Верховова А.Э., Гайнутдинова Л.Н.
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПУНКТОВ ПРОПУСКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
УДК 339.543
А.Э. Верховова, Л.Н. Гайнутдинова, студенты 3 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии
e-mail: 1.9.04@bk.ru, liligaynutdinova@yandex.ru
Аннотация. В данной статье рассмотрена и проанализирована модель интеллектуального пункта пропуска в таможенной службе Российской Федерации. На основании анализа выявлены особенности внедрения интеллектуального пункта пропуска.
Ключевые слова: интеллектуальный пункт пропуска, таможенный контроль, Федеральная таможенная служба.
С 2020 года Федеральная таможенная служба разрабатывает перспективную модель интеллектуального пункта пропуска. Эта задача заложена в Стратегию развития ФТС России до 2030 года. Интеллектуальный пункт пропуска представляет собой цифровую платформу, которая связывает всех участников ВЭД. Создание технологической инфраструктуры позволит организовать безостановочное движение товаров в пунктах пропусках.
На Международной практической конференции «Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетентный подход к созданию», прошедшей 16–17 февраля 2023, обсуждались важные задачи в этой области. Наиболее важная – разработка единой информационной платформы, объединяющей данные по различным контролирующим процедурам, что позволит избежать дублирования операций в системах и усилит прозрачность прохождения границы. Поэтому основой модели «умного» пункта пропуска призвана стать единая цифровая платформа, к которой будут подключены системы потокового сканирования и весогабаритных измерений, радиационного контроля и распознавания номеров автомобилей.
Запланировано проработать вопросы развития технических средств таможенного контроля в контексте мировой повестки научно-технического прогресса в области электроники и неразрушающего контроля, включая проблемы контроля делящихся и радиоактивных материалов, обеспечения радиационной безопасности, цифровизации в распознавании образов, получаемых с использованием видеосистем в пунктах пропуска.
Мы рассмотрели такие технические средства, как Отечественные рентгеновские установки для неразрушающего контроля семейства ПРДУ, мобильные системы радиационного сканирования и пешеходные радиационные мониторы.
Так, например, наработанный опыт создания и эксплуатации современных технических средств рентгенографии показывает, что в нашей стране сформировался новый класс оборудования для рентгеновского контроля и диагностики – портативные рентгенографические и рентгенотомографические установки. Диагностические возможности установок позволяют решать большинство задач, до недавнего времени посильных лишь зарубежным стационарным системам рентгеновского контроля. Однако использование оригинальных технических решений и ключевых комплектующих отечественного производства позволило принципиально снизить габариты, вес и, самое главное, их стоимость.
Другое же техническое средство – мобильный комплекс радиационного сканирования МКС-АТ6103 представляет собой высокочувствительную систему для мобильного радиационного контроля, блоки детектирования которой размещены в защищенных пластиковых кейсах.
Мобильные системы радиационного сканирования являются современными средствами измерения, сочетающими в себе высокую чувствительность, многофункциональность и надежность. Они могут повысить эффективность таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами.
Однако в настоящее время наиболее перспективным направлением развития радиационных портальных мониторов является использование высокочувствительных блоков детектирования на основе пластмассовых сцинтилляторов большого объема. Актуально внедрение в транспортные портальные мониторы алгоритмов, позволяющих проводить категоризацию радионуклидов на техногенные и естественные. К ценной информации, которую могли бы в перспективе предоставлять портальные мониторы пунктов пропуска, относится тип объекта контроля, оценка геометрического положения источника в объекте контроля и определение наличия экранирования источника излучения.
Инновационная деятельность, это основополагающий вектор, который неустанно двигает человечество вперед. Однако переход к цифровизации и автоматизации требует участия человека, и на наш взгляд, не повлекут к полному устранению человеческого фактора (вытеснение таможенника с таможенного поста), возможно, изменятся роли и будет необходимо развить новые навыки, связанные с вышеупомянутыми процессами. В подтверждении своих слов мы предлагаем рассмотреть интеллектуальный пункт пропуска, представленный на рис. 1, к которому стремятся таможенные органы Российской Федерации.
Мы видим, что планируется создать систему двойного коридора, где по зеленому коридору будут безостановочно проезжать автомобили, которые не нарушают таможенного законодательства и без нарушений прошли таможенную очистку, то есть, выпуск которых разрешен в соответствии с избранной процедурой. В ином же случае, если выявлена необходимость применить один из видов контроля, который осуществляют таможенные органы, тогда лицу, пересекающему таможенную границу, необходимо двигаться по красному коридору для проведения контрольных мероприятий, проводимых должностными лицами таможенных органов. При этом через таможенную границу разрешено перемещение делящихся радиоактивных материалов, пусть и с особенностями, но все же разрешено (например, в постановлении правительства Российской Федерации от 16 июня 2022 г. №1285 содержится список ядерных материалов, которые разрешено перемещать через таможенную границу под экспортным контролем, таким товаром может являться, например, уран, нептуний, америций и другие).
Особое внимание приковывается к радиационному контролю, который также проводят таможенные органы. В местах пересечения государственной границы Российской Федерации установлена система «Янтарь», обеспечивающая радиационный контроль. При этом, могут произойти случаи, когда «Янтарь» не сработает из-за поломки, которую сразу не обнаружат или случайно будет повреждена упаковка тех самых злосчастных радиоактивных материалов, уже после прохождения контроля «Янтарем» и тогда человек, а так как в зоне таможенного контроля могут находиться только уполномоченные должностные лица, то обычный инспектор, останется один на один с невидимой человеческому глазу, неосязаемой и неуловимой ни одним из органов чувств – угрозой, которая способна нанести огромный урон здоровью человеку, а в некоторых случаях и окружающей среде.
Проведенный анализ показывает, что в работе Федеральной таможенной службы важную роль все равно будет играть таможенник и именно он будет обладать высокими компетенциями, и численность таких людей будет только увеличиваться. Именно поэтому необходимо оберегать и защищать жизни и здоровье людей от радиационной опасности, ведь с увеличением товарооборота возможно и увеличение случаев перемещения радиоактивных материалов.
В целом концепция перспективного интеллектуального пункта пропуска сформировалась, получила положительные оценки бизнес-сообщества и была принята федеральными органами исполнительной власти. В настоящее время важно оценить возможности ее практической реализации, а также прогнозируемый эффект от этого.
ФТС России проводилась оценка возможностей отечественных компаний по выпуску соответствующей продукции и разработке необходимых технологий, заложенных в интеллектуальный пункт пропуска. Например, в перспективную модель заложено применение систем непрерывного сканирования перемещаемых товаров и транспортных средств. Для этих целей необходимы оснащение пунктов пропуска ИДК портального типа и разработка технологий оптического распознавания и глубокого анализа изображений, полученных с их применением.
Для окончательной реализации концепции интеллектуального пункта пропуска необходим более глубокий анализ с использованием систем управления рисками всей совокупности информации: и полученной от технических средств контроля, и поданной заинтересованными лицами (перевозчиками, декларантами, иностранными таможенными администрациями и пр.) государственным контрольным органам. Итогом разработки интеллектуально пункта пропуска должно стать, в том числе, нормативное закрепление его модели как стандарта для использования его элементов при строительстве, модернизации и реконструкции пунктов пропуска. ФТС России во взаимодействии с Минтрансом РФ выработаны оптимальные подходы к реализации мероприятий, направленных на разработку и утверждение перспективной модели интеллектуального пункта пропуска. На основании предложений, поступивших от ФТС России, Минтрансом РФ был подготовлен и направлен на межведомственное согласование соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации. В ходе исследования мы выявили, что первым этапом разработки интеллектуального пункта пропуска должно стать нормативное закрепление его модели как стандарта для использования ее элементов при строительстве, модернизации и реконструкции пунктов пропуска. Ключевыми элементами интеллектуального пункта пропуска становятся функции гибридного интеллекта на этапах автоматического распознавания и фиксации номера транспортного средства, автоматического рентгенографического контроля, автоматического принятия решения о выборе порядка совершения операций. Для реализации таких функций целесообразно решить задачу распознавания образов и управления пунктом пропуска с учетом его специфики.
Использованные источники:
- Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года от 23 мая 2020 г. № 1388-р.
- Сборник конференции «Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетентностный подход к созданию» (2023).
- Степаненко М.В. Модель интеллектуального пункта пропуска таможенных органов в современных условиях / М.В. Степаненко, А.В. Куприна. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2022. № 16 (411). С. 258–260.