  • нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30);
  • нарушение порядка заключения, изменения контракта (статья 7.32);
  • ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (статья 14.9);
  • использование служебной информации на рынке ценных бумаг (статья 15.21);
  • незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28); 
  • незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего (статья 19.29).

    Привлечение к административной ответственности происходит в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, об этом нам говорит ст. 2.4. КоАП РФ [6]. Нормам административного законодательства как действенному механизму борьбы с коррупцией в нашей стране уделяется недостаточно внимания, тогда как в целом ряде зарубежных государств указанными нормами достаточно детально определены механизмы привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

    Перспективы совершенствования административного законодательства должны состоять в оптимизации международного опыта борьбы с коррупцией и внедрении новых составов административных правонарушений. При этом одной из действенных мер по противодействию коррупции будет являться установление за коррупционные правонарушения такого вида административного наказания, как дисквалификация [7] государственных и муниципальных служащих [8].          Таким образом, основными направлениями деятельности по установлению административной ответственности в целях борьбы с коррупцией можно назвать установление административной ответственности для государственных и муниципальных служащих, за совершение ими коррупционных правонарушений, затрагивающих внешние отношения, действия (бездействие), нарушающие права граждан.

Использованные источники:

  1. а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица; Федеральный закон от 21.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // «Парламентская газета» от 31 декабря 2008 г. № 90
  2. Национальный план противодействия коррупции», утвержденный Указом Президентом РФ от 31 июля 2008 г. № Пр-1568: «преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность» // «Российская газета» от 5 августа 2008 г. № 164.
  3. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Российская газета» от 15 июля 2011 г. № 153.
  4. Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации 2011, № 25, ст. 3532.
  5. Составы административных правонарушений коррупционного характера 24.01.2022 // [Электронный ресурс] URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_09/activity/legal-education/explain?item=69793023.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. № 256.
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ ст. 3.11 Дисквалификация // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. № 256 8. Рамазанов Р.У. Административная ответственность за коррупционные правонарушения. С. 2. // [Электронный ресурс] URL: https://justicemaker.ru/view-article.php?id=25&art=1908.