Стр. 77

Подыниногина А.Р., Фролова А.Д.
ФЕНОМЕН «ПРАВ ЖИВОТНЫХ» В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ В РОССИИ

УДК 342

А.Р. Подыниногина, А.Д. Фролова, студенты юридического факультета Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

e-mail: podyninogina.anastasya@yandex.ru,  alinafrolovaofc@mail.ru

Аннотация. В работе рассмотрено и проанализировано содержание конституционно-правового механизма закрепления правового положения животных в России. Авторами рассмотрено влияние изменений Конституции РФ, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года, на развитие и совершенствование данного конституционно-правового механизма. В рамках рассматриваемой темы в качестве центрального элемента механизма закрепления правового положения животных представлен и проанализирован институт «прав животных», его состояние и место в современном праве России. Выявлены юридические проблемы, препятствующие оптимизации и унификации правового положения животных в России, даны рекомендации по его дальнейшему совершенствованию.

Ключевые слова: конституционно-правовой механизм, право животного, экологическое право, Конституция РФ, правовое положение животных, правовой механизм защиты животных, естественное право.

Оценивая результаты 30-летнего периода действия Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года), представляется важным и значительным оценить результаты развития механизма конституционно-правовой защиты прав животных, итоги имплементации в текст Основного закона конституционных принципов ответственного обращения с животными и их правовой защиты в Российской Федерации [1].

Вопросы признания и защиты прав животных находятся в ряду основных гуманитарных задач человечества, так как животные играют особую роль на нашей планете. Они сохраняют баланс в экосистемах, обеспечивают их существование, используются для удовлетворения духовных и материальных потребностей человека. Поэтому важно создать соответствующий правовой механизм, который сможет обеспечить защиту животных на высшем нормативно-правовом уровне.

Так как первоначально юридическое урегулирование правового положения объектов животного мира осуществлялось в Российской Федерации на законодательном федеральном уровне (с детализацией на уровне субъектов РФ [2]), обратимся к федеральным законам, чтобы оценить их с точки зрения полноты установления и защищенности прав животных в Российской Федерации [3].

В частности, нормы Гражданского кодекса (ст.137 ГК РФ) относят животных к объектам вещных прав, к ним применяются общие правила об имуществе, дополнительно данная статья включает норму о запрете жестокого обращения с животными, так как это противоречит принципам гуманности. В свою очередь, нормы экологического права, в частности преамбула ФЗ «О животном мире» относит животный мир к достоянию народов Российской Федерации и представляет его, как совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы [4]. В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об ответственном обращении с животными» животные способны испытывать физические страдания и различные эмоции [5].  Защита правил охраны животных закреплена в статье 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» и представлена мерами уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и материальной ответственности [6].

Как видим, действующее российское законодательство проявляет множественность подходов к закреплению правового положения животных: гражданско-правовой подход (имущественно-вещный), гуманистический подход (закрепление прав животных на достойное существование, ответственное обращение с ними), хозяйственный подход (извлечение полезных свойств и хозяйственное выращивание особей), санитарно-гигиенический подход (соблюдение санитарных и ветеринарных правил безопасности) [7].

В развитии базовых основ закрепление защиты животных и прав животных как индикатора уровня гуманистического развития человеческого общества легализуется в контексте конституционных принципов, установленных ст. 9, ст. 58 и ст. 114 Конституции РФ. Конституционные принципы указанных положений закрепляют особый порядок охраны животного мира, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территориях РФ (ст. 9); обязанность бережного отношения к объектам животного мира (ст. 58). Данные положения закладывают гуманистические основы ответственного и бережного отношения ко всем животным, находящимся на территории РФ.

В России закреплен юридический приоритет норм международного права, представленный актами о защите прав животных, надлежащим образом имплементированными в систему национального российского права, что следует из ч. 4. ст. 15 Конституции РФ. К международным нормам подобного рода следует отнести п. 15 Хартии Земли, которая была принята в марте 2000 г. в Париже [8]. Она сформулировала основные ценности и принципы гуманного и справедливого обращения человека с объектами животного мира. Так, «…относится ко всем живым существам следует с состраданием и уважением, никаким образом не проявлять жестокое обращение по отношению к домашним животным и ограждать животных от страданий, защищать диких животным от охоты, которая может принести их к глубоки и продолжительным страданиям, а также избегать уничтожение или ловлю животных, которые не являются целью охоты».

В контексте рассматриваемых вопросов развития фундаментальных юридических основ закрепления правового положения животных, особое внимание следует уделить конституционной поправке, одобренной в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, которая представлена ч. 1 ст. 114 п. «е. 5» и «е. 6» Конституции РФ. Данная новация закрепляет правовой механизм защиты животных, а также полномочия Правительства РФ, которые направлены на создание условий для развития системы экологического образования граждан и формирование в обществе ответственного отношения к животным. Немаловажным является и то, что на данный момент в мире всего две страны имеют положения в Конституции, которые защищают объекты животного мира: это Россия и Германия. В 2002 году Германия стала первым в мире государством, где права животных защищаются нормами Конституции. В настоящее время граждане Финляндии предлагают закрепить права животных в конституции страны. Эта инициатива набрала необходимые 50 тысяч подписей и поступила на рассмотрение парламента.

Сейчас в Российской Федерации федерального закона «О защите животных от жестокого обращения» нет. Но в прошлом проект такого закона рассматривался Федеральным собранием и был им принят. Однако Президент РФ в 2000 году отклонил этот закон, аргументируя свое решение тем, что «закон не имеет собственного предмета правого регулирования». Впоследствии принципы защиты животных от жесткого обращения были закреплены в Федеральном законе от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статье 11. Это в какой-то мере заполнило пустоту по правовому регулированию жестокого обращения с животными в России.

Анализ специфики сложившейся системы актов, определяющих современный правовой механизм защиты животных в России, позволяет сделать вывод о том, что юридические проблемы, препятствующие оптимизации и унификации правового положения животных в России, обосновывается рядом причин гуманитарно-ментального и прикладного характера в области обращения с объектами животного мира. Учитывая имеющиеся прогрессивные тенденции развития и расширения конституционно-правового механизма закрепления правового положения животных в Основном законе, стоит выделить ряд дезинтегрирующих факторов нормотворчества в данной области регулирования. С одной стороны, эти факторы определены архаичным и сугубо антропоцентричным пониманием места животных в существовании человеческой цивилизации, с другой стороны – специфическими особенностями развития отраслей российского права.

Во-первых, допустимость использования термина «права животных» в юриспруденции и само по себе наличие прав у животных по сей день вызывает сомнение у представителей человеческого социума. Многие граждане не представляют, что такое «права животных» и как они должны реализовываться. Например, среди 349 опрашиваемых московским изданием «Газета» человек по вопросу наличия потенциальных прав у животных 40 % из них ответили, что прав у животных быть не должно. 38 % респондентов думают, что животные должны обладать правами, 10 % же лиц, участвующих в опросе, тема прав животных не волнует [9].

Во-вторых, в настоящее время у общества отсутствует единое понимание современной концепции прав животных. В частности, даже многие приверженцы позиции об обязательном наличии у животных «прав» по-разному с философской точки зрения трактуют данную категорию. Концептуальные идеи по данному вопросу заключаются в том, что необходима сущностная и юридическая дифференциация категорий прав животных: определенные права животных обязательно должны быть закреплены на юридическом уровне (по аналогии с естественными правами человека). Кроме прочего существуют крайне радикальные эгоцентрические идеи о том, что животные – ни при каких условиях не есть «частная собственность», недопустимо их использовать в качестве объекта вещных прав, источника ресурсов для жизни людей, в научно-исследовательских работах (экспериментах), а также в развлекательных целях.

Однако, в противовес сказанному стоить отметить, что невозможно присвоение животным статуса субъектов правоотношений. Это обусловлено тем, что наличие прав по закону всегда сопровождается и наличием обязанностей. А животные не могут нести ответственности за свои действия, потому что они не наделены способностью поступать в соответствии с их логикой и держать отчет за свои действия, проявлять правосубъективность. Поведение представителей животного мира определяется условными и безусловными инстинктами. Ученые выявили, что интеллект многих животных соответствует интеллекту ребенка 3 лет [10].

В-третьих, существующее разнообразие видов и форм существования и использования животных, также препятствует формированию единообразного и юридически точного понятия категории «право животного». В современных условиях существования человеческого общества, указанные формы множественны и образуют разнообразные дифференцированные группы, подразумевающие различные правовые положения объектов животного мира и способы обращения с ними. Прежде всего можно выделить следующие группы:

  • группа редких и исчезающих (особо охраняемых) животных,
  • группа диких животных,
  • домашних животных,
  • животных без владельца,
  • служебных животных,
  • животных, используемые для лабораторного использования,
  • животных, используемых либо специально выращиваемых в хозяйственных целях и т.д.

Тем не менее, несмотря на все юридические коллизии и ментальные сложности, стоит признать, что в последние десятилетия все большее признание приобретает доктрина, утверждающая, что у животных имеются, так называемые «естественные права». По аналогии с «естественными правами человека» их можно определить, как неотъемлемые права животных, которые принадлежат им исходя из самого факта принадлежности к биологическому роду объектов животного мира. Эти права закреплены во Всемирной декларации прав животных 1977 года и Европейской конвенции по защите домашних животных 1987 года. К ним относятся:

  • право животного на жизнь,
  • право животного на свободу,
  • право животного на заботу человека (уход, охрана здоровья, помощь и т.д.).

Учитывая специфику рассматриваемой тематики следует отметить, что юридические институты прав животных смогут динамично развиваться исключительно в условиях смены веками сложившейся парадигмы обезличивания животных. Требуется смещение сознания человеческого общества в сторону признания за животными определенных субъективных прав. В связи с чем обеспечение прав животных систематически и непрерывно должно подкрепляется мерами идеологического и воспитательного характера в целях повышения уровня общественной экологической культуры в данном вопросе. Таким образом, результатом исследования структуры и содержания конституционно-правового механизма закрепления правового положения животных в России стало выявление ряда его юридических особенностей. Его центральным институтом является гарантированный Конституцией правовой механизм защиты прав животных. Он совершенствуется и развивается совместно с общим развитием традиционных правовых институтов Российского права и прежде всего определяется уровнем цивилизационного признанием границ правосубъектности объектов животного мира. Рассматриваемое юридическое явление – необычный случай в истории конституционного права России и всего мирового сообщества. Важно отметить, что характер конституционных основ правового механизма защиты животных в Российской Федерации пока является рамочным. Он закрепляет основные принципы сосуществования человека с животным миром.  Для того чтобы конституционные механизмы защиты прав животных развивались и совершенствовались, обществу необходимо выработать единое юридическое понимание и легализовать единое понятие «прав животных» на основе передовых доктрин понимания указанного феномена, а также развивать перспективные международные подходы в данной области правового регулирования.

Использованные источники:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными в Санкт-Петербурге», 14 декабря 2021 [Электронный ресурс]// Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 17.12.2021.
  3. Ронжина Н.А., Савельева В.В., Семенова С.А. К вопросу о развитии института прав объектов животного мира // Fundamental and applied approaches to solving scientific problems / Сборник научных статей по материалам X Международной научно-практической конференции (3 января 2023 г., г. Уфа). Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2023. – C. 141 – 146.
  4. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (последняя редакция).
  5. Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция).
  6. Федеральный закон  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (последняя редакция).
  7. Ронжина Н.А., Максимова В.И., Чеверда Н.А. К вопросу о необходимости ужесточения наказания за жестокое обращение с животными // Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции «Перспективные научные исследования: опыт, проблемы и перспективы развития» (3 декабря 2021 г., г. Уфа). Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2021. C. 141 – 146.
  8. Декларация Земли (Хартия Земли) (одобрено 14 марта 2000 г.) // Международная комиссия по Декларации Земли // (Париж, ЮНЕСКО).
  9. Права животных [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. URL:         https://ru.wikipedia.org/wiki/Права_животных
  10. Белова А. Что чувствует собака? // Газета “Московский комсомолец. 2017. 29 июля. Текст: электронный // НЭБ mk.ru [сайт]. URL: https://www.mk.ru/.