Стр. 41

Кузьменко О.С.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СФЕРЫ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ОАЭ, КИТАЙ)

О.С. Кузьменко, студент 3 курса, факультета таможенного дела, Российской таможенной академии

Научный руководитель: Ю.Н. Вербицкая, доцент кафедры ТОиТК Российской таможенной академии, кандидат экономических наук

Аннотация. В статье проведен анализ основных тенденций в области внедрения информационных и иных технологий, основанных на использовании искусственного интеллекта и процессов цифровизации, в практику совершения таможенных операций, проведения таможенного контроля, а также приведены предложения по совершенствованию механизма работы Федеральной таможенной службы на основе изученного опыта зарубежных стран (ОАЭ, Китай).

Ключевые слова: таможенное администрирование, цифровизация таможни, электронное декларирование, IT-технологии, искусственный интеллект, “интеллектуальный” пункт пропуска.

Применение эффективных цифровых и интеллектуальных технологий таможенного администрирования и таможенного контроля в свете последних политических событий, в условиях существенных изменений логистических цепочек внешнеэкономического взаимодействия нашей страны с другими государствами, а также с учетом беспрецедентного ужесточения санкционного режима в отношении России становится жизненной необходимостью.

Интеллектуально-коммуникативные технологии при проведении всех таможенных операций должны способствовать повышению прозрачности трансграничной торговли, а также ускорению процедур таможенного контроля и таможенного администрирования.

Базовыми элементами «умной» цифровой таможни на современном этапе должны стать: создание, внедрение и использование цифровых технологий в строгом соответствии с разработанной и утвержденной ФТС России стратегией; эффективный и результативный контроль за процессами развития указанных цифровых технологий, что позволит исключить и скорректировать возможные ошибки [1].

Рассмотрим действующую практику внедрения различных элементов цифровизации в деятельность таможенных органов Российской Федерации на современном этапе. Развитие таможенного администрирования в России сегодня направлено на достижение мировых стандартов электронного и цифрового таможенного обеспечения [2]. Для этого российские таможни активно создают и внедряют в свою повседневную деятельность различные элементы современной таможенной инфраструктуры.

Цифровая реформа деятельности таможенных органов в России началась с создания системы повсеместного электронного таможенного декларирования и электронных таможен, и постепенно привела к использованию «цифры». В 2018 году в России открыли первую электронную таможню – Приволжскую. Сейчас действуют 9 электронных таможен и 16 Центров электронного декларирования (ЦЭД), в которых сегодня выпускается 99% деклараций. К настоящему моменту реализована возможность электронного декларирования таможенного транзита, введется работа по внедрению интеллектуального пункта пропуска, реализуется проект по интеллектуальному анализу снимков ИДК.

Сейчас действует Стратегия развития ФТС России до 2030 г. (далее Стратегия). Это новый вектор в развитии таможенных органов, который определяет четыре миссии Федеральной таможенной службы РФ на ближайшее будущее [3]:

1. Модернизация таможенного контроля с учетом реалий развития электронной торговли.

2. Повсеместное использование средств ИКТ для передачи и хранения огромного массива данных.

3. Рост эффективности таможенных процессов и уровня конкурентоспособности российских таможен по сравнению с таможенными органами других стран.

4. Внедрение механизма «единого окна» при осуществлении взаимодействия таможенных органов России с различными министерствами и ведомствами зарубежных государств.

Стратегия содержит основные целевые ориентиры, связанные с применением искусственного интеллекта, новейших цифровых технологий, в том числе позволяющих осуществлять таможенные операции без участия должностных лиц, высокоинтеллектуальных автоматизированных систем в деятельности таможенных органах.

Наряду с этим существует и ряд недостатков, характеризующих деятельность таможенных органов на современном этапе таких как нестабильность программного и технологического обеспечения; недостаточный уровень информационного взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с таможенными органами зарубежных стран; нехватка квалифицированных кадров, способных в полном объеме использовать цифровые технологии.

Проанализируем деятельность по внедрению инноваций и совершенствованию таможенного администрирования зарубежными странами. Наиболее успешными и передовыми принято считать таможенные службы ОАЭ и Китая, поскольку они оснащены передовыми технологиями и гениальными изобретениями.

В 2022 году таможня Арабских Эмиратов заняла первое место среди 63 стран мира по показателю эффективности своей работы.

Имея большой потребительский спрос на ввозимую продукцию из-за рубежа, огромный потенциал экспорта и переживая стремительный рост во всех секторах экономики, таможенные органы Арабских Эмиратов активно работают над еще большим упрощением и ускорением прохождения всех процедур за счет внедрения автоматизированных инновационных систем. Порядка 98 % клиентов удовлетворены “умными” технологиями в рамках прохождения таможенных операций.

Инновации, внедренные в деятельность таможенных органов ОАЭ [4]:

1) «Интерактивный пол». Принцип работы: при попадании на светодиодный пол багаж сканируется специальными датчиками, а дальше при помощи светящихся стрелок ему указывается маршрут следования – в зеленый или красный коридор (без контакта с инспектором);

2) «Умный вход». Данная технология позволяет использовать смартфоны вместо паспортов при прохождении контроля с помощью мобильного приложения Smart UAE Wallet. Позволяет не только сократить время, на контроль каждого пассажира на 9-12 сек., но и обеспечить безопасность данных паспорта и других документов.

3) Виртуальный помощник Раммас. Это интеллектуальный чатбот и он способен отвечать на запросы на английском и арабском языках;

4) Приложение для таможенного оформления iDeclare. Сокращает время ожидания оформления документов на 60% с 45 минут до 5 минут. Инспекторам просто нужно отсканировать «штрих-код», сгенерированный приложением на смартфоне пассажира. iDeclare распознает товары, подлежащие декларированию, просто фотографируя их, и мгновенно предоставляет код ТН ВЭД и указанные для них обязанности. Его можно скачать в Google Play и Apple Store.

Следующей страной, чей опыт цифровой трансформации хотелось бы рассмотреть это Китай. Во-первых, это самый крупный торговый партнер России. Товарооборот в 2022 г. увеличился в годовом исчислении на 29,3%, до $190,27 млрд, что стало рекордным показателем для двух стран за все время сотрудничества. Во-вторых, Китай- это центр инноваций и развития высоких технологий. Среди достижений ГТУ КНР следует выделить следующие [5]:

1) «Customs Bot». Роботы снабжены специальными программами, распознающими лица людей, для обнаружения нарушителей.  Они созданы с помощью новейших технологий и способны общаться на 28 языках, могут обучаться в ходе работы.

2) «Цифровые КПП». Система была запущена для международных интермодальных перевозок. Решение позволило логистам перевести декларирование грузов в онлайн и сократило среднее время от подачи документов до пропуска поезда с 12 часов до 30 минут.

3) «Умный терминал». Принцип действия: система собирает и обрабатывает данные, затем отправляет соответствующие инструкции машинам. Те выполняют заказы без вмешательства человека непосредственно на месте. Он работает на базе высокоточной навигационной системе BeiDou и коммуникационной технологии Huawei. Порты с цифровым подключением позволяют беспрепятственно соединять миллионы отправлений более эффективным и безопасным способом.

В таможне ОАЭ перевозчики наряду с сотрудниками могут активно участвовать в предложении инновационных идей и предложений по улучшению таможенных услуг. Представители самых инновационных идей имеют возможность получить приз в размере 1,000 долларов. В таможенных органах на постоянной основе проводятся конференции, недели инноваций, премии, направленные на мотивацию и развитие навыков таможенных инспекторов, повышение корпоративной конкурентоспособности. Кадры же для таможни готовят с помощью новейших методик, используя усложненные учебные программы и инструменты. Эти факторы в совокупности влияния и обеспечивают успешную деятельность и качество таможенного администрирования ОАЭ.

В свою очередь, в Китае инновационные решения вводятся преимущественно инспекторами, первостепенно для упрощения выполняемых процедур и экономии времени, все большее количество функций передается технологиям и «искусственному разуму», это помогает исключить вероятность возникновения ошибок в процессе оформления и предоставления таможенных услуг и ускорить ежегодно растущий товарооборот страны.

Таким образом, для решения стратегических задач совершенствования таможенного администрирования, указанных в Стратегии РФ, необходимо укреплять сотрудничество с вышеупомянутыми странами по следующим направлениям: обмен кадрами и опытом осуществления таможенных процедур, кооперация таможенных служб для подготовки перспективных кадров; привлечение крупнейших компаний как отечественные, так и зарубежные к сотрудничеству с ФТС; взаимодействие в рамках проекта “Единое окно”; обмен опытом по развитию “Умной таможни”. Следовательно, будущее таможенного администрирования напрямую связано с успехами в области интеллектуальных технологий. Анализ текущего этапа развития таможенной администрации РФ показывает необходимость усиления финансирования и инвестирования исследований, модернизации оборудования, разработки методов мотивации и стимулирования интеллектуальной деятельности в ФТС России, а также укреплению сотрудничества Россия-Китай и развитию партнерства Россия-ОАЭ, что особенно актуально в рамках текущей перестройки логистических цепочек и переориентированию экономики на юг и восток.

Использованные источники:

  1. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. Издание второе, исправленное и дополненное. М.: ООО «КомНьюс Груп», 2019. 368 с.
  2. Сальникова, А. В. Электронная таможня как основной вектор развития таможенных органов в условиях цифровизации Российской экономики / А. В. Сальникова, М. А. Чернецова. — 2020. — URL: http://www.creativecommons.org.
  3. Официальный сайт ФТС России. [Электронный ресурс] URL: http://www.customs.ru.
  4. Официальный сайт Федерального таможенного органа ОАЭ. [Электронный ресурс] URL: https://www.fca.gov.ae.
  5. Официальный сайт Главного таможенного управления Китайской народной республики. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.customs.gov.cn.