Вильданов Р.Р.
ЭКСТРАДИЦИЯ КАК СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УГОЛОВНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
УДК 342.9
Р.Р. Вильданов, студент 2 курса юридического факультета группы ЮБ03/2203 Российской таможенной академии
e-mail: rr.vildanov22@customs-academy.ru
Научный руководитель: Г.А. Артемов, доцент кафедры конституционного и международного права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук
Аннотация. В статье рассматриваются экстрадиция в качестве межотраслевого института воздействия на уголовные преступления, включающего в себя нормы международного, конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительных права. Автор обращает внимание на достаточно неоднозначное толкование этого института и его понимание в юридической литературе. На основе проведенного анализа были выявлены определяющие принципы реализации экстрадиции, некоторые особенности правового регулирования этого института в РФ, основные проблемы применения процедуры экстрадиции в международных отношениях.
Ключевые слова: экстрадиция, преступность, выдача, выдача лица, совершившего преступление, передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.
В современных условиях проявления глобализации, как общемирового процесса, направленного на интеграцию и унификацию сфер общественной жизни, приводят как к позитивным тенденциям (например, развитие новых форм и способов международного партнерства и содружества, увеличение потока иммиграции, в том числе трудовой, образовательной и туристической и др.), так и к негативным тенденциям, проявляющимся, прежде всего, в развитии преступности, в связи с чем последняя носит уже транснациональный характер.
Усилий одного или нескольких государств на современном этапе недостаточно для оказания серьёзного противодействия преступности на международном уровне. В связи с чем исключительность противоборства транснациональной преступности заключается в необходимости стабильного и многостороннего сотрудничества государств. Благодаря объединению выработанных практик, обмену опытом в сфере противодействия преступности в той или иной криминальной среде на разных уровнях возможно, во-первых, повышение общего потенциала борьбы с преступностью, во-вторых, совершенствование механизмов сотрудничества в уголовно-правовой сфере, а, значит, и обеспечение качественного прогресса в борьбе с международной преступностью.
Согласно «Глобальной контртеррористической стратегии ООН», принятой резолюцией 60/288 Генеральной Ассамблеи ООН от 08.09.2006, одним из центральных элементов системы мер по предотвращению терроризма и борьбе с ним является экстрадиция.
В юридической литературе вопросам истории, становлению, современному состоянию и перспективам развития экстрадиции посвящены многочисленные работы как статейного плана, так и фундаментальные научные исследования.
Способы толкования термина «экстрадиция» многообразны:
согласно лингвистическому толкованию, понятие «экстрадиция» пришло в лексикон из латинского языка и образовано при помощи приставки «ex» (в значении «из, изнутри, вне») и корня «traditio» (в значении передача чего-либо).
Согласно второму подходу, термин «экстрадиция» признается синонимом понятия «выдача иностранного лица для уголовного преследования или исполнения приговора».
Наряду с выдачей лица для уголовного преследования или исполнения приговора следует разграничивать понятия: а) передачи лица для отбывания наказания в государство, гражданином которого оно является; б) выдворения как административного наказания; в) депортации как меры административного пресечения.
Процедура выдворения строго регламентирована федеральным законодательством [1], а процедура депортации не регламентирована отдельными нормами отраслевого законодательства РФ, но регулируется Приказом МВД от 24.04.2020 №239 [2]. Ключевыми отличиями этих процедур являются, во-первых, разное по отраслевой природе основание для инициирования процедур, а, во-вторых, источниковая база их осуществления. Осуществление процедур выдворения и депортации подразумевает руководство исключительно национальным законодательством РФ, в то время как вопросы экстрадиции во многом урегулированы многочисленными международными правовыми актами.
Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, как правовая процедура, строго регламентированная 54 главой уголовно-процессуального законодательства РФ, по мнению Н.А. Сафарова, «в меньшей степени обременена правовыми препятствиями» [3], так как основанием передачи лица является либо необходимость в отбывании наказания, согласно вступившему в законную силу приговора суда, либо необходимость в принудительном лечении.
Третий подход, заключающийся в трактовке экстрадиции, сводимой к термину «выдача», является слишком узким или некорректным, поскольку процесс и сами условия экстрадиции, по мнению А.К. Романова и О.Ю. Лысягина, «нельзя сводить к выдаче и объяснять ее выдачей, прежде всего потому, что в современных условиях выдачей преступников экстрадиция не ограничивается. Процедура экстрадиции может завершаться и отказом в выдаче» [4].
Признавая сказанное выше, следует считать, что понятия «выдача иностранного лица для уголовного преследования или исполнения приговора» и «экстрадиция» могут признаваться синонимичными, в свою очередь, термин «экстрадиция» применим больше в научной сфере или в международных правовых актах, а понятие «выдача иностранного лица для уголовного преследования или исполнения приговора» закреплено в правовой системе РФ.
В подтверждение этого подхода Смолькова И.В. пишет: «…термины «выдача» и «экстрадиция» являются синонимами, так как подобрать иной синоним к термину «экстрадиция», кроме слова «выдача», … весьма затруднительно» [5]. Экстрадиция, согласно позиции Смольковой И.В, включает в себя как процедуру выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора, так и процедуру передачи лица для отбывания наказания.
Институт экстрадиции, складывающийся на протяжении долгого времени и являющийся сочетанием норм международного и национального права, имеет прочую основу в сфере регулирования возникающих отношений – принципы. Систему принципов экстрадиции составляют:
– принцип двойной подсудности, суть которого сводится в признании (хотя и в необязательном законодательном закреплении) запрета на совершение того или иного преступления как со стороны запрашиваемой страны, так и со стороны запрашивающей;
– принцип специализации, сущность которого состоит во вменении лицу обвинения в совершении только тех преступлений, которые обусловили выдачу.
– принцип взаимности, суть которого, по мнению А.И. Бойцова, «означает удовлетворение просьбы о выдаче на основании заверения запрашивающего государства в том, что в аналогичной ситуации будет произведена выдача и запрашиваемому государству» [6];
– принцип освобождения от ответственности за совершение политического преступления, значение которого распространяется на возможность отказа в выдаче другому государству требуемого лица в тех случаях, когда последним совершено преступление политического характера и др.
Несмотря на высокую степень изученности вопроса экстрадиции, в международном праве до сих пор отсутствует единый международный стандарт, в котором предусматривались бы общие для стран-участниц правила и требования выдачи и дальнейшей передачи обвиняемых в совершении преступлений лиц. Все попытки ООН в решении этой проблемы привели лишь к созданию Типового договора о выдаче, принятого резолюцией 45/116 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года, на который договаривающиеся по вопросам повышения эффективности борьбы с преступностью страны могут ссылаться при разработке как общих международных конвенций, так и при соглашениях о сотрудничестве в вопросах экстрадиции.
Вместе с этим, политическая повестка дня вносит свои коррективы, в связи с чем некоторые страны, пытаясь монополизировать систему международных отношений, довольно часто задерживают лиц либо при отсутствии достаточной доказательной базы, либо при отсутствии конкретики в составах преступлений, вмененных лицам (в данном случае, например, США, ссылаются на доктрину о компетенции суда в рассмотрении дела на той земле, где находятся потерпевшие от посягательства).
Процедура экстрадиции в РФ регулируется наряду с нормами международного права уголовно-правовым законодательством РФ (главой 54 УПК РФ [8]) и начинается с официального направления запроса иностранного государства в Министерство иностранных дел РФ или напрямую через правоохранительные органы.
В полном соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, статья 61 Конституции Российской Федерации предусматривает, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству, а также гарантию со стороны РФ в отношении своих граждан в соответствии с ч. 2 ст. 61 «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами» [9].
В соответствии со ст. 462 УПК РФ, решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, которые находятся на территории РФ, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем. В предусмотренных законом случаях (п.1,2 ст. 462.1 УПК) возможен отказ в выдаче лица, запрашиваемого иностранных государством, что основано принципах и нормах экстрадиционной деятельности на международном уровне.
После вступления в законную силу решения Генерального прокурора РФ лицо выдается запрашиваемому государству компетентными органами РФ, однако возможна и транзитная перевозка выданных лиц, которая регламентирована ст. 462.1 УПК РФ.
Таким образом, комплексный институт экстрадиции является неотъемлемым способом воздействия на уголовные преступления транснационального характера. Основываясь на международных правовых актах, много- двусторонних соглашениях стран, а также на национальном законодательстве конкретного государства, процедура экстрадиции позволяет качественно повысить эффективность сотрудничества стран в противодействии преступности, интегрировать множество новых участников в реализацию данной процедуры, наладить межгосударственные связи и отношения. Несмотря на высокую заинтересованность мирового сообщества в обеспечении справедливости и мирового порядка, на данный момент нет четких рамок регламентации процедуры экстрадиции, обязательных для всех государств, что препятствует единообразному правоприменению исследуемой процедуры, которое, безусловно, содействовало бы повышению значимости экстрадиционной деятельности как важнейшего инструмента выполнения обязательств в сфере уголовного процесса международного характера.
Использованные источники:
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” [Электронный ресурс] // web-сервер Кремля. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/18669 (дата обращения: 22.03.2024).
- Приказ МВД России от 24 апреля 2020 г. № 239 “Об утверждении Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами” [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1057070 (дата обращения: 25.03.2024).
- Сафаров Н.А. Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики / Н.А. Сафаров. – Москва: Волтерc Клувер, 2005. 416 с.
- Романов А.К., Лысягин О.Б. Институт экстрадиции: понятие, концепция, практика // Право и политика №3 – 2005. [Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.03.2024).
- Смолькова И.В. Выдача или экстрадиция: вопросы терминологии // Академический юридический журнал №4 – 2022. – С. 435 – 442 // URL: http://aljournal.net/reader/article.aspx?id=25640 (дата обращения: 25.03.2024).
- Бойцов А.И. Выдача преступников. – СПб.: Юридический центр, 2004. 793 с.
- Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] [Электронный ресурс] // web-сервер Кремля. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/18669 (дата обращения: 22.03.2024).
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102073942 (дата обращения: 29.03.2024).