Стр. 53

Скоблякова К.А.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ВСЕМИРНОГО ПОЧТОВОГО СОЮЗА В РАМКАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

УДК 339.543

К.А. Скоблякова, студент 4 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии

e-mail: ka.skoblyakova20@customs-academy.ru

Научный руководитель: И.Ю. Татаева, доцент кафедры управления Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация. В статье рассмотрена трансграничная электронная торговля, ее сущность, а также регулирование на международном уровне. Приведены основные международные инструменты в сфере электронной торговли, в том числе, касающиеся почтовых отправлений. Определяются основные направления взаимодействия Всемирной таможенной организации и Всемирного почтового союза: сотрудничество в сфере общих интересов, электронный обмен данными между назначенными операторами и таможенными органами, а также содействие безопасной, защищенной и эффективной торговле.

Ключевые слова: электронная торговля, электронный обмен данными, назначенный оператор.

ВВЕДЕНИЕ

Стремительный рост объемов небольших партий товаров стимулировал появление новых трендов в сфере розничной торговли. Изменились модели осуществления покупок: со стороны потребителей повысились требования к скорости доставки грузов. Трансграничная электронная торговля открыла новые возможности для экономического и социального развития, стимулирует появление инноваций, внедряет новые модели торговли, определяет новые потребительские тенденции.

Благодаря созданию торговых интернет-платформ, пользователи получили в свое распоряжение технологии для передачи данных. Это значит, что повышается эффективность экономических операций, снижаются издержки, связанные с торговыми процедурами. Помимо этого, участники экономической деятельности, которые готовы к использованию новых методов торговли, получают конкурентные преимущества.

Число людей, совершающих покупки онлайн, постоянно растет (см. рис. 1) . По оценкам, в 2022 году объем розничных продаж в рамках трансграничной электронной торговли (далее ТЭТ) во всем мире превысил 5,7 трлн. долларов США, и ожидается, что в ближайшие годы этот показатель будет увеличиваться.

В свою очередь, международные экономические организации уже начали работу по созданию стратегий электронной торговли, которыми могут воспользоваться страны, желающие внедрить в свою экономику систему ТЭТ. В качестве примера можно привести «оценку готовности к электронной торговле», разработанную Конференцией ООН по торговле и развитию (далее ЮНКТАД), которая дает представление об экосистеме электронной торговли в развивающихся и наименее развитых странах. Например, оценка готовности к электронной торговле была разработана и для стран-участниц Экономического сообщества западноафриканских государств (далее ЭКОВАС) [2]. Данный документ рассматривает оценку готовности к электронной коммерции и разработку стратегии, торговую логистику и упрощение процедур торговли, платежные решения, развитие навыков электронной торговли и др. в рамках сообщества.

Рис. 1. Российский рынок Интернет-торговли [1]

Что касается ТЭТ в рамках Евразийского экономического союза, то стоит отметить Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии (далее ЕЭК) от 23.06.2023 № 20 «О проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года» [3]. В соответствии с документом, предлагается закрепить на законодательном уровне понятия, связанные с ТЭТ (например, «товары электронной торговли», «таможенная пошлина в отношении товаров электронной торговли), а также внести иные изменения. В Распоряжении Коллегии ЕЭК от 20.06.2023 №88 приводится проект Соглашения об электронной торговле в Евразийском экономическом союзе [4]. В нем затрагиваются такие вопросы как осуществление электронной торговли на едином рынке, данные, используемые в сфере электронной торговли, электронные документы и др., а также расширяется терминологический аппарат, представленный в Распоряжении Совета ЕЭК №20.

ТРАНСГРАНИЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ: СУЩНОСТЬ, РЕГУЛИРОВАНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

Инструментарий электронной торговли (см. табл. 1) представляет собой, в первую очередь, законы, рекомендации, нормативные акты международных организаций в этой сфере. В большей степени вопросы электронной торговли регулируются Всемирной торговой организацией (далее ВТО), Всемирной таможенной организацией (далее ВТамО), Европейской экономической комиссей Организации Объединенных Наций (далее ЕЭК ООН), Центром Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (далее СЕФАКТ ООН), ЮНКТАД, а также Всемирным почтовым союзом (далее ВПС).

Таблица 1

Инструменты регулирования ТЭТ

Наименование инструментаКраткое описание
Декларация о глобальной электронной коммерции ВТО 1998 г. [5]Декларация содержит поручение Генеральному совету ВТО разработать Рабочую программу по изучению вопросов, связанных с глобальной электронной торговлей. Вводится понятие «e-commerce».
Рабочая программа об электронной коммерции ВТО 1998 г. [6]Ставит задачу изучить взаимосвязь между существующими соглашениями ВТО и электронной торговлей. Общая цель состоит в том, чтобы изучить аспекты, связанные с электронной коммерцией, и дать рекомендации для дальнейших действий.
Типовой закон Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (далее ЮНСИТРАЛ) об электронной торговле (1996 г.) с дополнительной статьей 5 bis, принятой в 1998 г. [7]Целью является облегчить ведение торговли с использованием электронных средств путем предоставления в распоряжение национальных законодателей свода признанных на международном уровне норм, направленных на устранение правовых препятствий для электронной торговли и повышение ее юридической предсказуемости.
Рекомендация ЕЭК ООН №32 «Соглашение об электронной коммерции» 2000 г. [8]Содержит базовый набор положений, которые способны обеспечить заключение торговыми партнерами одной или более электронных сделок на прочной правовой основе. Может использоваться в отношениях между предприятиями и потребителями, но не содержит положений, которые касаются защиты прав последних.

Источник: составлено авторами на основе данных [5]-[8]

Стоит отметить и иные инструменты регулирования ТЭТ. Например, доклады ЮНКТАД по цифровой торговле, которые направлены на отслеживание тенденций влияния цифровых технологий на экономику и торговлю. Помимо этого, в рамках ЮНКТАД разработано несколько программ, каждая из которых имеет свою цель («Электронная торговля для всех», «Электронная торговля для женщин», «Оценка готовности к электронной торговле» и др.).

 Особое место в вопросе электронной торговли занимает ВТамО. Так как объем товаров, перемещаемых в рамках трансграничной электронной торговли, увеличивался, со временем возникла потребность в более эффективном и грамотном таможенном регулировании. Таким образом, в 2001 г. была принята Бакинская декларация в отношении электронной торговли [9]. Совет таможенного сотрудничества призывал к взаимодействию с ВТО в сфере электронной торговли, стремиться к партнерству с Интернет-сообществом, а также принять и внедрить пересмотренную Киотскую конвенцию с целью создания простой и прозрачной электронной таможенной среды.

В 2017 г. международное таможенное сообщество приняло Луксорскую резолюцию «Об основополагающих принципах трансграничной электронной торговли» [10]. Резолюция охватывает 8 принципов: электронное предварительное информирование и управление рисками, упрощение процедур таможенной очистки, охрана и безопасность, измерение и анализ, партнерские отношения, информирование общественности и институциональное развитие, законодательная база.

В настоящее время также действует Пакет ВТамО по электронной торговле. Он состоит из Рамочных стандартов трансграничной электронной торговли и инструментов, поддерживающих внедрение Рамочных стандартов (в т.ч. технические спецификации с приложениями, компендиум тематических исследований по электронной торговле).

Всемирный почтовый союз разрабатывает инструментарий ТЭТ в отношении почтовых отправлений. Руководство по электронной торговле представляет собой набор практических рекомендаций для членов ВПС, которые им следует принимать во внимание при разработке собственной материально-технической базы для электронной торговли применительно к внутренним, региональным и трансграничным рынкам.

Помимо этого, была разработана Программа электронной торговли ВПС (далее ЭКОМПРО). ЭКОМПРО представляет собой программу мероприятий, которые направлены на координацию и ускорение развития электронной коммерции в почтовом секторе в целях содействия трансграничной торговле.

В отношении ТЭТ существует определение, разработанное ВТамО в рамках Пакета по электронной торговле. Так, трансграничная электронная торговля (Cross-border E-commerce) – это все операции, которые осуществляются в цифровом виде через компьютерную сеть (например, интернет) и приводят к физическим потокам товаров, в отношении которых совершаются таможенные операции. Основными характеристиками ТЭТ являются: онлайн-заказ, продажа, общение и, если возможно, оплата; трансграничные операции (транзакции), поставки; физические (материальные) товары; товары продаются конечному потребителю/покупателю.

Важное значение имеет взаимодействие ВТамО и ВПС, так как одной из тенденций ТЭТ является «parcellization». Это значит, что в структуре ТЭТ преобладают большие объемы посылок, незначительных по своему размеру, но требующих затрат на совершение таможенных операций.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВТАМО И ВПС

В рамках взаимодействия ВТамО и ВПС в 2022 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве, чтобы отразить последние нормативные и технологические изменения и своевременно отреагировать на увеличение объемов международных почтовых отправлений (далее МПО), обусловленное ростом электронной торговли.

Целью Соглашения является сотрудничество в сфере общих интересов, к которым ст. 2 относит разработку и обновление инструментов упрощения таможенной очистки почтовых отправлений, совместное изучение и развитие сотрудничества между назначенными операторами почтовой связи и таможенными администрациями на национальном уровне, помощь в цифровизации рабочих процессов и др.

Отдельно выделяется поддержание обмена электронной предварительной информацией (далее ПИ) между назначенными операторами и таможенными администрациями. Это должно осуществляться посредством применения стандартов электронных сообщений ВТамО-ВПС, а также системы электронного декларирования ВПС (где это возможно). Соглашение устанавливает право назначенных операторов и таможенных администраций на сбор, хранение и использование предварительной информации, но только в рамках законодательства о конфиденциальности и защите данных.

В части электронной торговли в качестве сферы взаимодействия установлено определение эффективных способов управления почтовыми отправлениями, объемы которых постоянно растут. Это связано, в том числе, с оценкой рисков, сбором таможенных пошлин и налогов, а также с возвратом почтовых отправлений.

Не менее значимы вопросы безопасности. В 2023 г. была подписана Совместная декларация ВТамО и ВПС о содействии безопасной, защищенной и эффективной глобальной торговле. Организации считают, что эффективное применение таможенных и почтовых процедур – это обязательный инструмент для упрощения торговли и в то же время поддержания безопасности общества в связи с перемещением контрабанды или опасных товаров. Цели Совместной декларации по своему характеру схожи с целями, которые ставит перед собой Соглашение о взаимодействии ВТамО-ВПС. Наиболее значимые из них:

1. Укрепление сотрудничества между ВТамО и ВПС в части институционального развития, технической помощи и повышения уровня общественной осведомленности о соответствующих миссиях и требованиях ВТамО и ВПС для эффективного применения таможенных и почтовых процедур;

2. Содействие обмену информацией между всеми заинтересованными сторонами, участвующими в цепи почтовых поставок, что позволит оцифровать рабочие процессы для более эффективного сотрудничества;

3. Повышение качества и точности информации, которой обмениваются таможенные службы и назначенные операторы, для поддержки безопасной и результативной таможенной очистки;

4. Содействие использованию технологий и инноваций для повышения эффективности, прозрачности и безопасности таможенных и почтовых процессов, включая внедрение передовых технологий проверки и цифровизацию глобальной цепи почтовых поставок;

5. Привлечение партнерских организаций к разработке стратегий цифровой интеграции, связанных с электронной предварительной информацией в почтовых, транспортных и таможенных процедурах;

6. Содействие разработке и внедрению общих инструментов для выявления отправлений с высокой степенью риска и снижения риска контрабанды, мошенничества и других незаконных действий.

Руководство ВТамО-ВПС по таможенной очистке почтовых отправлений – это совместный инструмент, который можно легко обновлять по мере накопления опыта. Руководство является источником информации для персонала почтовых и таможенных ведомств, занимающегося таможенной очисткой почтовых отправлений. Для персонала почтовых ведомств данное руководство является средством ознакомления с различными аспектами таможенной составляющей почтового канала поставок. Персоналу таможенных органов, отвечающему за пропуск почтовых отправлений, руководство помогает больше узнать о почтовых операциях, используемых в международном обмене почтовыми отправлениями.

Данное Руководство содержит сведения по различным вопросам международного обмена почтовыми отправлениями. Особое внимание уделено роли таможенных и почтовых ведомств, нормативной базе, операционной среде, защите и безопасности. Большую часть документа составляет раздел IV «Операционная среда», где максимально подробно описываются операции, совершаемые с МПО в процессе их отправки и получения, устанавливаются виды почтовых отправлений, которые наиболее часто перемещаются через таможенную границу, разграничивается назначение деклараций (CN 22, CN 72, CN 27 и др.).

Помимо вышеперечисленного, ВПС и ВТамО совместно разработали сообщения электронного обмена данными (далее ЭОД) таможня-почта (сообщения CUSITM и CUSRSP) в соответствии с моделью данных ВТамО (см. рис. 2).

Рис. 2. Блок-схема предварительного электронного информирования

Источник: составлено авторами на основе данных Совместного руководство ВТамО-ВПС по таможенному оформлению почтовых отправлений

Глобальная почтовая модель электронного предварительного информирования дает более наглядное представление о функционировании этой системы. Сторонами, участвующими в электронном ПИ, являются почтовые службы, авиакомпании и таможенные органы. Глобальная почтовая модель EAD ВПС имеет восемь потоков данных, причем потоки проходят между этими сторонами. Эта модель была разработана в сотрудничестве с ВТамО, Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА) и другими организациями.

Помимо предварительного информирования, акцент делается и на системе таможенного декларирования ВПС. Она представляет собой компьютерную программу, предоставляемую Центром почтовых технологий ВПС, и разработанную в соответствии с сообщениями ЭОД таможня-почта ВТамО-ВПС. Система выполняет следующие основные функции:

1. Связывает назначенных операторов с таможней и другими пограничными системами/службами безопасности;

2. Передает электронные таможенные декларации с предварительным уведомлением и ответы;

3. Обеспечивает автоматическую оценку рисков благодаря регулируемому поисковику и модулю Application Programming Interface (далее API);

4. Упрощает автоматический расчет сборов и тарифов благодаря регулируемому поисковику и модулю API и т.д.

Таким образом, в Совместном руководстве делается попытка подготовить общую основу для диалога и обсуждения на национальном уровне между назначенными операторами стран-членов ВПС и таможенными ведомствами ВТамО.

Руководство ВТамО-ВПС по обмену электронной предварительной информацией между назначенными операторами и таможенными администрациями – инструмент, который можно обновлять по мере накопления опыта и расширения обмена электронной ПИ.

В руководстве содержится:

1. Информация, которая экономически обосновывает начало обмена электронной ПИ между таможенными органами и назначенными операторами. Экономическое обоснование позволяет как назначенным операторам, так и таможенным органами, прийти к окончательному выводу о том, выделять или не выделять необходимые ресурсы, включая финансовые, на реализацию проекта по внедрению электронной ПИ;

2. Информация об инструментах, стандартах и положениях, с которыми назначенным операторам и таможенным органам необходимо ознакомиться, чтобы быть готовыми к внедрению процессов электронного обмена;

 3. Пошаговый подход к разработке электронного интерфейса для обмена электронной ПИ. Данный раздел подробно описывает 7 этапов: стратегическое планирование; разработка/подписание соглашения об обмене данными между назначенными операторами отправления и назначения; взаимодействие и сотрудничество между назначенными операторами и таможенными администрациями; пилотный этап; применение; стабилизация, мониторинг и совершенствование; усвоенные уроки;

4. Основные выводы и факторы, способствующие внедрению электронной ПИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в связи с нарастающими объемами электронной торговли, возникла потребность в ее регулировании. Различные международные организации, такие как ЕЭК ООН, СЕФАКТ ООН, ЮНКТАД, ВТамО (в части таможенного регулирования) и ВПС (в части, касающейся почтовых отправлений), разработали инструментарий, который позволяет наиболее подробно изучить сферу электронной торговли.

Возрастает необходимость в сотрудничестве между ВТамО и ВПС, международными организациями, которые напрямую связаны с потоками товаров трансграничной электронной торговли. В рамках взаимодействия этих организаций было подписано Соглашение о взаимодействии ВТамО и ВПС, являющееся ответом на быстрый рост объемов международной почтовой рассылки, обусловленный электронной торговлей. Учитывая необходимость в упрощении таможенных и почтовых процедур, наряду с поддержанием безопасной и защищенной торговли, была подписана Совместная декларация ВТамО и ВПС. В свою очередь, совместное руководство ВТамО-ВПС по таможенной очистке почтовых отправлений и Руководящие принципы ВТамО–ВПС по обмену электронной предварительной информацией между назначенными операторами и таможенными администрациями являются так называемыми «живыми» документами, в которые вносятся изменения по мере накопления опыта или изменения условий. Данные документы являются достаточно ценным источником информации для персонала почтовых и таможенных ведомств, занимающегося таможенной очисткой почтовых отправлений. Таким образом, совместная деятельность ВТамО и ВПС направлена на упрощение торговли, адаптацию к изменяющимся условиям внешнеторговой среды, а также поддержание безопасности. Все инструменты, разработанные ВТамО и ВПС лягут в основу Меморандума о взаимопонимании между национальными таможенной и почтовой службами.

Использованные источники:

  1. Официальный сайт Ассоциации компаний интернет торговли [Электронный ресурс]. URL: https://akit.ru.
  2. UNCTAD Member States of the Economic Community of West African States eTrade Readiness Assessment [Electronic resource]. URL: https://unctad.org.
  3. Распоряжение Совета ЕЭК от 23.06.2023 № 20 «О проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  4. Распоряжение Коллегии ЕЭК от 20.06.2023 № 88 «О проекте Соглашения об электронной торговле в Евразийском экономическом союзе» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  5. WTO Declaration on Global Electronic Commerce [Electronic resource]. URL: https://wto.org.
  6. WTO Work Programme on Electronic Commerce [Electronic resource]. URL: https://wto.org.
  7. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле 1996 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru.
  8. Рекомендация ЕЭК ООН №32 по инструментам саморегулирования в области электронной торговли [Электронный ресурс]. URL: https://unece.org.
  9. Declaration of the Customs Co-operation Council concerning e-commerce (Baku Declaration) [Electronic resource]. URL: https://www.wcoomd.org.
  10. Resolution of the Policy Comission of the World Customs Organization the Guiding Principles for Cross-Border E-Commerce (Luxor, December 2017) [Electronic resource]. URL: https://www.wcoomd.org