Стр. 25

Дербенев А.А.
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ: ПРАВОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 342.95

А.А. Дербенев, студент 2 курса юридического факультета группы
ЮБ2202 Российской таможенной академии

e-mail: aa.derbenev22@customs-academy.ru

Научный руководитель – Е.С. Недосекова, доцент кафедры, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Научная статья посвящена анализу действующего законодательства в сфере средств индивидуальной мобильности, освещению проблем их эксплуатации. Также на основе проведенного исследования изложены рекомендации по улучшению системы проката.

Ключевые слова: велошеринг, прокат, кикшеринг, средства индивидуальной мобильности, штраф, регулирование.

В настоящем исследовании подвергаются анализу следующие категории и используются следующие термины: «кикшеринг – система аренды (проката) электросамокатов»; «велошеринг – система аренды (проката) велосипедов».

Средство индивидуальной мобильности (далее – СИМ) это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей).

Количество пользователей индивидуального транспорта, внедряемого различными сервисами на улицы крупных городов с 2018 года, выросло втрое и составляет более 3,5 миллионов человек. Однако при всех положительных чертах СИМ обладают существенным недостатком – высокой аварийностью. Многие пользователи, арендуя такой транспорт, злостно нарушают правила эксплуатации. Прослеживается ряд причин, вызывающих соответствующее поведение:

  1. Стоимость проката. В зависимости от разных факторов она варьируется от 6 до 10 рублей за минуту, что наряду с всеобщей доступностью мотивирует правонарушителей на игнорирование правил дорожного движения (далее – ПДД) с целью экономии.
  2. Простота эксплуатации. СИМ не требуют специализированных умений и могут быть использованы даже ребёнком, что повышает число пользователей, не знакомых с ПДД.
  3. Отсутствие прямого регулирования и наказания. Поскольку транспортные средства арендуются на короткий срок многие арендаторы относятся к ним небрежно, эксплуатируют с грубыми нарушениями.

В связи с вышеперечисленным в Научном центре безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел привели следующую статистику: за девять месяцев 2023 года в РФ зарегистрировано 2,64 тыс. ДТП (+215% по сравнению с аналогичным периодом 2022) с участием СИМ. Погиб 31 человек (+63,2%). Ранено 2,72 тыс. человек (+213%), включая 919 детей в возрасте до 16 лет. 26% происшествий произошло на тротуарах, пешеходных дорожках, пешеходных зонах, еще 22,8% — на регулируемых пешеходных переходах[1].

Тенденция к увеличению количества пострадавших сохраняется, ведь в 2024 году количество доступных к аренде средств индивидуальной мобильности вырастет на треть. Согласно действующему законодательству водители таких транспортных средств (далее – ТС) приравниваются к пешеходам при соответствии этих ТС следующим характеристикам:

  1. Электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки менее 0,25 кВт / Бензиновый двигатель внутреннего сгорания объемом до 49,9 куб. см включительно.
  2. Максимальная скорость до 49,9 км/ч включительно[2].

Многие производители транспортных средств намеренно занижают маркировки характеристик на деталях и в технической документации, продавая более мощные модели под видом СИМ для меньшего налогообложения, удешевления цены на конечном рынке и расширения числа допущенных к управлению людей. На данный момент пользование СИМ не предполагает владение водительским удостоверением (далее – В/У) и в отношении пользователей сервисов по аренде действует следующий перечень административных мер:

  1. Ч.2 ст. 12.29 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение ПДД (проезд по нерегулируемому пешеходному переходу, превышение разрешённого скоростного режима, езда вдвоём и др.) предусмотрен административный штраф в размере 800 руб.
  2. Ч.3 ст. 12.29 КоАП РФ за управление СИМ в состоянии опьянения предусмотрен административный штраф в размере 1–1,5 тыс. руб.
  3. Ч.1 ст. 12.30 КоАП РФ за создание помех другим ТС предусмотрен административный штраф в размере 1 тыс. руб.
  4. Ч.2 ст. 12.30 КоАП за наезд на пешехода или неосторожное причинение вреда здоровью лёгкой и средней тяжести предусмотрен административный штраф в размере 1–1,5 тыс. руб[3].

Список предлагаемых новаций:

  1. Внедрение системы электронных В/У для СИМ независимо от характеристик ТС. Для получения потребуется пройти обучение (самостоятельно или в автошколе) и сдать теоретический экзамен в ГИБДД путём компьютерного тестирования – процедуры, аналогичной экзаменам на открытие других категорий. После удачной сдачи соответствующая информация появится в личном кабинете и будет предоставлена агрегаторам. Нововведение позволит повысить уровень образованности водителей, и избежать части потенциальных дорожно-транспортных происшествий, а также ликвидирует сложившуюся коллизию, при которой пользователь СИМ приравнен к пешеходам, а нарушение пешеходом ПДД не освобождает от ответственности сбившего его водителя – к такому решению пришёл Верховный суд при разборе дела №18-КГ23-119-К4[4].
  2. Внесение дополнения в ст. 12.7 КоАП РФ  о наложении административного штрафа на нарушителя. Позволит задать положительную тенденцию к профилактике правонарушений на дорогах.
  3. Снабжение СИМ номерными знаками государственного образца. Установить личность правонарушителя зачастую бывает проблематично, новелла позволит персонализировать меры пресечения и обеспечить выполнение целей, обозначенных в статье 3 федерального закона №287-ФЗ[5].

Таким образом, исследование показало, что законодательство о СИМ имеет значительный потенциал для дальнейших исследований и разработок, оптимизирующих использование таких ТС и позволяющих создать устойчивую и безопасную систему транспорта в городах. Рассмотрев особенности эксплуатации нельзя не отметить, что управление и выбор стиля езды остаётся за пользователем, поэтому безопасность улиц находится в «наших руках».

Использованные источники:

  1. Сотрудниками Научного центра БДД МВД России подготовлен обзор дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за 9 месяцев 2023 года [Интернет-ресурс] // URL: https://нцбдд.мвд.рф/news/item/43162565.
  2. Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 “О правилах дорожного движения” // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1993 г., № 47, ст. 4531.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // “Российская газета” от 31 декабря 2001 г. № 256.
  4. Нарушение пешеходом ПДД не освобождает от ответственности сбившего его водителя — ВС [Интернет-ресурс] // URL: https://5kas.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=550.
  5. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ “О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” // “Российская газета” от 6 августа 2018 г. № 170.
  6. Интернет-ресурс // URL: https://pddmaster.ru/novoe/pdd-0323-2.html#4.
  7. Интернет-ресурс // URL: https://www.kolesa.ru/news/spornye-traktovki-v-gibdd-obyasnili-nyuansy-nedavnikh-popravok-v-pdd.
  8. Интернет-ресурс // URL: https://transport.mos.ru/kicksharing/in-numbers?ysclid=lupy5hm0m757671462.
  9. Интернет-ресурс // URL: https://i.transport.mos.ru/kickshering?ysclid=lupy9x9s9g922832166.