Стр. 17

Дашевская Р.Е.
МЕХАНИЗМ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

УДК 339.543

Р.Е. Дашевская, студент факультета таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии

e-mail: rimma_dasha@rambler.ru

С.А. Михайлова, старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля Ростовского филиала Российской таможенной академии

e-mail: mihaylova.svetlana22@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы реализации механизма прослеживаемости в рамках таможенного контроля после выпуска товаров. Автором исследована взаимосвязь прослеживаемости и обязательной маркировки товаров.

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, система прослеживаемости, маркировка.

Введение

Несмотря на уже сложившийся успех в деятельности таможенных органов в осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ), вопрос о дальнейшем развитии системы его проведения был и будет актуален. Механизм прослеживаемости товаров, несмотря на короткий период его реализации, является именно таким инструментом совершенствования ТКПВТ.

Цель данной статьи – рассмотреть особенности действующей системы прослеживаемости, исследовать ее взаимосвязь с институтом обязательной маркировки товаров средствами идентификации.

  1. Внедрение и развитие механизма прослеживаемости в России

Контроль после выпуска на сегодняшний день является весомым фискальным инструментом Федеральной таможенной службы (ФТС) России. Для обеспечения исполнения соблюдения законодательства важную роль сыграло внедрение информационной системы, обеспечивающей сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.

Функциональным назначением прослеживаемости является «обеление» секторов экономики путем создания условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, подтверждение законности таких операций, а также обеспечение контроля за операциями, связанными с оборотом и перемещением товаров с территории одного государства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на территорию другого государства.

Принципиальной базой внедрения прослеживаемости стало Соглашение о механизме прослеживаемости от 29 мая 2019 года [1]. Соглашение предусматривает два уровня механизма: национальный и наднациональный (рис. 1).

Рис.1 Система механизма прослеживаемости

Национальный механизм прослеживаемости заключается во внедрении регистрационного номера партии товаров (РНПТ) в качестве уникального идентификатора в документы. Таким образом обеспечивается возможность наблюдения за товаром и всем его жизненном циклом.

При этом оператором системы выступает Федеральная налоговая служба (ФНС), но одной из основных является информация, содержащаяся, в частности, в декларации на товары. Именно поэтому взаимодействие ФНС и ФТС России является крайне важным в реализации прослеживаемости. Оно базируется на предоставлении ФНС информации об операциях с прослеживаемыми товарами. Информация, полученная от налогоплательщика, подвергается анализу и сопоставлению с той, которая представляется системой для выявления возможных несоответствий (рисков). Это обеспечит качественный контроль товаров, выпускаемых в оборот.

На сегодняшний день, одними из категорий прослеживаемых товаров, представленных в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации [2], являются холодильное или морозильное оборудование, бульдозеры, экскаваторы, детские коляски и сиденья безопасности и другие, приведенные в табл. 1. При этом для отнесения товара к прослеживаемому стоит руководствоваться исключительно кодом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС.

Стоит отметить, что система прослеживаемости приобрела особую значимость в условиях роста незаконного оборота ввозимых товаров и составления новых схем уклонения от уплаты таможенных платежей.

Таблица 1

Категории прослеживаемых товаров

Категория товараКод ТН ВЭД ЕАЭС
1. Холодильники, морозильники, тепловые насосы и прочее8418 (кроме 8418 69 000,
8418 91 000 0,
8418 99)
2. Автопогрузчики с вилочным захватом8427 (кроме 8427 20 900 0)
3.Бульдозеры, грейдеры, планировщики и др.8429 (кроме 8429 30 000 0)
4.Машины стиральные бытовые8450 (кроме 8450 90 000 0)
5. Мониторы и проекторы8528
6. Транспортные средства промышленного назначения8709 (кроме 8709 90 000 0)
7.Коляски детские8715 00 100 0
8.Детские сиденья (кресла) с металлическим и пластмассовым каркасом9401 71 000 1,
9401 79 000 1,
9401 80 000 1

С понятием «прослеживаемости» тесно связано другое – обязательная маркировка товаров средствами идентификации. Проверочная деятельность, касаемая этого направления, возложена на таможенные органы Российской Федерации. Для лучшего понимания реализации механизма прослеживаемости необходимо провести сравнительный анализ этих двух систем и установить их взаимосвязь.

2. Связь механизма прослеживаемости и обязательной маркировки товаров средствами идентификации

Применение обязательной маркировки товаров является, прежде всего, подтверждением законности осуществляемых операций для контролирующих органов и при этом выступает для потребителя гарантом качества. Ее сущность заключается в передаче сформированного кода оператором участникам оборота и нанесение средства идентификации ими на товар (или его упаковку).

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, установлен Правительством [3], и на данный момент включает в себя такие товары, как меховые изделия, обувь, фототовары, табачную продукцию, кресла-коляски и др.

Стоит отметить, что несмотря на похожие, на первый взгляд, цели применения, система обязательной маркировки и механизм прослеживаемости товаров являются абсолютно разными по способу реализации.

Маркировка базируется, прежде всего, на физическом контроле каждого товара в частности, в то время как прослеживаемость в основе содержит документарную идентификацию товарной партии. Так или иначе, и маркировка, и прослеживаемость направлены на борьбу с незаконным перемещением контрафактной продукции и фальсификата, а также созданы предотвратить возможные нарушения прав на интеллектуальную собственность.

Стоит отметить необходимость каждого из этих двух подходов. Нельзя говорить о совершенстве системы, если будет отсутствовать один из элементов, будь то физическая маркировка, либо документальный тип прослеживаемости (рис.2).

Рис.2. Взаимосвязь системы прослеживаемости и института маркировки

Эти две системы, не пересекаясь, составляют одную единую, обеспечивающую организацию обмена электронными документами и информацией со всеми участниками рынка, их внутреннее согласование и возможность контроля со стороны государственных органов.

Анализируя данные, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего развития механизма прослеживаемости и расширение перечня продукции, подлежащей обязательной маркировки средствами идентификации.

Выводы

На сегодняшний день механизм прослеживаемости выступает перспективным способом борьбы с возможными нарушениями законодательства при перемещении товаров. Данная система особо актуальна в условиях роста незаконного оборота ввозимых товаров, связанного, в первую очередь, с изменениями отношений на мировой арене.

Цифровая маркировка играет особую роль в системе прослеживаемости товаров, выступая инструментом борьбы с нарушениями прав на интеллектуальную собственность, ввозом фальсификата и контрафакта. Таким образом, механизм прослеживаемости и институт обязательной маркировки являются современными инструментами борьбы с незаконным оборотом товаров.

Использованные источники

  1. Соглашение от 29.05.2019 «О механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (г. Нур-Султан, 29 мая 2019 года) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 30.05.2023).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov. (дата обращения: 30.05.2023).
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р (ред. от 24.02.2022) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 30.05.2023).