Стр. 49

Ошвинцева Д.А.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Д.А. Ошвинцева, студент 2 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии

Научный руководитель: Л.В. Кучинская, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы Российской таможенной академии, канд. экон. наук, доцент

Аннотация. В связи с мировой ситуацией поставки импортных автомобилей сократились, и российскому потребителю приходится испытывать определенные затруднения при покупке нового автомобиля. Остро встают вопросы высокой цены на импортные автомобили, качества сборки, нехватки компонентов транспортных средств, надёжности изготовителя и импортера.

Ключевые слова: параллельный импорт, производство автомобилей, гарантия, безопасность, качество автомобилей.

Лучшая машина — новая машина! (Генри Форд)

В современных реалиях покупка нового автомобиля предполагает несколько вариантов. Первый вариант – это покупка отечественного автомобиля. Второй вариант – это приобретение у дилера китайского автомобиля, адаптированного под российские условия. И третий вариант – это покупка автомобиля через коммерческие организации, которые осуществляют поставки машин из недружественных стран на основе параллельного импорта. Выбирая любой из предоставленных вариантов, покупатель должен оценивать риски, связанные с качеством компонентов транспортного средства и корректностью оформления документов.

На первый взгляд, в условиях дефицита ввоза импортных машин и их компонентов, самым простым решением кажется покупка отечественного автомобиля. Сильнейший кризис в автомобильной промышленности вынудил правительство РФ принимать экстренные меры, чтобы снизить зависимость производителей от импортных компонентов, в первую очередь, от электронного оборудования. Решать проблему решили за счет экологичности и систем безопасности транспортных средств. Так, с 12 мая 2022 года действует Постановление Правительства РФ № 855 «Об утверждении правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия», в котором впервые нет требований к наличию в автомобиле  АБС и подушек безопасности. А экологичность выхлопа автомобилей вернули на уровень тридцатилетней давности, разрешив продажу машин с нулевым экологическим классом, который определяется нормами ЕЭК ООН № 83–02 (категория А), то есть в количественном плане он близок к нормам «Евро-1», которые были утверждены в Европе в 1992 году.  Так, лимит содержания СО в выхлопе возрастает с 1 до 2,76 г/км, выбросы метана увеличиваются с 0,1 до 0,24 г/км, оксида азота — с 0,06 до 0,18 г/км. Все перечисленные вещества токсичны и относятся к распространенным городским загрязнителям.

Со второй половины 2022 года в России стали производить машины отечественных марок из китайских компонентов, используя метод крупноузловой сборки. Формально такие автомобили считаются отечественными, но при производстве в Китае и последующей сборке в Москве не используются отечественные компоненты, кроме системы ЭРА-ГЛОНАСС. Наиболее известный пример отечественного автомобиля – новый «Москвич-3», являющийся кроссовером JAC JS4, но уже с товарным знаком «Москвич», которая также изготавливается в Китае. Однако в следующем году стартует программа локализации одновременно с расширением производства автомобилей на территории РФ. Специалисты должны освоить широкий набор российских компонентов, наладить полный цикл со сваркой, окраской и мелкоузловой сборкой. Мэр Москвы Сергей Собянин назвал запуск новой модели товарного знака “Москвич” историческим событием, отметив, что в перспективе завод будет выпускать электротранспорт. Столичные власти считают, что кроссоверы будут пользоваться спросом у сервисов каршеринга и такси, а также у частных клиентов и корпоративного сегмента.

Рассмотрим машины полностью китайского производства. Как заявил директор «Автостата» Сергей Целиков, 28,3% составила доля автомобилей от производителей из КНР за первый квартал 2022 года. Доминирует на рынке тройка производителей из КНР. Это Chery, Great Wall и Geely, а также их производные марки, например Exceed. В меньшем объеме продаются машины брендов Chengan и FAW. Несмотря на большие объёмы продаж китайских автомобилей, московские дилеры отмечают рост случаев сдачи китайских машин, бывших в эксплуатации не более года, по программе «трейд-ин» (обмен старого авто на новое с доплатой). Покупателей привлекает наличие различных опций автомобиля, но в процессе эксплуатации возникают проблемы в части адаптации к специфическим эргономическим свойствам, поэтому потребители начинают выбирать варианты среди привычных марок автомобилей, в том числе ввозимых по параллельному импорту.

С 28 июня вступил в силу Федеральный закон № 213-ФЗ, разрешающий параллельный импорт. Ранее спикер парламента Вячеслав Володин отмечал, что эта мера принята как способ защиты российской экономики, так как импорт позволит стабилизировать цены на продукцию и не допустить дефицита. Следует отметить, что параллельный импорт в России разрешен с ограничениями, то есть ввозить без разрешения правообладателя можно товары (группы) определенных наименований, кода товара и/или средства индивидуализации и/или товарных знаков из перечня, указанного в Приказе Минпромторга РФ от 19.04.2022 № 1532. В данном Приказе более 300 пунктов, в числе которых:

  • автомобили товарной позиции 8703  CITROËN, DACIA, FORD, GENESIS, HYUNDAI, ISUZU, KIA, MAZDA, OPEL, PEUGEOT, RENAULT;
  •  части и принадлежности к перечисленным в перечне автомобильным брендам.

Товар из перечня можно приобрести и ввезти в Россию для продажи у официального дистрибьютора, непосредственного правообладателя или у третьих лиц.

Сейчас на пути от изготовителя к российскому покупателю автомобиль проходит через официального европейского дилера, менее официальную «площадку», местного перекупщика и нескольких независимых транспортировщиков. То есть, чтобы обойти санкции и вывезти автомобиль из Европы дилерам приходится сначала оформлять покупку в других странах. Например, многие машины из Европы попадают в Россию через Иран, откуда приходят на судах по Каспийскому морю.

По словам Арарата Мардояна, учредителя компании «АвтоДегустатор», несмотря на сложность, такая цепочка надежна и санкционным ограничениям практически не подвержена: «Я не вижу препятствий для параллельного импорта автомобилей в Россию в 2023 году. Возможно, логистические цепочки немного усложнятся, что приведет к повышению стоимости машин. Но одновременно ведутся и работы по оптимизации маршрутов доставки, так что одно может уравновесить другое».

Другой канал поставок автомобилей в Россию — через Азию и, в первую очередь, из ОАЭ и Китая. Схема азиатского маршрута логистически выглядит не менее замысловато, чем ввоз машин из Европы в Москву через внутреннее Каспийское море. Китайские фирмы по заказу российских партнеров находят нужную машину, покупают ее, далее оформляют необходимые документы на вывоз. Затем следующая компания довозит автомобиль до границы с Казахстаном. В Казахстане местный посредник оформляет таможенные документы для ввоза машины в Россию. Однако в случае с электрическими машинами или гибридными транспортными средствами из Казахстана они сначала отправляются в Белоруссию. В Казахстане НДС на электромобили составляет 12%, а в Белоруссии – 0%.

В сложившейся ситуации такая схема отчасти выгодна и автопроизводителям. Формально они не дают разрешение на поставку своих машин в РФ, но при этом продажи все равно происходят, и автоконцерны получают часть прибыли.

В работе рассмотрены особенности, связанные с приобретением конкретного товара, а именно машины марки Mitsubishi Xpander, которая ранее официально никогда не ввозилась в Россию. Данная машина была завезена на основе параллельного импорта, поэтому маршрут ее ввоза до дилера в России достаточно сложный. С производства она переместилась в ОАЭ, где её приобрело физическое лицо, проживающее в Казахстане, и со статусом “Автомобиль, бывший в употреблении” переместилась к российскому покупателю, который передал её дилеру. Чтобы доказать, что машина завезена легально, при её приобретении российскому потребителю выдаётся следующий комплект документов: декларация на товары, инвойс, договор купли-продажи между гражданином Казахстана и гражданином РФ, поручение между гражданином РФ и дилером, электронный ПТС. Важно отметить, что при приобретении китайского или российского автомобиля у дилера покупателям выдаётся только договор купли-продажи и электронный ПТС, так как поставка была официальная.

Для оценки конкурентоспособности товаров в таблице проведен сравнительный анализ некоторых технических характеристик импортного и отечественного автомобилей.

Таблица 1

Сравнение технических характеристик Mitsubishi Xpander и «Москвич-3»

ПоказателиМосквич 3Mitshubishi Xpander
Мощность двигателя1,5 л. – 150 л. с. турбо /1,6 л. – 109 л. с.1,5 л. – 105 л с
ДвигательHFC4GB24D, производство Китай4А91, производство Япония
Длина, мм; ширина, мм; высота, мм4410, 1800, 16604475, 1750, 1700
Дорожный просвет, мм170205
Расход топлива6,6 л. на 100км6 л. на 100км
Коробка переключения передачМеханика/вариаторАвтомат
Цена в руб.2100000-25000002100000-2500000
Количество мест57
Гарантияестьнет

Исходя из данных, представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что заявленные технические характеристики автомобилей не уступают друг другу, при этом у каждой модели имеются достоинства и недостатки. Однако технические характеристики Mitsubishi Xpander подтверждены практикой эксплуатации автомобиля, в то время как данных о эксплуатации «Москвича 3» в течение длительного времени пока нет.

Принимая во внимание вышесказанное, можно предложить меры для изменения ситуации:

1) В условиях давления недружественных стран России необходимо развивать собственную автомобильную промышленность, которая будет изготавливать компоненты для отечественных автомобилей, а также отличаться качеством сборки.

2) Модернизировать производство автомобилей так, чтобы оно было экономически выгодным как для производителей, так и для покупателей с помощью сокращения издержек производства интенсивным путём, что в будущем будет способствовать наращиванию объёмов производства. Данные меры отражены в проекте стратегии развития российского автомобильной промышленности до 2035 года, утверждённой в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2022 № 4261-р. Среди ключевых целей стратегии — обеспечение технологического суверенитета автомобильной промышленности, удовлетворение потребности российского рынка в конкурентоспособной на мировом уровне продукции с высоким уровнем локализации (не менее 80 %) и обеспечение роста вклада автомобильной промышленности в российскую экономику.

Использованные источники:

  1. Постановление Правительства РФ от 12.05.2022 № 855 «Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия».
  2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2022 № 4261-р «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 г.».
  3. Федеральный закон от 28.06.2022 № 213-ФЗ “О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  4. Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532 “Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия”.
  5. Иванов Сергей. «Скупили все». Как будет работать параллельный импорт в 2023 году [Электронный ресурс] URL: Как будет работать параллельный импорт автомобилей в 2023 году :: Autonews// Автомобильный журнал «AutoNews» 07.01.2023 (Дата обращения 25.02.2023).
  6. Климентьев Михаил. Собянин назвал запуск новой модели “Москвича” историческим событием [Электронный ресурс] URL: Собянин назвал запуск новой модели “Москвича” историческим событием – РИА Новости, 23.11.2022 (ria.ru) // РИА новости 23.11.2022 (Дата обращения 19.03.2023).
  7. Колесова Мария. Без обогрева, но с ESP: 5 необычных фактов про кроссовер «Москвич 3» [Электронный ресурс] URL: Без обогрева, но с ESP: 5 необычных фактов про кроссовер «Москвич 3» :: Autonews// Автомобильный журнал «AutoNews» 22.12.2022 (Дата обращения 19.03.2023).
  8. Кузьмин Дмитрий. Как устроен параллельный импорт: требования к ввозу товаров и риски. [Электронный ресурс] URL: Как устроен параллельный импорт: требования к ввозу товаров и риски — СКБ Контур (kontur.ru) // Бизнес журнал «Контур» 05.07.2022 (Дата обращения 25.02.2023).