Стр. 73

Плахотная А.М.
ВЕДОМСТВЕННОЕ (АДМИНИСТРАТИВНОЕ) ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

УДК 342.951

А.М. Плахотная, студент 3 курса факультета таможенного дела Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ

e-mail: plakhotnaya03@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей проведения ведомственного порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов. Представлены результаты деятельности таможенных органов в сфере досудебного порядка обжалования. Сделан вывод о повышении уровня доверия участников ВЭД к данному способу решения споров. Указаны ключевые преимущества административного порядка обжалования. Рассмотрены этапы проведения административного обжалования решений,действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. Изучены особенности подаваемых жалоб, а именно их форма и вид. Подчеркивается особая востребованность подачи жалоб в электронном виде. Рассматривается статистика по числу поданных жалоб и исков в сфере таможенного дела за 2021–2022 годы. Проведено сравнение досудебных порядков обжалования в налоговых и таможенных сферах. Установлено наличие проблем в проведении административного обжалования, связанных как со статусом таможенных органов, так и со статусом заявителей. В заключение отмечается необходимость уделения внимания проведению ведомственного порядка обжалования как альтернативы досудебного порядка разрешения споров в сфере таможенного дела.

Ключевые слова: административный порядок обжалования, порядок подачи жалоб, электронный документооборот, клиентоориентированность, споры, преимущества досудебного порядка обжалования.

Согласно данным Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года таможенные органы выстраивают эффективную систему досудебного урегулирования споров в области таможенного дела. Результатом деятельности в этом направление стало существенное повышение уровня доверия участников внешнеэкономической деятельности к административному порядку обжалования решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, что впоследствии должно привести к уменьшению уровня конфликтности таможенных правоотношений [1]. Досудебное урегулирование споров – это еще один шаг на пути к реализации принципа клиентоориентированности таможенных органов, поскольку таможенные органы и участники ВЭД в данном случае взаимодействуют напрямую.

Ведомственное (административное) обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц обладает четким порядком. Прежде всего стоит отметить, что в пятьдесят первой главе Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ установлено право любого лица обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица, то есть данным правом обладают как юридические, так и физические лица (статья 285) [2]. Первым этапом решения спора в досудебном порядке является подача жалобы. Наиболее распространенными решениями, на которые подаются жалобы (в том числе и в судебном порядке), являются:

  1. Решения, связанные с корректировкой таможенной стоимости;
  2. Решения о классификации товаров;
  3. Постановления по делам об административных правонарушениях [3].

Безусловно, чаще всего жалобы подаются на решения, связанные с корректировкой таможенной стоимости. Жалобы подаются в вышестоящий таможенный орган, через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется. После получения жалобы нижестоящему таможенному органу необходимо отправить жалобу с заключением и документами, требуемыми для принятия решения, в вышестоящий таможенный орган в срок не более 5 дней после дня поступления жалобы. Для заявителей установлен трехмесячный срок подачи жалоб.

На любом этапе рассмотрения жалобы, пока не будет принято решение по существу, заявитель вправе отозвать жалобу. В случае пропуска срока для декларанта предусмотрена возможность подачи ходатайства с указанной причиной пропуска, признание таможенным органом такой причины уважительной гарантирует продление срока подачи.

После получения жалобы вышестоящий таможенный орган обязан рассмотреть ее в течение одного месяца со дня поступления. Срок рассмотрения может быть продлен лишь на один месяц, в таком случае обязательно уведомить заявителя о продлении. Рассмотрение жалобы завершается принятием решения таможенным органом о правомерности или неправомерности обжалуемого решения, действия (бездействия) таможенного органа.

Заявитель должен учесть все особенности, связанные с подачей и заполнением жалобы. Предусмотрено два способа подачи жалоб: письменный и электронный. Письменная жалоба подается через организации почтовой связи. Наиболее интересным представляется электронный вид подачи жалоб. Электронный способ подачи стал доступным для заявителей с 1 января 2022 года. В АПС «Личный кабинет» был добавлен новый сервис «Жалоба на решения, действия (бездействие) таможенных органов». В 2022 году количество жалоб, поданных в электронном формате, составило 17,7 % от общего числа поданных жалоб, что можно объяснить преимуществами, которые имеет данный формат:

  • Отсутствие почтовых и прочих расходов на подачу жалоб в форме документов;
  • Возможность присылать электронную жалобу в любое время суток (минимизация временных затрат);
  • Снижение случаев возврата жалоб, заполненных с нарушениями, в связи с заполнением жалоб в электронной системе с использованием автоматического контроля;
  • Возможность отслеживать сведения о движении жалобы в течение реального времени.

Электронный вид предоставляемых документов позволяет таможенным органам проводить проверку их подлинности с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), что упрощает, а следовательно, и ускоряет процесс рассмотрения жалоб. Более того, введение электронной формы жалоб – это еще одно из условий для перехода к полному электронному документообороту в таможенных органах, а также условие для автоматизации процесса сбора информации о результатах оценивания законности оспариваемых решений таможенных органов в досудебном порядке. Одной из особенностей подачи жалобы в электронном виде является необходимость заверения усиленной неквалифицированной электронной подписью (для физических лиц) и усиленной квалифицированной электронной подписью (для юридических и физических лиц). А для жалобы в письменной форме достаточно использование собственноручной подписи. В обоих случаях жалоба должна включать в себя следующую информацию: данные о таможенном органе, на деятельность которого подана жалоба; информация о заявителе; существо обжалуемого решения, действия (бездействия); предоставленные заявителем основания нарушения его прав.

Заявитель имеет возможность получить решение по рассмотренной жалобе как на бумажном носителе (для письменного вида жалоб только в таком виде), так и в виде электронного документа. Также представляется возможным получить информацию о причинах принятого решения или совершенного действия (указываются основания), также объясняется непринятие решения или отсутствие каких-то действий, то есть бездействие.

В 2022 году по сравнению с 2021 годом в рамках досудебного обжалования количество поданных жалоб увеличилось согласно данным таможенных органов на (по таможенным органам – на 6,9%, по ФТС России – на 17,8%), увеличилось и количество рассмотренных по существу жалоб (по таможенным органам – на 12,4%, по ФТС России – на 26%). Число решений об удовлетворении жалоб возросло на 8,4%. Более того, в 2022 году прослеживается тенденция по сокращению судебных споров. В 2022 году к таможенным органам было предъявлено 11 902 иска (в 2021 году – 13 033 иска) [4].

Преимуществами административного порядка обжалования являются:

  1. Не предусмотрена уплата государственной пошлины.
  2. В ведомственном порядке жалобы рассматриваются не более одного месяца, в особых случаях сроки продлеваются еще на один месяц.
  3. Заявители могут не участвовать в рассмотрении жалобы.
  4. Необязательно предоставлять документы, которые должны подтвердить доводы жалобы.
  5. Наличие упрощенного порядка обжалования [5].

Досудебный порядок обжалования предусмотрен не только для решения споров в сфере таможенного дела, данный порядок также используется и в налоговой сфере. Ключевым различием досудебных порядков в этих сферах является то, что в налоговой сфере ведомственный порядок является обязательным, то есть сначала заявители должны решать споры в налоговой сфере в ведомственном порядке, а только потом они могут подать иск в суд (НК РФ ст. 138 п.2) [6].

Очевидно, что возможности участников ВЭД в сфере таможенного дела по решению споров шире, поскольку они обладают правом выбора.

Досудебный способ обжалования помогает таможенным органам выяснить причину возникновения спора и обосновать эффективность своей работы. Более того, вышестоящий таможенный орган и нижестоящий будут взаимодействовать друг с другом напрямую с помощью СМЭВ, что также упростит проведение процедур и позволит обратить внимание на мельчайшие детали по спорной ситуации. Досудебный порядок при этом разгружает суды, но данный порядок не исключает дальнейшей возможности заявителя подать иск в суд. В таком случае досудебный порядок играет роль подготовки заявителя к судебному разбирательству.

К сожалению, досудебный порядок обжалования нельзя назвать совершенным, это подтверждается количеством дел, рассматриваемых в арбитражных судах первой инстанции. К недостаткам досудебного порядка решения споров относятся:

  1. Уровень качества рассмотрения жалоб;
  2. Влияние внутренних и региональных факторов на результат рассмотрения жалоб;
  3. Невозможность исключения расходов на судебный процесс в случае отрицательного результата.

Также существенной проблемой в сфере досудебного обжалования являются ошибки заявителей при подаче жалоб, такие ошибки ведут к продлению сроков рассмотрения жалоб, а иногда и к оставлению жалоб без рассмотрения. В таком случае не происходит восстановление нарушенных прав и интересов заявителей. К наиболее распространённым ошибкам относятся: пропуск сроков обжалования без уважительной причины; подача жалобы в таможенные органы, которые не принимали решений и не совершали действий (бездействия); предмет жалобы участника ВЭД не относится к вопросам ведения таможенного органа и т. д. Такие проблемы позволяют сделать вывод о несовершенстве письменной формы подачи жалоб. Безусловно и в жалобах в электронной форме возможно совершение ошибок, но их исправление происходит более оперативно.

На основе рассмотренных особенностей можно судить о возможности применения административного порядка обжалования в качестве альтернативы судебному порядку. Прослеживаются и некоторые проблемы в области применения досудебного порядка обжалования споров, что говорит о необходимости повышения внимания таможенных органов к данному виду деятельности. Наличие административного порядка обжалования споров свидетельствует о стремлении таможенных органов к клиентоориентированности и к снижению конфликтности в отношениях с участниками ВЭД.

Использованные источники:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р (ред. от 08.07.2023) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения: 20.12.2020).
  2. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 20.12.2020).
  3. Агамагомедова С.А. Административно-процедурные тенденции механизмов обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ // Таможенное дело. 2021. № 4. С. 27–31.
  4. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2022 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения: 20.12.2020).
  5. Агамагомедова С.А. Проблемы обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ // Административное и муниципальное право. 2016. № 6. С.500–506.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 20.12.2020).