Стр. 37

Клименко Н.В., Смыслова Н.М.
ОСОБЕННОСТИ КОНВЕНЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМНОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОМОЩИ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Н.В. Клименко, студент 4 курса, факультета таможенного дела, Российской таможенной академии

Н.М. Смыслова, студент 4 курса, факультета таможенного дела, Российской таможенной академии

Аннотация. В данной статье проведен анализ международных правовых актов, регулирующих институт взаимной административной помощи как одного из направлений международного таможенного сотрудничества. На основе анализа выделены основные международные акты, составляющие правовую основу взаимной административной помощи, дана характеристика. Определены особенности регулирования взаимной административной помощи на международном уровне.

Ключевые слова:  взаимная административная помощь, международное таможенное сотрудничество, международное право, конвенции, особенности.

Постиндустриальное общество характеризуется активным и быстротечным экономическим развитием, которое включает в себя расширение географической структуры экспорта и импорта различных групп товаров, что влечет за собой неизбежное развитие торговых отношений. Поэтому, таможенные администрации всех стран мира наделены широкими полномочиями и функциями в отношении таможенного администрирования. Особым местом определена организационная функция, которая включает в себя должное определение проведение таможенных формальностей, заключающееся в обеспечении соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, а также превентивная функция, то есть предупреждение и пресечение нарушений таможенного законодательства (национального и наднационального). Всё это служит стимулом для развития международного таможенного сотрудничества, которое призвано унифицировать и упростить проведение различных форм таможенного контроля, а также осуществление таможенных операций.

В этой связи особо определяется информационный обмен между таможенными администрациями государств, который способствует содействию в развитии национальной и международной торговли и обеспечении экономической безопасности государств.

На основе вышеизложенного можно сформулировать определение взаимной административной помощи (далее – ВАП) , которая заключается в реализации действий, направленных на обеспечение функционирования информационного обмена и взаимопомощи между таможенными администрациями различных государств в части соблюдения норм таможенного законодательства, а также предотвращения совершения таможенных правонарушений, включающих в себя административные и уголовные правонарушения, расследования соответствующих правонарушений и борьбы с ними [8].

В разных государствах понятие ВАП трактуется по-разному из-за особенностей законодательного регулирования данного вопроса. Так, в Евразийском экономическом союзе определение взаимной административной помощи сформулировано на основе синтеза и анализа руководящих международных правовых актов.

По нашему мнению, определяющим понятием ВАП является определение, данное в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее – Киотская конвенция). Согласно Киотской конвенции, под взаимной административной помощью понимаются действия, совершаемые одной таможенной службой по поручению другой таможенной службы или совместно с ней в целях должного применения таможенного законодательства и для предупреждения, расследования и пресечения таможенных правонарушений [3]. На основе данного понятия, можно заключить, что международное таможенное сотрудничество является основополагающим в области соблюдения и пресечения нарушений законодательства в сфере таможенного регулирования.

Исследователи обычно в своих разработках выделяют 3 главных направления взаимной административной помощи в контексте международного таможенного сотрудничества:

  • информационное взаимодействие;
  • взаимная административная помощь;
  • иные способы взаимодействия.

          Как определено выше, система международного таможенного сотрудничества включает несколько элементов [10], ведущим из которых является ВАП, потому что это один из важных инструментов достижения высоких показателей эффективности функционирования организации и реализации таможенными службами своих полномочий и функций.

         Само таможенное сотрудничество, по нашему мнению, будет должно функционировать при качественно налаженной системе взаимопомощи. Предпосылками создания такой системы послужили два основных проблемных аспекта:

  1. Отсутствие унификации общепризнанных правил, что является камнем преткновения при налаживании взаимопомощи между государствами; 
  2. Различие статуса должностных лиц таможенных органов в процессе проведения расследований таможенных правонарушений или преступлений.

Представляется возможным выстроить иерархию нормативно-правовых актов, так или иначе касающихся вопросов реализации ВАП на основе анализа международных документов, регулирующих организацию и проведение взаимной административной помощи между таможенными администрациями различных государств.

Она выглядит следующим образом:

  1. Международные акты универсального характера (акты ООН);
  2. Акты универсальных международных организаций (ВТО, ВТамО);
  3. Акты международных организаций (региональных) (БРИКС, СНГ, ШОС).

В Таблице 1, которая приведена ниже, мы выделили основные международные правовые акты в сфере взаимной административной помощи, а также дали краткую характеристику раскрываемых положений данных актов.

Также среди представленных в таблице международных правовых актов проведен анализ, в результате которого нами были выделены две группы документов:

  • Документы, прямо направленные на институт взаимной административной помощи;
  • Документы, косвенно направленные на институт взаимной административной помощи.

Таблица 1

Международные правовые акты, регулирующие организацию и проведение взаимной административной помощи

Название актаХарактеристика положений
Конвенция ООН «О борьбе с организованной преступностью» (Палермо, 2000 г.)Возможность применения метода контроля поставки не только в области наркотических средств, но и любых других незаконно перемещаемых или вызывающих подозрение товаров [1];
Соглашение Всемирной торговой организации «Об упрощении процедур торговли» (о. Бали, 2013 г.)Статья 12 посвящена таможенному сотрудничеству – возможность планирования совместных мероприятий по контролируемой поставке, а также информационный обмен по запросам в области взаимопомощи оперативного раскрытия таможенных преступлений [2];
Международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция)Пункт E21/F1 – определение взаимной административной помощи, принцип сотрудничества в целях упрощения таможенных процедур [3];
Международная конвенция «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» (Найроби, 9 июня 1977 г.)Первые основы многосторонней взаимной административной помощи между таможенными администрациями различных государств. Направлена в большей степени на взаимопомощь в области правоохраны (пресечение, расследование таможенных преступлений) [4];
Международная конвенция ВТамО о взаимной административной помощи в таможенных делах» (Брюссель, 27 июня 2003 г.)Закрепление унифицированных стандартов организации взаимной административной помощи, а также возможность использования информационных технологий в данном деле, определены виды взаимной административной помощи [5];
Рамочное соглашение об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в АТРСт.8 – взаимное признание торговых данных, Ст.13 – обмен опытом, Ст.14 – взаимная техническая помощь;
Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах в рамках СНГ (Москва, 15 апреля 1994 г.)Обмен опытом, взаимопомощь в предупреждении и пресечение таможенных преступлений, регулирование запросной работы, упрощение таможенных формальностей через взаимное признание [6];
Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (Астана, 5 июля 2010 г.)Направлена в большей степени на взаимопомощь в области правоохраны (пресечение, расследование таможенных преступлений и правонарушений) [7].

Под «прямыми» документами понимаются те документы, текст которых полностью направлен на сферу организации и проведения ВАП (например, Международная конвенция ВТамО о взаимной административной помощи в таможенных делах» (Брюссель, 27 июня 2003 г.).

Под «косвенными» документами понимаются те документы, основной текст которых направлен на более крупные сферы деятельности (например, борьба с организованной преступностью), но в тоже время в тексте содержатся отдельные статьи, посвященные институту взаимной административной помощи.

Можно заключить, что взаимопомощь в текстах данных документов является одним из инструментов достижения целей, определенных в документах. В качестве примера можно привести Конвенцию ООН «О борьбе с организованной преступностью» (Палермо, 2000 г.). Так, основной текст Конвенции посвящен таким темам, как: криминализация участия в организованной преступной группе, криминализация отмывания преступных доходов, ответственность юридических лиц и т.д., но в то же время выделена возможность применения таможенными администрациями метода контроля поставки (один из инструментов взаимной административной помощи) для своевременного обнаружения и пресечения контрабанды наркотических и психотропных веществ.

  Основными международными документами, направленными на формирование и развитие института ВАП, являются:

  • Международная конвенция «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» (Найроби, 9 июня 1977 г.);
  • Международная конвенция ВТамО о взаимной административной помощи в таможенных делах (Брюссель, 27 июня 2003 г.).

Анализ вышеуказанных Конвенций показал, что Международная конвенция ВТамО о взаимной административной помощи в таможенных делах в полной мере описывает процесс взаимодействия между таможенными администрациями в ходе оказания взаимной административной помощи, регулирует более полный спектр вопросов (например, вопросы трансграничного сотрудничества, информации для оценки таможенных пошлин и платежей), в то время как Международная конвенция «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» несет в себе более узкий спектр вопросов, а именно – правоохранительных.

Практически в каждом документе ВТамО (например, в Рекомендациях по ведению правоохранительной деятельности и содействию торговле) подчеркнута решающая роль глобального и двустороннего сотрудничества таможенных ведомств на основе многосторонних соглашений и двусторонних договоров о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.

Практически все международные соглашения о содействии в таможенных делах содержат в преамбуле ссылку на международные соглашения и текст Рекомендации Совета таможенного сотрудничества о взаимной административной помощи от 5 декабря 1953 г.

Анализ международного конвенционального законодательства в области оказания взаимной административной помощи помог нам выявить основную особенность, заключающуюся в отсутствии единого международного документа, который бы мог урегулировать все аспекты взаимной административной помощи, начиная от ее определения до практического применения всех видов её форм. По нашему мнению, это обусловлено, во-первых, постоянно изменяющимися условиями торговли, во-вторых наличием более узких (в географическом плане) таможенных союзов (например, ЕС, ЕАЭС), в которых более полно раскрываются уже итак унифицированные положения Конвенций (например, Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях раскрывает положения Международной конвенции «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений»).

Использованные источники:

  1. Конвенция ООН «О борьбе с организованной преступностью» принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года// Режим доступа: https://www.un.org.
  2. Соглашение Всемирной торговой организации «Об упрощении процедур торговли» // Режим доступа: https://www.wto.ru.
  3. Международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года // Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1901082.
  4. Международная конвенция «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» исполнено в Найроби 9 июня 1977 года // Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1901103.
  5. Международная конвенция ВТамО о взаимной административной помощи в таможенных делах» от 27 июня 2003 года // Режим доступа: https://www.wcoomd.org.
  6. Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 (ред. от 01.06.2018) “О сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах” // Режим доступа: https://www.consultant.ru.
  7. «Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств – членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях» (заключено в г. Астане 05.07.2010) (ред. от 08.05.2015) // Режим доступа: https://www.consultant.ru.
  8. Буваева Н.Э. Международное таможенное право: учебник для магистров. – М., 2020. – 366 с.
  9. Дорожкина Т.В., Петрушина О.М., Кондрашова И.В. Формирование механизмов межрегионального сотрудничества: Калуга – Тотиги // Вестник Калужского университета. – 2019. – №1. – С. 11-13.
  10. Петрушина О.М., Филиппов М.И., Кондрашова И.В. Актуальные вопросы международного сотрудничества // Russian Economic Bulletin. – 2019. – Т. 2. № 6. – С. 79-83.
  11. Гусев А. В. Некоторые вопросы совершенствования форм и направлений деятельности правоохранительных органов исполнительной власти в рамках международных договоров межведомственного характера // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2015, № 3. С. 12-19.
  12. Гокинаева И. А., Агапова А. В. Совершенствование основных направлений международного таможенного сотрудничества // Журнал правовых и экономических исследований. 2018, № 4. С. 121-124.
  13. Овчинников С. Н., Атаманчук В. В. Международные договоры о правовой помощи в правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Право и политика. – 2022. – № 2.
  14. Липатова Н.Г. Международное таможенное сотрудничество в условиях экономической интеграции государств // Вестник Российской таможенной академии. 2018. №3. С. 25-31.
  15. Боброва О. Г., Кнышов А. В. Взаимная административная помощь таможенных органов: учебное пособие// М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. 162 с.
  16. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://customs.ru (дата обращения: 21.04.2023).