Дивисенко Е.В.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОАП РФ И КОАП РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
УДК 343.851
Е.В. Дивисенко студент 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии
e-mail: katya280105@mail.ru
Научный руководитель – Л.Е. Калинина, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: l.kalinina@customs-academy.ru
Аннотация. В данной работе раскрывается сравнительная характеристика административной ответственности несовершеннолетних в Российской Федерации и Республике Беларусь. Эта тема актуальна в связи с тем, что законодательство разных стран развивается различными темпами, и важно раскрыть, чем отличаются друг от друга нормативно-правовые акты одной тематики, принятые в разное время.
Ключевые слова: несовершеннолетние, административная ответственность, кодекс об административных правонарушениях, Российская Федерация, республика Беларусь.
Принято считать, что лица, не достигшие совершеннолетия, являются не полностью психически развитыми. Важно учитывать особенности их психического развития при составлении законодательства, связанного с ответственностью несовершеннолетних.
В 2022 году, на всей территории Российской Федерации, несовершеннолетние совершили 170458 административных правонарушений. Это составляет 0,11% от общего количества населения Российской Федерации. Самым распространённым из них было мелкое хулиганство. В 2023 году, на всей территории Российской Федерации, несовершеннолетние совершили 155409 административных правонарушений. Это составляет 0,106% от общего количества населения Российской Федерации. Самым распространённым из них было потребление (распитие) алкогольной продукции [1].
В 2022 году, на всей территории Республики Беларусь, несовершеннолетние совершили 9474 административных правонарушений. Это составляет 0,103% от общего количества населения республики Беларусь. Самым распространённым из них была кража. В 2023 году, на всей территории Республики Беларусь, несовершеннолетние совершили 7839 административных правонарушений. Это составляет 0,085% от общего количества населения республики Беларусь. Самым распространённым из них была кража [2].
Согласно кодексу об административных правонарушениях административная ответственность в Российской Федерации наступает с 16 лет. Важно отметить, что несовершеннолетний возраст учитывается при рассмотрении дел в качестве смягчающего обстоятельства [3, ст. 2.3]. В кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях глава 9 посвящена административной ответственности несовершеннолетних. К административной ответственности в Республике Беларусь несовершеннолетних привлекают с 14 лет. Несовершеннолетний возраст учитывается в качестве смягчающего обстоятельства [4, ст. 9.2].
Важно заметить, что депутат О.Михеев выступал с инициативой снизить возраст привлечения к административной ответственности в Российской Федерации, обосновывая это тем, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет способны отдавать себе отчёт в своих действиях [5].
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает 10 видов наказания. К несовершеннолетним могут применяться все виды наказаний, за исключением административного ареста. При этом по статистике, чаще всего к несовершеннолетним применяются лишь два вида наказания – предупреждение и штраф [6]. Таким образом, кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации отсутствуют административные наказания, предусмотренные специально для несовершеннолетних.
Штраф, как мера наказания, назначается несовершеннолетним при наличии у них самостоятельного источника дохода. При отсутствии самостоятельного заработка и иного источника дохода штраф взыскивается с родителей или иных законных представителей.
Предупреждение выносится строго в письменной форме. Оно предназначено для разъяснения несовершеннолетнему противоправного характера, того деяния, которое он совершил.
Всего в кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрено восемь видов наказаний, из которых в отношении несовершеннолетних не могут быть применены: общественные работы и административный арест. Важно отметить, что в Республике Беларусь штраф в отношении несовершеннолетних применяется только при наличии у них источника дохода, а в случае отсутствия такового применяются меры воспитательного воздействия [4, ст. 9.2].
Предупреждение в Республики Беларусь должно быть оформлено в письменном виде и выноситься, если несовершеннолетнего освобождают от административной ответственности.
Дела, связанные с совершением несовершеннолетними административных правонарушений, рассматривает специальный орган, такой как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Дела, которые связаны с нарушением несовершеннолетними правил дорожного движения, могут быть рассмотрены данными комиссиями только тогда, когда должностное лицо или орган власти, в которые непосредственно поступило данное дело, по своему усмотрению передают его на рассмотрение данной комиссии [3, ст. 23.2]. Само по себе рассмотрение дел комиссиями является важным, поскольку рассмотрение дел в суде может оставить негативный отпечаток на дальнейшем психическом развитии несовершеннолетнего.
Комиссии по делам несовершеннолетних имеют право рассматривать вопрос, связанный с освобождением несовершеннолетнего от административной ответственности. В таком случае к нему будут применены воспитательные меры, которые предусмотрены Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ [3, ст. 2.3].
Дела об административных правонарушениях в Республике Беларусь, которые совершаются несовершеннолетними, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних исполнительного комитета. Исключение составляют несовершеннолетние лица без гражданства и иностранные граждане, которые на постоянной основе не проживают в Республике Беларусь [7,ст. 3.5].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации недостаточно проработан в отношении несовершеннолетних, и даже не предусматривает отдельной главы, посвящённой им. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях довольно систематизирован и полностью раскрывает вопросы привлечение несовершеннолетних к административной ответственности.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:
1) По статистике в Республике Беларусь совершается меньше административных правонарушений, чем в Российской Федерации, что говорит о более эффективной системе профилактических мероприятий;
2) В России к административной ответственности привлекают лиц, которые достигли 16-летнего возраста, а в Республике Беларусь – с 14 лет, что вполне правильно, поскольку многие правонарушители совершают первые нарушения норм права именно в возрасте от 14 до 16 лет;
3) Предупреждение в Российской Федерации относится непосредственно к видам наказания, а в Республике Беларусь к мерам, которые применяются исключительно при решении вопроса об освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности;
4) Дела об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, в обеих странах рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних, за исключением ряда случаев;
5) Несовершеннолетний возраст в обеих странах учитывается в качестве смягчающего обстоятельства; 6) В Российской Федерации штраф выплачивается как при наличии, так и при отсутствии источника дохода у несовершеннолетнего, в Республике Беларусь штраф назначается только при наличии заработка или иного источника дохода.
Использованные источники:
- Официальный сайт МВД России // URL: http://www.mvd.ru.
- Официальный сайт Национального статистического комитета республики Беларусь // URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/pravonarusheniya/.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст.1.
- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. N 91-З // URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=HK2100091.
- Эсеры хотят ввести административную ответственность с 14 лет // ООО информационный портал «Русевик». URL: https://rusevik.ru/obschestvo/27902-esery-hotyat-vvesti-administrativnuyu-otvetstvennost-s-14-let.html.
- Официальный сайт ЕМИСС Российской Федерации // URL: https://www.fedstat.ru/indicator/36187.
- Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. N 92-З // URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=HK2100092.