Стр. 33

Егорова М.В.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

УДК 343.851.5

М.В. Егорова, студент 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии

e-mail: mv.egorova22@customs-academy.ru

Научный руководитель – Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье рассматриваются правовое регулирование и практика выявления и предотвращения девиантного поведения среди несовершеннолетних. На основе анализа научных работ и статистических данных выявлены актуальные проблемы исследуемого вопроса и разработаны предложения по применению мер предотвращения негативного развития данной ситуации.

Ключевые слова: девиантное поведение, несовершеннолетние, органы внутренних дел, меры профилактики, административная ответственность.

Исследование девиантного поведения является актуальным направлением для деятельности органов внутренних дел. Однако еще большую важность представляет собой изучение и работа над вопросом отклонения от норм среди несовершеннолетних. В данной области проводятся научные исследования и вырабатываются практические меры профилактики, позволяющие более детально изучить причины отклоняющегося поведения, а также разработать эффективные способы по его преодолению.

Прежде, чем перейти к разбору основных вопросов темы исследования, следует упомянуть влияние уже существующих мер и развивающихся условий, при которых вопрос девиантного поведения несовершеннолетних претерпевает значительные изменения и представляет собой уже несколько иную ситуацию, нежели, существовавшую несколько лет назад. Например, активная профилактическая работа наблюдается в социальных сетях, среди которых можно выделить разработку технологий онлайн-консультирования, интернет-площадок и платформ для организации психологической, консультативной и иной помощи в интернет-пространстве, развитие групп помощи в социальных сетях [1].

Как отмечает Я.С. Дикусар: «К основным формам девиантного поведения относят агрессию, отклонения от учебы, преступность, пьянство и алкоголизм, наркоманию, проституцию, попытки суицида» [2]. Не углубляясь в причины такого поведения, следует сразу отметить, что работа государственных органов по выявлению и предотвращению таких поступков показывает, с какими трудностями и проблемами можно столкнуться на данный момент и какие меры необходимо предусмотреть, чтобы минимизировать возможность или последствия девиантного поведения.

Во-первых, система профилактических мер противодействия девиантному поведению несовершеннолетних. Несмотря на то, что девиантное поведение существует среди несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, административная ответственность, которая предусматривается за совершение противоправных, виновных действий, предусматривается только лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста. Именно поэтому так необходимо разрабатывать профилактические меры, чтобы работать с лицами, не достигшими возраста административной ответственности. К тому же, такие меры способствуют большему доверию несовершеннолетних государству и его структурным подразделениям.

Во-вторых, как показывает обзор действующего законодательства, на данный момент также существуют проблемы в административно-правовых мерах противодействия девиантному поведению среди несовершеннолетних. Согласно статистическим данным, представленным Министерством внутренних дел Российской Федерации по отчету за 2023 год, «по итогам 7 месяцев 2023 года доставлено в органы внутренних дел 2639 несовершеннолетних, из них за совершение правонарушений, влекущие меры административного наказания – 1244, за безнадзорность – 1109, за совершение общественно-опасных деяний до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности – 42» [3]. С этим также может быть связана недостаточная степень разработанности понятийного аппарата на данный момент, который до сих пор отсутствует в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, или в форме специальных правовых актов, которые учитывали бы специфику вопроса и составляли бы пояснительную и четко регламентирующую базу при определении девиантного поведения несовершеннолетних. Например, можно было бы разработать и принять Федеральный закон «О профилактике и предотвращении девиантного поведения среди несовершеннолетних», который создал бы единое понимание работы с несовершеннолетними и прописывал бы все конкретные меры по работе с данной проблемой. Но следует также отметить, что подобные меры до сих пор не предприняты в силу специфики и разнообразия региональных особенностей.

В-третьих, привлечение к содействию по выявлению правонарушений цифровые ресурсы, через которые распространяются сведения, способствующие формированию девиантного поведения среди несовершеннолетних. Это также касается непосредственно работы органов внутренних дел, которых законодатель и государство в целом должны в полной мере, включая все регионы (особенно те, в которых такое поведение среди несовершеннолетних преобладает, а процент правонарушений является высоким по сравнению с другими регионами), обеспечить необходимыми техническим средствами и специально обученными специалистами, которые смогут реализовывать мониторинг социальных сетей и иных цифровых ресурсов. В Распоряжении Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» указано: «Имеют место случаи размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» видеосюжетов со сценами побоев, истязаний и иных насильственных действий в отношении малолетних детей и подростков, что значительно усугубляет психологические травмы жертв. Кроме того, сам факт распространения в информационно-телекоммуникационных сетях подобных видеоматериалов способствует культивированию насилия среди несовершеннолетних и провоцирует их на подобные съемки» [4].

Актуальным является вопрос взаимодействия межведомственных организаций в борьбе с девиантным поведением среди несовершеннолетних. Е. А. Вызулин в своих трудах отстаивает следующую концепцию: «Эффективной мерой общей профилактики девиаций несовершеннолетних является повседневная, наступательная борьба с девиациями во всех их проявлениях. В этой связи правоохранительным органам следует организовывать более тесное взаимодействие с образовательными, досуговыми и оздоровительными учреждениями и организациями, а также с учреждениями, способствующими развитию физической культуры и спорта, активному творческому досугу и занятости несовершеннолетних и молодежи. В частности, целенаправленно и систематически проводить совместные мероприятия» [5]. Соответственно, работа законодателя должна быть комплексной и те меры, которые разрабатываются должны полностью регулировать данный вопрос с применением социальных, психологических и иных необходимых методов работы с несовершеннолетними. Данный факт подразумевает межведомственное взаимодействие и внедрение различных подходов, призванных способствовать предотвращению девиантного поведения детей и подростков. Таким образом, можно сделать вывод, что часто те отклоняющиеся от нормы действия, которые совершают несовершеннолетние, являются результатом не только психологических или социальных аспектов, но и правовых. Поэтому возникает необходимость со стороны государства не только реагировать на проявления девиантного поведения среди несовершеннолетних, но и разрабатывать конкретные профилактические и иные меры в правовом поле, которые непосредственно будут направлены на предотвращение такого поведения и его последствий. Для борьбы с девиантным поведением необходимо предпринять следующие меры: разработать систему профилактических мер противодействия девиантному поведению несовершеннолетних, принять новые правовые акты в данной сфере, привлекать к содействию по выявлению правонарушений цифровые ресурсы. Стоит отметить, что особое место в борьбе с девиантным поведением несовершеннолетних необходимо отводить взаимодействию межведомственных организаций.

Использованные источники:

  1. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях // Портал психологических изданий PsyJournals.ru, 2020. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2020_n2/Bogdanovich_Delibalt.
  2. Дикусар Я.С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. №4. С.28-33.
  3. Отчет МВД России «О состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. URL: https://59.xn--b1aew.xn--p1ai/press/Press_relises/item/42375933/.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р (ред. от 18.03.2021) «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 год» (вместе с «Планом мероприятий на 2021 – 2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года») // Собрание законодательства РФ, 03.04.2017, № 14, ст. 2088.
  5. Вызулин Е.А., Самойлюк Р.Н. Актуальные проблемы противодействия девиантному поведению несовершеннолетних // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. №3. С. 52-57.